Об опыте интеграции рынков электроэнергии Европы1(Часть 4)

Рубрика:

Зарубежный опыт

 

Автор

Тукенов Ануар, инженер, г. Астана, Казахстан

 

    Целевая модель внутреннего рынка электроэнергии с учетом опыта интеграции
    Одной из основных причин недостаточного прогресса в интеграции рынков электроэнергии, наряду с неудовлетворительным выполнением рядом стран требований директив ЕС вследствие отсутствия необходимой политической поддержки, является существование в разных странах ЕС разных моделей рынков электро­энергии и правил торговли на них. Сегодня определенно можно сказать, что в обозримом будущем создаваемый общеевропейский внутренний рынок электроэнергии не будет единым в традиционном смысле рынком электроэнергии с единой структурой и архитектурой, едиными органами управления и общей нормативной правовой базой. Основанием для такого утверждения является сохраняющееся в Европе разнообразие моделей национальных рынков электроэнергии и применяемых рыночных механизмов и правил, и маловероятно в силу политических, экономических и географических различий между странами, что в итоге их удастся полностью гармонизировать. (Показательно, что в разных документах, посвященных вопросам интеграции европейских рынков, конечная цель этого процесса называется по-разному: в одних случаях — единый европейский рынок, в других — внутренний европейский рынок.)
    С другой стороны, прошедший этап интеграции показал, что в случае создания необходимых условий возможно развитие трансграничной торговли электроэнергией и при существующем разнообразии моделей национальных рынков электроэнергии. Главными препятствиями для развития трансграничной торговли электроэнергией на текущем этапе являются недостаточная трансграничная пропускная способность ЛЭП и несовместимость применяемых методов управления перегрузками на них.
    На XV Флорентийском форуме, состоявшемся 24—25 ноября 2008 г., Европейской группе регуляторов (ERGEG) при Еврокомиссии было предложено сформировать Группу по координации проекта — PCG (Project Coordination Group) с участием в ее работе представителей ЕС, национальных регуляторов, ETSO, Europex, Eurelectric и EFET и специальную консультативную группу заинтересованных сторон — ANAG (AD Hoc Advisory Group of Stakeholders) с задачей выработать практичную и реализуемую целевую модель внутреннего рынка электроэнергии Европы, основанную на гармонизации механизмов распределения трансграничной пропускной способности и управления перегрузками на межрегиональном и в перспективе на общеевропейском уровне, а также предложить «дорожную карту» по ее реализации с конкретными мероприятиями. Соответствующие рекомендации PCG и ANAG были представлены на XVII Флорентийском форуме в октябре и декабре 2009 г. и впоследствии легли в основу утвержденного ACER 29 июля 2011 г. Рамочного руководства по раcпределению пропускной способности и управлению перегрузками (Framework Guidelines for Capacity Allocation and Congestion Management — CACM). Рекомендации также содержат «дорожные карты» с мероприятиями по созданию целевых моделей и методику расчета трансграничной пропускной способности.
    CACM предлагает реализовать целевую модель внутреннего рынка электроэнергии Европы на основе существующих моделей национальных рынков электроэнергии путем повсеместного перехода к гармонизированным механизмам распределения трансграничной пропускной способности и управления перегрузками на форвардном рынке, рынке «на сутки вперед», внутрисуточном и балансирующем рынках.
    При этом предполагаются следующие основные принципы целевой модели:

