Об опыте интеграции рынков электроэнергии Европы1(Часть 2)

Рубрика:

Зарубежный опыт

 

Автор

Тукенов Ануар, Инженер, Астана, Казахстан

 

    Рыночные структуры, рекомендованные для рынков электроэнергии стран ЕС
    Оптовые рынки
    Оптовые рынки электроэнергии разных государств — членов ЕС до принятия решения о создании внутреннего европейского рынка электроэнергии имели (да и сейчас имеют) разную рыночную структуру: монополии, олигополии, конкурентные (либерализованные) рынки и их разновидности. И с самого начала встал вопрос, возможна ли конкурентная трансграничная торговля электроэнергией между рынками со столь разной рыночной структурой, и если нет, то какие меры следует принять для обеспечения необходимой конкуренции.
    В принципе трансграничная торговля электроэнергией может осуществляться (и осуществляется) между рынками с разной рыночной структурой, в том числе и между вертикально интегрированными энергокомпаниями — монополиями, т.е. без либерализации рынков электроэнергии. Однако вертикально интегрированные энергокомпании, как и любые монополии, не заинтересованы в доступе на контролируемые ими рынки новых участников — конкурентов. Таким компаниям трансграничная торговля электроэнергией нужна прежде всего для взаимного предоставления системных услуг и взаимопомощи в аварийных ситуациях и менее всего — для развития конкуренции и открытия контролируемых ими рынков для новых игроков и сторонних инвесторов.
    Итогом этого является их незаинтересованность в строительстве новых и развитии существующих межсистемных электрических связей (межсистемных ЛЭП) сверх пределов, достаточных для оказания системных услуг и взаимопомощи в аварийных ситуациях, и явное или скрытое препятствование доступу к своим сетям других участников. К тому же структура монопольного рынка не предусматривает создания всех субрынков, необходимых для полноценной интеграции рынков электроэнергии.
    С другой стороны, очевидно, что полная либерализация рынков создает наилучшие предпосылки для развития конкуренции и трансграничной торговли. Однако между правительствами государств — членов ЕС, в электроэнергетике которых присутствует большое разнообразие рыночных структур, имелись серьезные разногласия по вопросам путей и степени либерализации и открытия для конкуренции их национальных рынков.
    ЕС, понимая непреодолимость этих разногласий в ближайшей перспективе и исходя из того, что для развития трансграничной конкуренции необходим как минимум доступ поставщикам из других стран к национальным передающим сетям, в своих директивах по созданию внутреннего рынка электроэнергии предоставил государствам-членам возможность выбрать один из следующих вариантов рыночной структуры для электроэнергетики:

  • оптовый рынок единого покупателя;
  • рынок с открытым доступом к передающим сетям для третьих лиц;
  • конкурентный оптовый рынок (рекомендуемый вариант).
    Первые два варианта относятся к рынкам с неполной конкуренцией, а третий вариант имеет две основные модификации — обязательный централизованный рынок (гросс-пул) и рынок двусторонних контрактов (нетто-пул).
    Большинство государств — членов ЕС предпочли тот или иной вариант конкурентного оптового рынка, некоторые — рынок с открытым доступом для третьих лиц, и только Италия выбрала рынок единого покупателя.
    Розничные рынки электроэнергии
    В настоящее время розничные рынки электроэнергии в Европе находятся на разных стадиях развития. Некоторые рынки были либерализованы более десяти лет назад, в то время как на других этот процесс еще не завершен, но с 1 июля 2007 г. все потребители государств — членов ЕС, в том числе малые предприятия и домашние хозяйства, получили право выбирать своего поставщика
    Директивы ЕС, хотя и определили общие для всех государств-членов принципы организации розничного рынка электроэнергии, не преду­сматривают пока единую для них модель. Поэтому розничные рынки электроэнергии государств — членов ЕС находятся на разных стадиях развития и различаются в части дизайна, условий доступа и других важных характеристик, что представляет дополнительные трудности для их интеграции.
