«Полная либерализация рынка обострит вопросы, которые и так уже давно стоят на повестке дня»

 

Автор

Королев Виталий, Начальник управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы России

 

    Интервью с начальником управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы России Виталием Королевым
    ЭР: Как сегодня работают принципы свободной конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии?
    В. К.: Конкурентные отношения на оптовом и розничных рынках существенно отличаются как по своей сути, так и по способам реализации. В оптовом звене мы видим четкий механизм организованных торгов, что позволяет говорить о наличии условий для развития конкуренции с позиций построения самого рынка. Вместе с тем уровень концентрации участников рынка очень высок. Об этом также свидетельствуют результаты проведенного КОМ, когда в качестве зон свободного перетока, в которых торги проводились без использования предельного уровня цен на мощность, были названы всего две из 29-ти. Поэтому далеко не везде наблюдается такая конкуренция, которая в достаточной степени способна ограничить рыночную силу участников, чтобы они не могли своими односторонними действиями изменять цены на рынке. Это вызвано прежде всего малым числом игроков, а следовательно, большой долей рынка, которую они занимают.
    В отношении розницы нужно сказать, что здесь также созданы некоторые условия для развития конкуренции, но еще многое предстоит сделать. Главными приоритетами, на мой взгляд, являются организация конкурсов на статус гарантирующего поставщика и упрощение процедуры выхода на оптовый рынок розничных потребителей и энергосбытовых компаний. Только так можно стимулировать эффективность работы ГП-1, которые получили свой статус по наследству от РАО ЕЭС и в большинстве своем скорее напоминают квазимонополию, чем конкурентный бизнес-сегмент. Поэтому здесь нередки отказы и уклонения от заключения договоров с новыми абонентами и навязывание им невыгодных условий энергоснабжения — разве коммерческие предприятия откажутся от клиентов, которые приносят хороший доход? Поэтому будущее конкуренции на розничном рынке — за независимыми сбытовыми компаниями. И ни в коем случае нельзя консервировать статус действующих ГП?1 — тогда не будет ни конкуренции, ни роста эффективности, ни снижения издержек, ни клиенториентированных отношений в сфере энергоснабжения.
    ЭР: Не могли бы вы прокомментировать законодательные инициативы, направленные на развитие конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии? В чем они заключаются? Что даст их реализация?
    В. К.: В рамках обсуждения правил построения целевой модели оптового рынка мы предложили внести в текст ряд поправок по развитию конкурентных отношений. Во-первых, необходимо сохранить существующий порог для выхода на оптовый рынок розничных потребителей (и уж во всяком случае, не устанавливать новые административные барьеры для этого); во-вторых — упрощать, а не усложнять или тем более не запрещать такой выход. Также важными в этой связи являются инициативы, связанные не с увеличением, а с уменьшением — в перспективе — межтерриториального перекрестного субсидирования. Чем больше зон, функционирующих не по рыночным правилам, тем менее эффективен и развит рынок. Наоборот, целесообразно «расшивать» узкие места между ЗСП, укрупнять их, тем самым прибавляя число участников рынка в каждой зоне. Такие рекомендации мы озвучили в рамках рассмотрения инвестиционных программ крупнейших электросетевых компаний — ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС».
    Эти меры позволят, на мой взгляд, установить более жесткую конкуренцию на оптовом рынке, что должно найти отражение и в формировании тарифов, соответствующих ценовому предложению более эффективных генерирующих объектов, на справедливом конкурентном уровне, без одностороннего диктата крупных игроков.
    Указанные выше меры должны служить для энергосбытовых компаний стимулом к предложению более выгодных условий поставки, повышению эффективности своей работы на оптовом рынке и привлечению новых потребителей. Конечно, очень важно сделать прозрачными и более точными механизмы трансляции оптовой цены на розничный рынок, так как сейчас потребители часто не понимают, откуда взялась та и или иная цифра в счете за электроэнергию, а гарантирующий поставщик не заинтересован в ее снижении.
    ЭР: Какие нарушения антимонопольного законодательства на рынке электроэнергии были наиболее распространены в 2010 го­ду? Как это соотносится с предыдущим годом? Не могли бы вы привести примеры громких дел?
    В. К.: В этом смысле 2010 год близок к 2009-му: по итогам первого полугодия зарегистрировано примерно 50% нарушений от общего их количества в 2009-м. Много отступлений от норм в сфере технологического присоединения к электросетям и при заключении и исполнении договоров энергоснабжения. Встречаются еще дела по недопуску на оптовый рынок потребителей и энергосбытовых компаний со стороны смежных субъектов, манипулирование ценами на опте и в рознице, ко­гда действия субъектов рынка наносят значительный ущерб его работе, влекут за собой негативные последствия в виде экономически и технологически необоснованного роста или снижения рыночной цены. Пожалуй, выявление подобных нарушений — одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Думаю, те, кто следит за нашими новостями на сайте fas.gov.ru, знают, о каких генерирующих компаниях и крупных потребителях электроэнергии идет речь. Не хотелось бы вновь упоминать о них в данном контексте накануне праздников — тем более Дня энергетика.
    ЭР: С 2011 года электроэнергию на оптовом рынке будут полностью продавать по нерегулируемым ценам. Каков ваш прогноз дальнейшего развития событий?
    В. К.: Полная либерализация рынка обострит вопросы, и так уже давно стоящие на повестке дня. Среди них — утверждение правил антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, которые внесены нами в Правительство РФ и проходят там согласование. Данные правила позволят системно осуществлять возложенные на антимонопольный орган функции по контролю в отрасли, а также повысят прозрачность принятия решений, поскольку учитывают особенности контроля в электроэнергетике и закрепляют необходимые процедуры.
    Конечно же, реалии требуют ликвидации в полном объеме перекрестного субсидирования, в том числе поэтапного доведения до экономически обоснованного уровня тарифов на оплату электроэнергии населением.
    Высоки также риски волатильности цен оптового рынка. Следует усилить контроль над незаконными ценовыми колебаниями, оперативно выявлять и пресекать подобные случаи.
    ЭР: Что бы вы могли пожелать своим коллегам в преддверии Дня энергетика и Нового года?
    В. К.: Коллегам хотелось бы пожелать высокого напряжения положительных эмоций, оптимизма и стремления к достижению поставленных целей законными средствами.