  • определение пропускной способности на основе метода физических потоков или метода располагаемой пропускной способности;
  • гармонизированные правила для трансграничных поставок;
  • деление внутреннего рынка электроэнергии Европы на зоны подачи заявок;
  • единый для стран ЕС центр распределения долгосрочных прав на пропускную способность (в виде финансовых прав или прав на физическую передачу);
  • неявные (опосредованные) аукционы, проводимые по единому алгоритму ценового «соединения», на которых одновременно с применением принципа маржинального ценообразования определяются объемы и цены во всех зонах внутреннего рынка Европы;
  • непрерывная централизованная торговля в сочетании с региональными аукционами в тех зонах, где имеется достаточная ликвидность для такой торговли;
  • «твердость» (безотзывность) прав на пропускную способность.
    Основные принципы торговли межрегиональной трансграничной пропускной способностью:
  • централизованное эффективное использование трансграничной пропускной способности;
  • доступность и прозрачность для участников рынков электроэнергии по всей Европе;
  • возможность быстрой реализации результатов торговли;
  • возможность участия различных национальных систем внутрисуточной торговли, если они совместимы с системой межрегионального внутрисуточного рынка;
  • продолжение торговли вплоть до времени реальной поставки электроэнергии (предпочтительно вплоть до часа, предшествующего часу поставки);
  • горизонт торговли — до конца следующих суток.
    Целевая модель внутреннего рынка электроэнергии стран ЕС состоит из четырех его субрынков:
    а) форвардного рынка, на котором за год, месяц или неделю вперед заключаются двусторонние форвардные контракты на физическую поставку, о которых участники рынка должны сообщать соответствующему ТСО2 не позднее начала функционирования рынка «на сутки вперед». Участники рынка, желающие осуществлять поставку электроэнергии через сечения, испытывающие перегрузку, должны заблаговременно купить права на физическую передачу или финансовые права на передачу через эти сечения на специально организуемых для этого прямых аукционах;
    б) рынка «на сутки вперед», на который заявки на куплю-продажу электроэнергии могут подаваться до 12.00 дня, предшествующего операционным суткам. Возможные объемы трансграничных поставок (и соответственно возможные трансграничные сделки) определяются пропускной способностью, согласованно рассчитанной соответствующими ТСО с учетом пропускной способности, ранее распределенной (проданной) на форвардном рынке. В связи с этим заключенные на этом рынке сделки на куплю-продажу электроэнергии автоматически обеспечиваются необходимой для их реализации пропускной способностью. Аукционы по продаже или распределению пропускной способностью на рынке «на сутки вперед» не проводятся.
     Целевая модель рынка «на сутки вперед» предполагает «соединение» рынков, предусматривающее единовременное и скоординированное определение цен «на сутки вперед» по всей Европе и соответственно трансграничных объемов передачи электроэнергии на всех границах между зонами электроэнергетических бирж или зонами торговли в соответствии с централизованно рассчитанной пропускной способностью;
    в) внутрисуточного рынка, на котором осуществляется непрерывная торговля электроэнергией, начиная с момента закрытия рынка «на сутки вперед» и заканчивая за один час до начала часа фактической поставки. Распределение располагаемой пропускной способности осуществляется так же, как и на рынке «на сутки вперед»;
    г) балансирующего рынка, функционирующего в течение часа, предшествующего часу фактической поставки, и на котором ТСО покупают у участников рынка необходимую для балансирования энергосистемы балансирующую электроэнергию. Допускаемые участниками рынка дисбалансы финансово урегулируются по цене дисбаланса, методика определения которой пока находится в стадии обсуждения.
    Основные результаты прошедшего этапа интеграции
    В ходе многолетней работы по созданию внутреннего европейского рынка электроэнергии был достигнут существенный прогресс в решении целого ряда организационных, правовых и технических задач интеграции национальных рынков электроэнергии в отношении:
  • обеспечения открытого и недис­криминационного доступа к передающим электрическим сетям;
  • методов управления трансграничными перегрузками, прежде всего определения и распределения ограниченной пропускной способности межсистемных ЛЭП;
  • гармонизации тарифов на доступ к сети и механизма взаимной компенсации между ТСО;