    Целевая модель единого европейского рынка электроэнергии на начальном этапе интеграции
    Как сказано выше, в странах ЕС разные модели оптовых рынков электроэнергии (существуют различия и между организацией розничных рынков, но в силу их значительно меньшего, чем у оптовых рынков, влияния на трансграничную торговлю, они здесь не рассматриваются), поэтому изначально встал вопрос, каким в итоге будет конечная модель создаваемого в Европе единого рынка электроэнергии и будет ли он единым в традиционном смысле рынком электроэнергии с единой структурой и архитектурой, едиными органами управления и нормативной правовой базой. В то же время было очевидно, что в случае создания единый европейский рынок электроэнергии будет иметь конкурентную структуру. Что касается его архитектуры, то, судя по публикациям на начальных этапах интеграции, можно было предположить, что набор субрынков и взаимодействие между ними в идеале будут схожи с аналогичными характеристиками развитого конкурентного рынка двусторонних контрактов электроэнергии + рынок ограниченной пропускной способности межсистемных электрических связей.
    Такая модель внутреннего рынка электроэнергии позволила бы всем его участникам принимать участие в торговле на любом из национальных рынков с аналогичной рыночной структурой практически на равных условиях, в частности, для оптимизации своих портфелей продаж/покупок за счет участия во всех субрынках. Для этого всем участникам рынка должна быть предоставлена возможность осуществлять следующие основные рыночные операции:
    форвардная (за годы, месяцы, недели и дни) продажа/покупка (размещение) прав на пользование ограниченной пропускной способностью межсистемных электрических связей для поставок на рынке «на сутки вперед» с учетом при необходимости резерва пропускной способности для поставок на внутридневной и балансирующий рынки (при отсутствии ограничений на передачу такое размещение прав на пропускную способность не производится).
    Права на пропускную способность могут быть физическими, дающими право на физическую поставку, или финансовыми, дающими право на получение дохода на рынке «на сутки вперед» в виде разницы цен на соседних рынках. В случае транзита через электрические сети третьей страны (третьих стран) необходимо также согласование этого транзита с соответствующим(и) ТСО2;
  • заключение фьючерсных и форвардных контрактов на поставку электроэнергии на двусторонней основе или на бирже;
  • торговля на рынке «на сутки вперед» посредством заключения свободных двусторонних контрактов и/или участия в биржевых торгах;
  • составление предварительного диспетчерского графика на основе отобранных в соответствии с правилами рынка поставок и определение неиспользованной пропускной способности межсистемных ЛЭП;
  • повторное размещение неиспользованной участниками или ранее неразмещенной пропускной способности межсистемных ЛЭП;
  • торговля на внутридневном рынке посредством заключения свободных двусторонних контрактов и/или участия в биржевых торгах;
  • участие в балансирующем рынке;
  • финансовое урегулирование трансграничных поставок и связанных с ними дисбалансов, а также платежей в рамках механизма взаимной компенсации между ТСО.
    На начальных этапах интеграции рынков электроэнергии Европы ожидалось, что все указанные операции будут осуществляться в рамках единого общеевропейского рынка электроэнергии. Однако большое разнообразие существующих на европейских рынках электроэнергии рыночных структур, архитектуры и правил торговли и большие трудности в их интеграции в первую очередь из-за разногласий государств — членов ЕС в этом вопросе стали причиной того, что ЕС решил двигаться к созданию единого внутреннего рынка через промежуточное создание и развитие региональных рынков электроэнергии.
    Региональные рынки в качестве промежуточного этапа создания единого рынка электроэнергии
    В марте 2004 г. Еврокомиссия опубликовала стратегическую книгу «Среднесрочное видение внутреннего рынка электроэнергии», в которой изложила свое видение дальнейшего процесса создания внутреннего европейского рынка электроэнергии. В частности, в этом документе предлагалось двигаться к конечной цели — интегрированному внутреннему рынку электроэнергии через промежуточный этап в виде создания и развития нескольких региональных рынков с максимально возможной гармонизацией рыночных правил и механизмов.
