«Своевременное принятие нормативно-правовых актов в электроэнергетике остается “ахиллесовой пятой” Правительства РФ»

 

Автор

Липатов Юрий, Председатель Комитета по энергетике Государственной думы Российской Федерации

 

    Интервью с председателем Комитета по энергетике Государственной думы Российской Федерации Юрием Липатовым
    ЭР: Юрий Александрович, в преддверии нового года по традиции дается оценка деятельности в уходящем. Какие наиболее значимые для отрасли события вы можете отметить?
    Ю.Л.: Нынешний год оказался очень богатым на события. Постановлениями Правительства РФ были определены Правила функционирования долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и утверждены его ценовые показатели. 31 декабря завершается последний этап реформирования отрасли, и с 1 января 2011 года стоимость электроэнергии будет полностью определять рынок (за исключением тарифов для населения и приравненных к ним категорий потребителей, а также неценовых зон). Это очень важное событие.
    Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что потребление электроэнергии в 2010 году вышло на докризисный уровень, поэтому обеспечение бытовых абонентов и предприятий электроэнергией и теплом в достаточных объемах является ключевой задачей отрасли. Особенно это важно для прохождения пиковых нагрузок в осенне-зимний период. Данная цель может быть достигнута только при условии согласованных действий системообразующих организаций энергетической инфраструктуры, а от этого, в свою очередь, зависит надежность работы всего отраслевого комплекса.
    ЭР: Подведены предварительные итоги перехода ряда сетевых компаний на долгосрочные тарифы, рассчитанные по методу доходности инвестированного капитала. Какие выводы уже можно сделать?
    Ю.Л.: Первый опыт применения метода RAB сетевыми компаниями показал, что долгосрочное регулирование снижает субъективизм в определении тарифов на услуги сетевых компаний и обеспечивает прогнозируемость их деятельности за счет долгосрочного характера тарифо­образования. Но он требует от руководства сетевых организаций определенной подготовки, и накопленный к настоящему моменту опыт свидетельствует о том, что, к сожалению, при принятии решения о переходе на RAB не были до конца учтены все возможные последствия в регионах. Сетевикам элементарно не хватает теоретических знаний для работы по данному методу. В связи с этим я считаю, что и Министерству энергетики, и Федеральной службе по тарифам в настоящее время нужно больше внимания уделить методологической помощи регионам.
    Следующим логичным шагом должен стать переход от трехлетнего периода долгосрочного регулирования тарифов на пятилетний, и прежде всего это должна сделать Федеральная сетевая компания.
    ЭР: После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 2010 год планировалось провести под знаком повышения безопасности отрасли. Ожидалось множество мероприятий, направленных на снижение рисков в оте­чественной энергетике. Вы неоднократно говорили о необходимости принятия новых технических регламентов. В каком состоянии они находятся сегодня?
    Ю.Л.: У меня лично процесс создания и принятия технических регламентов вызывает особую заботу. В выводах парламентской комиссии по расследованию причин аварии в Саянах этому инструменту регулирования также придавалось исключительное значение. Я считаю, что Правительству РФ следует существенно активизировать эту работу, так как отсутствие технических регламентов может оказать негативное влияние на обеспечение промышленной и энергетической безопасности в отрасли.
    ЭР: Как вы оцениваете усилия законодательных органов власти по формированию нормативно-правовой базы электроэнергетики в 2010 году?
    Ю.Л.: Своевременная разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов в электроэнергетике были и остаются «ахиллесовой пятой» в деятельности Правительства РФ. Например, в период весенней сессии Госдума одобрила базовый закон «О теплоснабжении», далее требуется наличие соответствующих нормативно-правовых актов, без которых закон просто не может работать. К сожалению, эти важнейшие документы до сих пор не приняты. Более того, правительством не определен даже федеральный орган, уполномоченный реализовать государственную политику в сфере теплоснабжения. Та же ситуация и с целевыми правилам функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, по которым отрасль уже должна начать работать с 1 января 2011 года.
    В 2009 году остро стояла проблема неплатежей за электроэнергию. Чтобы повысить платежную дисциплину, был подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в УК РФ, Кодекс об административных правонарушениях и в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Этот документ предполагает ряд мер по ужесточению платежной дисциплины, противодействию ограничениям на энергоснабжение, пресечению нарушений правил трансляции цен с оптового рынка на розничные и др. Еще в апреле 2010 года. законопроект был направлен на утверждение в Правительство РФ, но к настоящему моменту никакого ответа не получено, а проблема осталась, и стоит довольно остро.
    ЭР: Год назад был принят Закон «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности...». Насколько, на ваш взгляд, Россия продвинулась в направлении энергоэффективной экономики?
    Ю.Л.: Законом установлен четкий график вступления в силу норм в области энергосбережения. Следующие по срокам исполнения положения могут быть реализованы только при условии строгого соблюдения сроков действия предшествующих положений. К сожалению, уже первое по очередности предписание закона — разработка региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (июль 2010 года) — было выполнено при отсутствии необходимых нормативных актов в части требований к подобным программам. В результате указанные «стратегии» в лучшем случае копировали аналогичные документы, составленные до принятия закона, а в худшем — переписывались с заменой слова «республика» на «область».
    До конца 2011 года должны быть повсеместно установлены приборы учета энергоресурсов и осуществлен переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на их основе. В этот же период управляющие организации многоквартирных домов должны утвердить планы обязательных и добровольных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общего имущества собственников помещений.
    До конца 2012 года должна быть повсеместно введена система обязательных и добровольных энергетических обследований с составлением энергетических паспортов жилых домов, предприятий и иных объектов экономики. А кроме того, создана государственная информационная система учета данных обследований в масштабе всей страны.
    Закон предусматривает и другие механизмы повышения энергоэффективности экономики, в том числе новые для нашей страны. Это базовый закон, обладающий большим потенциалом, и важно совместными усилиями добиваться реализации его положений во всей их полноте. Только после этого можно будет говорить о том, насколько мы стали энергоэффективнее.
    ЭР: В ходе дискуссий по вопросам повышения энергоэффективности отечественной экономики много говорится о перспективах использования альтернативных видов топлива. Это реальная тема для обсуждения или больше разговоры? В каком направлении надо работать?
    Ю.Л.: Я считаю, что очень перспективным для России было бы создание системы использования отходов для производства тепловой и электрической энергии. Сегодня система управления отходами в нашей стране несовершенна и ориентирована преимущественно на их захоронение, что не согласуется с принципами устойчивого развития экономики и требует коренной модернизации. Многие виды отходов в промышленности, сельском хозяйстве или коммунальной сфере обладают значительным энергетическим потенциалом.
    Думаю, у нас есть два пути. Во-первых, создание условий для минимизации отходов, то есть модернизация экономики на основе лучших доступных технологий. Во-вторых, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, то есть развитие в России индустрии утилизации отходов, адекватной объемам их образования.
    Учитывая многообразие отходов и видов деятельности, приводящих к их появлению, данная задача является комплексной, и для ее решения следует прежде всего определить стратегическое направление преобразований, сформировав государственную политику в отношении отдельных видов отходов и приоритетных методов обращения с ними.
    ЭР: Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в наступающем году?
    Ю.Л.: От всей души желаю успехов — нам многое предстоит сделать в 2011 году.