  • гармонизации регуляторной базы и компетенции регулирующих органов;
  • определения прав и обязанностей национальных ТСО;
  • возможных правил торговли электроэнергией между национальными рынками электроэнергии с разной степенью либерализации и разным дизайном.
    Итогами этой работы стали:
    а) создание семи региональных рынков электроэнергии в качестве промежуточного этапа формирования единого рынка электроэнергии, на которых продолжаются поиск и практическая отработка наилучших решений по следующим приоритетным направлениям:
    - совершенствование и гармонизация методов управления трансграничными перегрузками,
    - гармонизация методов обеспечения открытого и недискриминационного доступа к передающим электрическим сетям,
    - интеграция балансирующих рынков электроэнергии;
    б) разработка, финансирование и реализация десятилетнего плана развития электрических сетей государств — участников ЕС, итогом которого должно стать формирование трансъевропейской электроэнергетической сети TEN-E;
    в) определение целевой модели внутреннего рынка электроэнергии Европы, которая должна быть реализована к 2015 г.
    Вместе с тем интеграция рынков электроэнергии Европы оказалась сложным процессом, и ее темпы были недостаточно быстрыми, чему не в последнюю очередь способствовала недооценка на первых этапах следующих аспектов интеграции большого числа национальных рынков.
    1. Практическая невозможность создания единого, как это планировалось вначале, рынка электроэнергии Европы с единой структурой и архитектурой, едиными органами управления и правилами торговли.
    В странах Европы существуют разные модели рынков электроэнергии, и создание на их основе единого рынка потребовало бы консенсуса всех стран ЕС по модели и другим параметрам будущего рынка и соответственно отказа целого ряда стран от собственной модели рынка, что на практике оказалось невыполнимым из-за непреодолимых разногласий между странами по этому вопросу, а также из-за нежелания ряда стран потерять контроль над таким важнейшим сектором экономики, как электроэнергетика. Решение этой задачи стало еще более трудным, когда количество стран — членов ЕС увеличилось — с 15 в 1995 г. до 27 в 2007 г.
    Исходя из этого, в 2011 г. было решено, что общеевропейский рынок электроэнергии будет создаваться поэтапно и что целевая модель этого рынка не предусматривает создания единого в вышеуказанном смысле рынка электроэнергии, а предполагает создание в рамках существующих моделей национальных рынков необходимых условий для развитой трансграничной торговли электроэнергией за счет обеспечения недис­криминационного доступа к передающим сетям и перехода к гармонизированным механизмам распределения трансграничной пропускной способности и управления перегрузками;
    2. Необходимость своевременного создания эффективных механизмов подготовки, принятия и реализации по принципиальным вопросам интеграции рынков, по многим из которых позиции национальных правительств, регуляторов и ТСО, а также участников рынка не совпадали.
    Для решения этой проблемы были приняты, в частности, следующие меры:
  • создание в 2010 г. Агентства по сотрудничеству регулирующих энергетику органов ACER и формирование высшего органа агентства — Совета регуляторов.
  • Агентство получило достаточно широкие полномочия в вопросах разработки общеевропейских и национальных сетевых кодексов по техническим вопросам и по мониторингу деятельности ENTSO.
  • преобразование с 3 марта 2011 г. ENTSO-E из организации с добровольным членством в организацию ЕС, где национальные ТСО будут сотрудничать между собой и взаимодействовать с другими институтами ЕС в целях содействия созданию и функционированию внутреннего рынка электроэнергии, трансграничной торговли и обеспечения оптимального управления, координированного функционирования и технической эволюции европейской сети передачи электроэнергии;
  • проведение, начиная с 1998 г., дважды в год Европейского форума регулирования электро­энергетики (Флорентийского форума) в качестве нейтральной и неформальной общеевропейской площадки для обсуждения вопросов интеграции рынков электро­энергии Европы с участием широкого круга заинтересованных сторон, в том числе представителей национальных регулирующих органов, Еврокомиссии, операторов передающих систем, трейдеров и потребителей;
  • определение и разграничение в 2004 г. полномочий ЕС и государств — членов ЕС в области энергетической политики.
