По каким правилам будут функционировать рынки в 2011 году?

Рубрика:

Рынок

 

Автор

Невмержицкая Наталья, Заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК по развитию отрасли

 

    Интервью с заместителем председателя правления НП ГП и ЭСК по развитию отраслиНатальей Невмержицкой
    ЭР: Наталья Викторовна, каковы, на ваш взгляд, основные итоги переходного периода реформирования электроэнергетики?
    Н.Н.: В отрасли были проведены необходимые преобразования, направленные на формирование конкурентной среды. Я имею в виду разделение по видам деятельности, последующую продажу тепловой генерации и энергосбытовых компаний стратегическим инвесторам и привлечение за счет этого инвестиционных ресурсов в данный сектор экономики. Правила оптового рынка в течение переходного периода претерпевали изменения: сначала процесс либерализации затронул рынок электроэнергии, а в 2008 году — рынок мощности. Не все удалось сделать так, как задумывалось на ранних этапах реформы. В част­ности, рынок мощности с трудом можно назвать по-настоящему конкурентным — здесь преимущественно действуют механизмы гарантированного возмещения генерирующим компаниям постоянных расходов, отражающих стоимость их мощности, и ценовых ограничений. В редких случаях цены на мощность формируются исключительно по соответ­ст­вующим заявкам генерирующих компаний.
    С точки зрения покупателей, правила работы на оптовом рынке слабо способствуют конкуренции. Так, вплоть до 2010 года (и с высокой степенью вероятности в 2011 году) вывод потребителей на оптовый рынок можно было осуществлять раз в год. Кроме того, энергосбытовые компании, которые не являются гарантирующими поставщиками, могут регистрировать группы точек поставки только в отношении конкретных, достаточно крупных потребителей. Учитывая существующие в настоящий момент правила оплаты мощности, у генерирующих компаний отсутствуют серьезные экономические стимулы к заключению долгосрочных двусторонних договоров, а значит, покупатели — гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании — имеют весьма скупые возможности добиваться более низких цен на оптовом рынке, предлагать своим абонентам в рознице контракты с фиксированной ценой. По сути, конкуренция в отношении покупателей все еще представляет собой борьбу за крупных потребителей, которые, уходя от гарантирующего поставщика, избегают определенной нагрузки по перекрестному субсидированию.
    Надо сказать, что нерешенная проблема перекрестного субсидирования, а также кризисный спад платежеспособности конечных по­требителей служат одной из причин, по которой реальной либерализации розничного рынка до сих пор не произошло. И это же является препятствием для дальнейшего развития конкуренции.
    Правила функционирования розничных рынков переходного периода в первую очередь устанавливали порядок взаимодействия субъектов розничного рынка — гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, розничной генерации — с потребителями и между собой. Ведь до разделения по видам деятельности в электроэнергетике, состоявшегося в 2006 году, на розничном рынке все было очень просто: потребитель имел отношения с энергоснабжающей компанией, к сетям которой он был присоединен, и вся остальная энергетическая «кухня» ему была неведома. Уйти от своей энергоснабжающей организации кроме как на оптовый рынок было просто невозможно. А количество таких случаев, когда потребитель начинал участвовать в оптовой торговле через какого-либо посредника, можно пересчитать по пальцам.
    При этом одной из важнейших задач реформы розничного сегмента электроэнергетики было обеспечение максимальной преемственности договорных отношений, чтобы тем потребителям, кого не интересуют нововведения, кто не стремится сменить энергосбытовую организацию, не пришлось бы перезаключать до­говоры, определяться с контрагентом и т. п. Институт гарантирующих по­ставщиков, учрежденный в 2006 году, с задачами преемственности и обеспечения надежности энергоснабжения в коммерческом ее аспекте справился.
    В 2010 году, когда приблизился предусмотренный законом срок 100-процентной либерализации, ­были приняты нормативные решения, которые должны были восполнить ставшие очевидными к тому моменту «белые пятна» или «черные дыры» — кому как больше нравится.
    Федеральный закон «Об электроэнергетике» предусмотрел гарантию поставки гражданам элек­т­роэнергии по тарифам до момента, пока Правительство Российской Федерации не примет иного решения. Кроме того, ряду регионов было предостав­лено право устанавливать особые условия функционирования оптового и розничного рынков. Эта норма призвана стабилизировать ценовую картину на Северном Кавказе, в Республике Тыва, где рост нерегулируемых цен повлек за собой существенное увеличение задолженности на оптовом и розничном рынках, потому что был достигнут некий предел платежеспособного спроса.