    Первоначально в 2004 г. Еврокомиссия в качестве промежуточного этапа выдвинула идею создания восьми региональных рынков электроэнергии, при том понимании, что национальные рынки государств-членов входят только в один из региональных рынков (рис. 1).
    Но весной 2006 г. ERGEG3, исходя из того, что большинство государств-членов имеет общие границы с двумя и более государствами-членами, опубликовала свою Региональную электро­энергетическую инициативу (далее — Региональная инициатива), в которой в качестве промежуточного этапа создания единого рынка электроэнергии предложила создать не восемь, а семь региональных рынков электроэнергии, предусматривающих возможность вхождения национальных рынков в два и более региональных рынков (рис. 2).
    Задачей регуляторов, энергокомпаний и правительств государств в рамках Региональной инициативы является разработка на единых принципах и реализация при участии и координации ЕС согласованных мер по развитию и интеграции как национальных рынков электро­энергии, так и собственно регионального рынка. При этом особо отмечается, что создание региональных рынков не является конечной целью и предпринимается только с целью способствования созданию единого европейского рынка электроэнергии.
    В целом «дорожная карта» создания единого европейского рынка электроэнергии после принятия второго законодательного пакета выглядела следующим образом:
  • 2005—2007 гг. — продолжение либерализации национальных рынков электроэнергии;
  • 2005—2009 гг. — интеграция внутри регионов;
  • 2005—010 гг. — координация между регионами;
  • 2007—2012 гг. — интеграция на европейском уровне.
    Однако на практике темпы интеграции оказались медленнее, чем планировалось.
    Трансъевропейская электрическая сеть
    История вопроса
    Интегрированные и надежные электрические сети с достаточной пропускной способностью являются обязательным условием для эффективного функционирования любого рынка электроэнергии, в том числе и для целевого внутреннего рынка электроэнергии Европы. Поэтому недостаточно развитые межсистемные связи были (и в значительной степени остаются) главным техническим барьером, препятствующим интеграции национальных рынков электро­энергии Европы.
    Существующие передающие и распределительные электрические сети в Европе были построены в основном между 1950 и 1990 гг., до либерализации рынков электроэнергии. Основной целью их создания было обеспечение надежной транспортировки электроэнергии в пределах национальных энергосистем. Межсистемные электрические связи между национальными энергосистемами в этот период создавались преимущественно для обеспечения параллельной работы энергосистем в интересах повышения безопасности электроснабжения без учета сколько-нибудь значительных трансграничных коммерческих поставок электроэнергии.
    Развитие трансграничной торговли электроэнергией дало дополнительный импульс развитию европейской межсистемной инфраструктуры. В результате к 2008 г. в Европе сформировалась передающая электрическая сеть (рис. 3). В ней можно выделить центральную зону (охватывающую прежде всего энергосистемы стран Центральной Европы) с относительно хорошо развитыми межсистемными связями и периферийные зоны (энергосистемы Великобритании, Ирландии, Испании, Португалии и скандинавских стран) с относительно слабыми межсистемными связями.
    В целом пропускная способность межсистемных связей была недостаточной для трансграничной торговли электроэнергией в объемах, необходимых для создания общеевропейского конкурентного рынка. Для решения этой проблемы Еврокомиссия предприняла ряд шагов, включая определение критических для трансграничной торговли сечений межсистемных связей, для развития которых были объявлены меры финансовой поддержки со стороны Евросоюза. К ним были отнесены, например, межсистемные связи между энергосистемами Франции, Германии и странами Бенилюкса, между Францией и Испанией, между Данией и Германией.
    Другим важным шагом стало принятие в 2002 г. Евросоюзом решения о том, что пропускная способность межсистемных связей должна быть не менее 10% от суммарной установленной мощности электростанций соответствующих энергосистем. Установление единой для всех границ «планки» было подвергнуто критике, т.к. не учитывало ни географическое положение стран, ни реальную потребность в трансграничной пропускной способности на их границах, определяемую в первую очередь разностью цен на электроэнергию на соответствующих национальных рынках.