    К полномочиям ЕС, например, были отнесены обеспечение функционирования внутреннего европейского рынка энергии и безопасности поставок энергии в союзе, повышение энергоэффективности и энергосбережения, а также развитие новых и возобновляемых источников энергии. К полномочиям государств — членов ЕС были отнесены право определять условия использования их энергетических ресурсов, право выбора между различными источниками энергии, а также право определять структуру энергетики в пределах своих границ.
    Это позволяет ЕС в рамках своих полномочий, к которым относятся и важнейшие вопросы интеграции рынков электроэнергии, принимать обязательные для исполнения решения. В качестве примера можно привести третий законодательный пакет по либерализации энергетических рынков Европы, принятый в рамках новых полномочий ЕС, который в отличие от первой директивы и второго законодательного пакета носит не рекомендательный, а директивный характер.
    3. Необходимость создания стимулов для развития трансграничной электросетевой инфраструктуры в связи с отсутствием таких стимулов у владельцев электрических сетей и ТСО.
    Для решения этой проблемы, помимо разработки десятилетнего плана развития электрических сетей государств — участников ЕС, были приняты следующие меры:
  • в 2010 г. для финансирования разработки технико-экономических обоснований проектов TEN-E создан специальный фонд с ежегодным бюджетом 20 млн евро;
  • в марте 2010 г. Еврокомиссия решила предоставить грант в 910 млн евро на реализацию 12 важнейших проектов строительства межсистемных ЛЭП. Надо полагать, что практика предоставления грантов в этой области будет продолжена;
  • постановлением ЕС от 13.07.09 о мерах по совершенствованию условий доступа к сети для трансграничного обмена электроэнергией были регламентированы правила распределения доходов от трансграничных перегрузок и правила взаимной компенсации при транзите между соответствующими ТСО.
    Следует отметить, что, несмотря на большую проведенную работу и достигнутый прогресс по многим важным вопросам интеграции, остались и не решенные пока вопросы, такие, например, как:
  • сохраняющийся во многих странах (а в некоторых странах и повышающийся) уровень концентрации производства.
    Причиной этого является прежде всего нежелание энергокомпаний, доминирующих в этих странах, и соответствующих правительств создавать конкуренцию на своих рынках со стороны иностранных компаний.
    Такая позиция особенно характерна для стран с более высоким по разным причинам (например, отсутствие собственных источников первичных энергоносителей) уровнем цен на электроэнергию, где существуют опасения, что конкуренция со стороны иностранных компаний неблагоприятно скажется на жизнеспособности национальных производителей и на энергетической безо­пасности страны. Кроме того, в отдельных странах крупные энергокомпании не только сохранили свою рыночную власть, но и усилили ее за счет слияния с другими энергокомпаниями, а также за счет диверсификации своей деятельности — например, путем слияния с компаниями, занимающимися поставками газа или приобретения генерирующих и газовых активов, в том числе в других странах. Такая стратегия характерна в последние годы для многих известных европейских компаний, стремящихся обеспечить свою эффективность и конкурентоспособность в новых условиях.
    Очевидно, что эти процессы не способствуют развитию конкуренции и снижению уровня концентрации производства и создают условия для сохранения и усиления рыночной власти доминирующих в этих странах энергокомпаний;
  • труднореализуемость на текущем этапе интеграции балансирующих рынков из-за технических сложностей, обусловленных в том числе значительным объемом нестабильных поставок электроэнергии от установок ВИЭ;
  • практическое отсутствие конкуренции на розничных рынках.
    В связи с полученными в ходе интеграции европейских рынков электроэнергии уроками в ходе общеевропейской дискуссии, в том числе и на Флорентийском форуме, была подтверждена настоятельная необходимость выполнения странами соответствующих директив ЕС, и в первую очередь основных условий дальнейшего развития трансграничной торговли электроэнергией и интеграции рынков электроэнергии.
    Как отмечается в заявлении Европейского совета в феврале 2011 г., выполнение этих условий должно позволить к 2014 г. завершить создание внутреннего рынка электроэнергии Европы, на котором будут обеспечены свободные перетоки электроэнергии между странами ЕС. Ожидается, что с этого же года вступят в силу обязательные правила организации рынка и торговли на нем.