Итоги 2011 г.

 

Автор

 

    (по информации Министерства энергетики РФ)
    Ушедший год стал знаковым для отечественной электроэнергетики. За этот период Минэнерго России совместно с энергетическими компаниями удалось реализовать масштабные инфраструктурные проекты, достичь важных договоренностей с зарубежными партнерами, а также разработать и утвердить нормативно-правовые акты, призванные усовершенствовать процессы регулирования в секторе. В 2011 г. были поставлены рекорды по введению новых мощностей, успешно пройдена подготовка к отопительному сезону, приняты эффективные меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию, начата важная работа по улучшению деятельности сбытовых компаний.
    По оперативным данным, финансирование инвестиционных программ государственными энергокомпаниями в 2011 г. (накопленным итогом) составило более 700 млрд руб. По итогам года было введено 5,8 ГВт новых генерирующих мощностей, что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. Это самый весомый показатель в отечественной энергетике с 1985 г. В 2011 г. максимальное количество современных энергоблоков было введено в Объединенной энергетической системе Урала (Сургутская ГРЭС-2 — 800 МВт, Яйвинская ГРЭС — 422 МВт, Челябинская ТЭЦ-3 — 225 МВт, Среднеуральская ГРЭС — 400 МВт). Урал является промышленным центром России, и подключение высокоэффективных энергомощностей создает хорошую платформу для успешного развития региона, надежного энергоснабжения населения и промышленных предприятий.
    В ноябре 2011 г. состоялся запуск нового энергоблока на Калининской АЭС мощностью 1 ГВт, значимый для всей Объединенной энергетической системы Центра. Эксплуатация современных генерирующих мощностей в регионе позволит бесперебойно поставлять энергию потребителям Центральной части России.
    Также было запущено в работу более 22 тыс. км линий электропередачи и 32 386,4 МВА трансформаторной мощности, что на 11 и 56% соответственно опережает показатели предыдущего года.
    Ранее Минэнерго России был разработан ряд программных отраслевых документов, которые должны структурировать планы по строительству и реконструкции крупных энергообъектов. Важнейшими из них стали Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г., Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2011—2017 гг.
    В 2012 г. запланирован ввод генерирующих мощностей в объеме 6 ГВт. Также будет введено 30 516,9 км (на 36% больше, чем в 2011 г.) линий электропередачи и 29 778 МВА трансформаторной мощности.
    В 2011 г. Министерство энергетики РФ ужесточило контроль над проведением мероприятий по подготовке отрасли к пиковым нагрузкам осенне-зимнего сезона. Результаты оказались значительно лучше, чем в предыдущие годы. Впервые с 2008 г. все предприятия отрасли выполнили утвержденные на 1 октября нормативы по запасам топлива. Кроме того, был увеличен резерв спецтехники — в 2011 г. было закуплено 2400 единиц оборудования, в основном российского производства. Министерство инициировало выездные проверки субъектов электроэнергетики для контроля выполнения ремонтных и инвестиционных программ, технического состояния агрегатов и уровня эксплуатационного обслуживания. Всего в 2011 г. была организована 61 выездная проверка, из них 42 проверки проведено на генерирующих и 19 — на электросетевых объектах.
    Для снижения аварийности были внесены изменения в Лесной кодекс РФ, регулирующие вопросы вырубки деревьев и содержания просек воздушных линий электропередачи в безопасном состоянии. Теперь законодательство позволяет иметь просеки достаточной ширины. Их приведение к новым стандартам прошло без нарушения сроков. Таким образом, в минувшем году сетевые компании расчистили 129 тыс. гектаров (103% от годового плана) от древесно-кустарниковой растительности.
    В течение 2011 г. Минэнерго России проводило последовательную политику по сдерживанию роста цен на электроэнергию. В 2012 г. эта работа будет продолжена. Один из основных ориентиров — безусловное выполнение требований относительно предельных уровней повышения цен и тарифов на электроэнергию, обозначенных в прогнозе социально-экономического развития России на 2012 г. Для этого, как отмечают в Минэнерго России, следует внести существенные поправки в нормативно-правовую базу, в том числе в части утверждения цен для вынужденной и самой дорогой генерации, отмены целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС, корректировки RAB-регулирования электросетевых компаний, а также изменения в Основы ценообразования, Правила оптового рынка, Правила индексации цены на мощности. Пакет поправок подготовлен федеральными ведомствами и направлен в Правительство Российской Федерации.
    Кроме того, самым серьезным образом необходимо пересмотреть инвестиционные программы прежде всего региональных сетевых компаний, в том числе в части объемов, источников финансирования, сроков реализации проектов и снижения стоимости инвестиционных проектов. На заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики 19 декабря 2011 г. на Саяно-Шушенской ГЭС Минэнерго России также предложило установить жесткую взаимосвязь между инвестиционными программами региональных сетевых компаний и территориальными схемами электроэнергетики, в том числе ввести прямой запрет на включение в тарифы инвестиций без утвержденной территориальной схемы электроэнергетики.
    Прошлый год запомнился масштабной работой по совершенствованию отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке. Были детально описаны правила коммерческого учета электрической энергии и порядок ограничения режима потребления, а также уточнен порядок смены гарантирующего поставщика, лишения и присвоения статуса гарантирующего поставщика. Особое внимание уделялось повышению прозрачности и ясности правил для участников розничных рынков. За счет фиксации требований к качеству обслуживания гарантирующими поставщиками потребителей и упрощения договорных условий компании на розничных рынках стали больше ориентированы на клиента. Принятое в ноябре 2011 г. Постановление № 877 значительно улучшило положение потребителей электроэнергии, но вместе с тем создало риски для финансовой устойчивости энергосбытовых компаний. В настоящее время межведомственная рабочая группа под руководством министра энергетики РФ Сергей Шматко изучает все аспекты реализации данного документа, и по результатам будут подготовлены предложения по совершенствованию работы розницы и энергосбытовых компаний.
    Еще одним главным трендом прошедшего года стало развитие системы обратной связи с потребителем. По инициативе Минэнерго России на территории страны энергокомпаниями открыты горячие линии по вопросам энергоснабжения, включающие 1481 телефонный номер. Данные о них регулярно размещаются в СМИ. На созданную в октябре 2011 г. «горячую линию» Минэнерго России поступило более 1500 звонков. По всем обращениям были даны ответы и поручения. Кроме вновь созданных «горячих линий», входящие звонки круглосуточно обрабатывают единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурные службы субъектов электроэнергетики. Принятые меры позволяют оперативно доносить до населения важнейшую информацию в такой чувствительной сфере, как обеспечение теплом и электроэнергией.