    Как уже было сказано, в качестве промежуточного шага на пути построения единого европейского рынка электроэнергии было принято решение о создании региональных рынков, что невозможно сделать без наличия межсистемных связей с достаточной пропускной способностью между национальными энергосистемами. Поэтому третий законодательный пакет ЕС содержит требования о совместном планировании национальными ТСО строительства передающих сетей и разработке на этой основе общеевропейского десятилетнего плана их развития. Целевыми задачами при этом являются техническое обеспечение трансграничной торговли электроэнергией, создание условий для развития ВИЭ, повышение надежнос­ти и безопасности функционирования общеевропейской интегрированной энергосистемы. Естественно, что решение этих задач требует согласованной и скоординированной работы всех национальных ТСО, имеющих зачастую разные взгляды и интересы по этому вопросу.
    Поэтому ERGEG сочла необходимым провести широкие консультации с целью выработки единой позиции и разработки на ее основе руководящих указаний для ТСО и их ассоциации — ENTSO-E4 по формированию десятилетнего плана развития передающих сетей.
    В результате в 2010 г. Еврокомиссия опубликовала коммюнике о развитии передающих сетей с указанием приоритетных ЛЭП, а ENTSO-E приняла десятилетний план развития электрической сети на 2010—2020 гг. Этот план содержит наиболее точную информацию о планируемых инвестиционных проектах европейского значения, в том числе обозначает семь приоритетных кластеров с общей потребностью в инвестициях по 2015 г. от 23 млрд до 28 млрд евро, из которых основная часть предназначена для регионов Северного и Балтийского морей.
    Трансъевропейская электрическая сеть
    Итогом реализации вышеуказанного десятилетнего плана развития электрических сетей государств — участников ЕС должно стать формирование трансъевропейской электроэнергетической сети — TEN-E (Trans-European Energy Networks), решение о чем было принято Парламентом и Советом Евросоюза 6 сентября 2006 г.
    Основные цели создания TEN-E:
  • создание условий для эффективного функционирования внутреннего рынка электроэнергии Европы на основе предоставления потребителям национальных рынков широкого выбора поставщиков электроэнергии и улучшения условий для конкурентного ценообразования;
  • повышение безопасности энергоснабжения и диверсификация их источников. Это, в частности, предполагает развитие электрических связей с энергосистемами, не входящими в ЕС третьих стран как в Европе, так и в Средиземноморье, бассейнах Черного и Каспийского морей, а также на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива;
  • укрепление территориального единства Евросоюза за счет предоставления потребителям и производителям отдаленных и изолированных регионов доступа к общеевропейской электрической сети;
  • устойчивое развитие электро­энергетики, прежде всего за счет улучшения условий для развития ВИЭ и применения более эффективных технологий производства и передачи электроэнергии.
    Категории проектов TEN-E:
  • проекты общеэкономического интереса. К ним относятся экономически эффективные проекты, оцениваемые с точки зрения их окупаемости, влияния на окружающую среду, безопасности энергоснабжения и укрепления территориального единства;
  • приоритетные проекты, отбираемые из проектов общеэкономического интереса. Критериями отбора являются их значимость для эффективного функционирования внутреннего европейского рынка электроэнергии, влияние на безопасность энергоснабжения и развитие ВИЭ. Основные приоритетные проекты ЛЭП показаны на рис. 4.
  • проекты европейского интереса, к которым относятся те из приоритетных проектов, которые направлены на создание или усиление трансграничных электрических связей. Такие проекты имеют приоритет в финансировании Евросоюзом за счет специального бюджета TEN-E и других источников.
    Внешние электрические связи
    Поскольку внутренний энергетический рынок Европы сильно зависит от импорта энергоресурсов, план создания TEN-E предусматривает построение новых маршрутов для импорта электроэнергии из энергосистем стран бассейна Каспийского моря, Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
    Режим благоприятствования для развития TEN-E
    Проекты TEN-E, особенно проекты европейского интереса, объявлены важнейшими и наиболее срочными проектами, и государства — члены ЕС обязаны принять все необходимые меры для их скорейшей реализации. Третьи страны, участвующие в реализации проектов TEN-E, также обязаны содействовать завершению этих проектов в соответствии с их обязательствами в рамках Энергетической хартии.
