Розничные рынкинеценовых зон:анализ изменений 2011 г.

 

Автор

Гудкова Светлана, Заместитель начальника Управления регулированияэлектроэнергетической отрасли ФСТ России

 

    С учетом исторически сложившихся особенностей размещения генерирующих объектов и топологию сетевого комплекса, к неценовым зонам оптового рынка электроэнергии отнесены Республика Коми, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Архангельская, Калининградская и Амурская области, а также Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия). Согласно нормам Федерального закона «Об электро­энергетике» на указанных территориях посредством установления ФСТ России соответствующих тарифов для работающих в этих зонах поставщиков электро­энергии, осуществляется полное государственное регулирование цен на электрическую энергию и мощность индикативных цен на покупку электроэнергии и мощности для покупателей оптового рынка, а также посредством установления органами государственного регулирования тарифов перечисленных субъектов Российской Федерации — тарифов для всех субъектов розничных рынков на этих территориях.
    В соответствии с Правилами оптового рынка, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.10 № 1172, электрическую энергию и мощность на оптовом рынке неценовых зон следует приобретать по регулируемым ценам. В то же время стоимость электроэнергии для потребителей определяется в отношении каждого часа поставки на основании тарифов поставщиков, обеспечивающих потребление заявленных объемов электрической энергии. Таким образом, в зависимости от загрузки тех или иных генерирующих объектов цена на электроэнергию меняется каждый час. Кроме того, покупатели электричес­кой энергии несут ответственность за качество планирования почасовых объемов потребления на рынке, что также отражается на изменении фактической стоимости электроэнергии относительно утвержденных цен (тарифов) на оптовом рынке для каждого субъекта Российской Федерации.
    Необходимо отметить, что Правила оптового рынка в неценовых зонах, предусматривающие почасовое планирование, почасовое определение стоимости электрической энергии, снижение цен на мощность в случае невыполнения требований по готовности генерирующего оборудования и многие другие рыночные механизмы определения справедливой цены электроэнергии, были введены в 2007 г. В то же время до 1 марта 2011 г. на розничном рынке неценовых зон сохранялась тенденция оплаты электрической энергии по установленному тарифу, который рассчитывался на год вперед, исходя из принятых тарифно-балансовых решений.
    Очевидно, что Правила оптового рынка с гибкими, меняющимися каждый час ценами не транслировались на розницу, где абоненты оплачивали электрическую энергию по фиксированным тарифам, не позволяя тем самым доводить до конечного потребителя ценовые сигналы оптового рынка, где основным критерием загрузки генерирующих объектов является минимизация стоимости производства электрической энергии. Вместе с тем не были прописаны обязательства крупных промышленных потребителей за планирование собственных объемов энергопотребления, на базе которых сбытовые компании должны были заявлять свой профиль электропотребления на оптовом рынке. Вследствие применения различных правил регулирования возникала разность финансовых потенциалов оптового и розничного рынков.
    С целью создания единых условий обращения электрической энергии на оптовом и розничном рынках в рамках совершенствования правил функционирования розничных рынков в неценовых зонах 15 мая 2010 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 344 «О расчете стоимости электрической энергии (мощности) для потребителей в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка». Этим документом закреплены новые принципы определения регулируемых цен на розничных рынках исходя из оптовых цен, а также обязанность крупных промышленных потребителей розничного рынка производить почасовое планирование собственного электропотребления.
    В рамках реализации данного постановления Федеральная служба по тарифам 30 ноября 2010 г. утвердила Правила применения цен (тарифов) в неценовых зонах оптового рынка № 364-э/4 (далее — Правила). В соответствии с ними цена для конечных потребителей (за исключением населения и приравненных к нему категорий) устанавливается на основании розничного тарифа, введенного региональным регулятором, с учетом отражения изменений цены оптового рынка относительно утвержденной индикативной цены (коэффициент альфа) и влияния потребления электрической энергии населением (коэффициент бета). В случае снижения цены оптового рынка относительно утвержденных индикативных цен коэффициент альфа становится отрицательным, и, соответственно, цена поставки электроэнергии конечным потребителем падает. Коэффициент бета усиливает эту зависимость.