    Еще один важный момент — четкое определение круга генерирующих компаний, которые обязаны работать на оптовом рынке. По большей части генерирующие станции уже давно вышли на опт, однако часть из них все же осталась в рознице. Как правило, такие станции крайне неэффективны и ориентированы в основном на производство тепла, а не электроэнергии. В переходный период присутствие на розничном рынке давало им возможность получать необходимые средства через тариф, в то время как на оптовом рынке им пришлось бы конкурировать с другими станциями и следовать регламентам функционирования ОРЭМ. Для качественного регулирования режимов энергосистемы, загрузки станций, исходя из их ценовых заявок, и планирования инвестиционных программ, требовалось, чтобы эти станции перестали искусственно поддер­живаться в рознице завышенными и экономически необоснованными тарифами. В результате в закон была внесена поправка, запрещающая станциям установленной мощно­стью свыше 25 МВт реализовывать элект­роэнергию на розничных рынках с 1 января 2011 года. Правительством могут быть приняты исключения из этого правила, в частности, к ним отнесены станции, принадлежащие потребителям и работающие в первую очередь на удовлетворение их собственных нужд.
    Кроме того, стало очевидным, что идея проведения очередных конкурсов на статус гарантирующего поставщика как стимула к развитию конкуренции на розничных рынках себя не оправдывает. Ведь такая процедура не позволяет конкретному потребителю выбрать поставщика, а сам процесс смены ГП для всей совокупно­сти потребителей таит в себе массу проблем. Более того, принудительная смена стабильно работающей компании повышает риск инвестиций в энергосбытовую дея­тельность.
    ЭР: По каким правилам будут функ­ционировать рынки в 2011 году?
    Н.Н.: С 1 января 2011 года должны были быть приняты как новые правила оптового рынка, так и основные положения функционирования розничных рынков.
    Проекты этих нормативных правовых актов были подготовлены в конце 2010 года соответствующими рабочими группами при Минэнерго России. Представители нашего Парт­нерства.
    Правила функционирования розничных рынков — документ сложный, и поэтому его обсуждение и согласование в мини­стерствах и ведомствах, начавшееся в конце прошлого года, будет доведено до логического завершения только в течение нынешнего. Однако в связи с тем что действующие с августа 2006 года Правила розничных рынков разрабатывались именно для переходного периода, возникла необходимость появления промежуточного документа, который, с одной стороны, позволял бы максимально сохранить фактически сложившиеся отношения участников розничных рынков, а с другой — вносил коррективы, связанные с окончанием переходного периода. Этим промежуточным «звеном» и стало недавно опубликованное Постановление Правительства РФ № 1242, изменившее порядок ценообразования на розничных рынках, уточнившее правила игры для розничной генерации и отменившее очередные конкурсы на статус гарантирующего поставщика.
    Правила оптового рынка элек­т­роэнергии и мощности в данный момент находятся на рассмотрении в аппарате Правительства РФ. Задержка объясняется необходимостью выполнить поручение по принятию мер, сдерживающих рост цен на электрическую энергию и мощность. Подписание Правил оптового рынка ожидается в ближайшее время.
    ЭР: Одной из главных задач реформы электроэнергетики является создание конкуренции на рынке. Можно ли говорить о наличии конкурентного рынка уже сегодня?
    Н.Н.: Конкуренция — это борьба за эффективного потребителя, и необходима она прежде всего для повышения качества обслуживания конечных потребителей, предоставления им возможности самостоятельно выбирать различные ценовые планы — от фиксированных на длительный период цен до расчетов в почасовом режиме с точным планированием и полной трансляцией ценовых сигналов оптового рынка. Конкуренция за розничных потребителей призвана сделать крупные энергосбытовые компании и гарантирующих поставщиков активными игроками на оптовом рынке, в заключении долгосрочных двусторонних договоров и регулярных платежах по таким договорам.
    В условиях сохраняющегося перекрестного субсидирования самым заметным эффектом для потребителя является снижение цены только за счет ухода от гарантирующего по­ставщика и избавление от определенной части перекрестного субсидирования, которое содержится сейчас в сбытовой надбавке. Такой посыл для конкуренции не кажется нам справедливым — нагрузка по перекрестному субсидированию не должна зависеть от того, какая энергосбытовая организация обслуживает потребителя.
    На наш взгляд, чтобы развивать конкуренцию, следует:
  • дифференцировать сбытовую надбавку;
  • легализовать перекрестное субсидирование в виде прозрачного механизма, например путем скидок и надбавок к сетевому тарифу, и предусмотреть тренд на его постепенное сокращение;
  • изменить правила оптового рынка, как бы парадоксально это ни звучало, потому что сейчас помимо перекрестного субсидирования основным препятствием на пути конкуренции является порядок участия именно энергосбытовых компаний в оптовой торговле, исключающий возможность покупки там электроэнергии для мелких потребителей.
    Помимо этого нам кажется важным пересмотреть правила оптового рынка, чтобы усилить интерес генерирующих компаний к долгосрочным двусторонним договорам.
    ЭР: Намерено ли Партнерство продолжить обсуждение целевой модели розничных рынков?
    Н.Н.: Безусловно, Партнерство рассчитывает на дальнейшее представительство в рабочих группах при Минэнерго России. Более того, на нашей площадке предполагается организация дискуссии и выработка единой позиции по широкому кругу вопросов не только для своих участ­ников, но и для прочих субъектов розничного рынка, включая сетевые организации. Мы также намерены создать дискуссионный клуб для потребителей электрической энергии.