    Координатор плана TEN-E
    Функции координатора плана создания TEN-E возложены на Агентство по сотрудничеству регулирующих органов (ACER).
    Бюджет TEN-E
    Для финансирования разработки технико-экономических обоснований проектов TEN-E создан специальный фонд с ежегодным бюджетом в 20 млн евро.
    В марте 2010 г. Еврокомиссия решила предоставить грант в 910 млн евро на реализацию 12 важнейших проектов строительства межсистемных ЛЭП.
    Региональная передающая сеть
    Региональная передающая сеть формируется из тех элементов передающих сетей стран — участниц регионального рынка, которые обеспечивают трансграничную торговлю электроэнергией. Предполагается, что на полностью интегрированном региональном рынке управление и планирование региональной передающей сетью будет осуществляться централизованно.
    Транспортные системныеоператоры
    Назначение ТСО
    Публикация в сентябре 2007 г. предложений Еврокомиссии по третьему законодательному пакету вызвала широкую дискуссию в отношении институциональной структуры передачи электроэнергии, и в частности, по вопросу назначения ТСО.
    В итоге, Директивой 2009/72/EC от 13.02.09 государствам — членам ЕС был предоставлен выбор между назначением:
  • транспортного системного оператора (transmission system operator), в лице предприятия, владеющего передающей системой;
  • независимого оператора передающей системы (НТСО) или
  • независимого системного оператора (НСО).
    Назначение НСО или НТСО преду­сматривает сохранение у вертикально интегрированной компании права собственности на сетевые активы.
    Для соблюдения интересов акционеров вертикально интегрированной компании государству-члену предоставляется право выбора одного из следующих вариантов разделения права собственности:
  • путем прямой продажи сетевых активов или
  • через разделение акций вертикально интегрированной компании на акции сетевого предприятия и акции оставшихся предприятий по производству и поставке электроэнергии.
  •     НСО назначается правительством с согласия Еврокомиссии и является отдельным юридическим лицом, самостоятельным в принятии относящихся к его деятельности решений, но не владеющим переданными ему в управление сетевыми активами.
        Владелец передающих сетей, в частности, обязан:
    • оказывать НСО всю необходимую поддержку и содействие в выполнении поставленных перед ним задач;
    • финансировать инвестиции, определенные НСО и одобренные регулятором, или дать согласие на финансирование другой заинтересованной стороной;
    • предоставлять гарантии для финансирования проектов расширения передающей сети.
        НТСО назначается правительством по рекомендации вертикально интегрированной компании и является юридически отдельной компанией, созданной в составе вертикально интегрированной компании, но независимой от последней в принятии относящихся к ее деятельности решений.
        НТСО должен быть обеспечен трудовыми, техническими, физическими и финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций транспортного системного оператора. В частности активы, необходимые для выполнения его функций транспортного системного оператора, должны быть собственностью НТСО. Финансовые ресурсы для инвестиционных проектов, должны быть своевременно предоставлены НТСО вертикально интегрированной компанией на основании соответствующего запроса.
        Задачи и ответственность ТСО
        К основным задачам и ответственности ТСО относится:
    • обеспечение долгосрочной способности передающей системы передавать электроэнергию в условиях прогнозируемого роста потребления;
    • содействие безопасности поставок за счет адекватной пропускной способности и надежности передающей системы;
    • планирование режимов и управление передающей системой с учетом трансграничных перетоков электроэнергии;
    • осуществление закупок электро­энергии для компенсации потерь в сетях, а также резервов генерирующих мощностей на основе прозрачных, недискриминационных и рыночных процедур;
    • предоставление оператору любой другой энергосистемы, с которой имеются межсистемные электрические связи, информации, необходимой и достаточной для обеспечения ее безопасного и эффективного функционирования;
    • недопущение дискриминации между пользователями передающих сетей;
    • предоставление пользователям информации, необходимой им для получения доступа к передающим сетям.