    До начала осуществления расчетов по данным Правилам ФСТ России и Совет рынка провели масштабную работу по разъяснению новых особенностей ценообразования конечным потребителям и гарантирующим поставщикам с организацией выездных семинаров во всех неценовых зонах оптового рынка. Гарантирующие поставщики и сбытовыекомпании своевременно организовали договорную кампанию с подписанием дополнительных соглашений, предусматривающих изменение принципов формирования конечной цены.
    Правила вступили в силу 1 марта 2011 г., а уже 15 апреля потребители увидели первые результаты их применения (табл. 1).
    Таким образом, за март 2011 г. цена на электрическую энергию для конечных потребителей Архангельской области и Республики Саха (Якутия) упала на 5,4%, в остальных регионах она практически не изменилась относительно регулируемого розничного тарифа. И только в Республике Коми электрическая энергия подорожала на 9%, что обусловлено наличием избыточных генерирующих мощностей на ее территории.
    Существенно ниже, чем для покупателей оптового рынка, на начальном этапе были повышающие коэффициенты оплаты отклонений фактического почасового объема электропотребления от плановых показателей, поданных конечными потребителями, а диапазоны их применения были значительно шире оптовых. До 20% объемов отклонений не подлежали оплате.
    В апреле — июне тенденция снижения тарифов для конечных потребителей сохранилась. Пик пришелся на июнь, когда цены для потребителей Дальнего Востока и Архангельской области опустились на 14—19%, Калининградской области — на 7% (см. рисунок).
    Данное снижение было обусловлено использованием коэффициентов сезонности по оплате мощности, сокращением потребления электрической энергии, загрузкой более эффективных и менее затратных генерирующих объектов, а также значительной выработкой сверхбалансовых объемов электрической энергии на гидравлических электростанциях Дальнего Востока.
    Во исполнение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.11 № 877 ФСТ России в Правила внесены коррективы по отмене оплаты отклонений потребителями электроэнергии, присоединенная мощность энергопринимающего оборудования которых составляет не более 750 кВА, а также по увеличению продолжительности переходного периода по оплате отклонений для крупных конечных потребителей со сниженными повышающими коэффициентами (относительно принятых на оптовом рынке).
    По итогам применения Правил за 10 месяцев 2011 г. (с 1 марта по 31 декабря) экономия потребителей за поставленную электрическую энергию в неценовых зонах оптового рынка составила 1,7 млрд руб., или около 4,5% от установленных тарифов (табл. 2).
    Вместе с тем необходимо отметить, что декабрь 2011 г. стал первым месяцем, когда фактическая цена электрической энергии для потребителей неценовых зон в целом превысила установленные показатели (исключением стали Архангельская, Калининградская области и Республика Саха — Якутия). Главными факторами роста на Дальнем Востоке стали низкий температурный график, снижение выработки энергии на Зейской ГЭС по сравнению с плановыми (балансовыми) объемами и, как следствие, увеличение производства электрической энергии на тепловых электростанциях региона.
    Результаты применения Правил ежемесячно анализируются, включая подробную оценку факторов влияния, и принимаются решения о необходимости корректировки отдельных положений. В рамках совершенствования базовых норм в январе-феврале 2012 г. ФСТ России подготовлены изменения в Правила, в том числе предусмотрено увеличение с 2 до 5% интервала, в пределах которого потребители с присоединенной мощностью более 750 кВА, не оплачивают отклонения фактически поставленного объема от договорного, а также продление переходного периода с введением целевых повышающих (понижающих) коэффициентов для последних до 1 июля 2014 г. Надеемся, что грамотные действия гарантирующих поставщиков и сбытовых организаций и ответственное отношение к своим обязательствам со стороны потребителей электроэнергии послужат залогом дальнейшего снижения цен (тарифов) на поставку электроэнергии и мощности для потребителей и в 2012 г.
    Материал подготовленпри информационной поддержкеНП «Совет рынка».