Энергообеспечение проектов социально-экономического развития Дальнего Востока

    В последние дни 2009 года распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». О том, как это поможет решить существующие проблемы территории, в том числе один из самых остро стоящих вопросов — модернизации энергетической инфраструктуры, рассказывает член правления, директор по стратегии ОАО «РАО Энергетические системы Востока» Мадина Суюнова.
    ЭР: Мадина Мухарбиевна, ваша компания принимала непосредственное участие в работе над проектом документа. Какова его ключевая цель?
    М. С.: Работа над проектом велась на протяжении нескольких лет. Перед участниками процесса стояла непростая задача: в рамках одного документа обобщить взгляды и подходы нескольких ведомств и подготовить консолидированный долгосрочный план развития региона. В утвержденной в декабре 2009 года «Стратегии…» комплексно рассматриваются направления совершенствования транспортной, информационно-телекоммуникационной, социальной и энергетической инфраструктуры. В компетенции Министерства энергетики РФ находилась разработка в тесном взаимодействии с «РАО ЭС Востока» перечня мероприятий по улучшению ситуации в сфере тепло- и электроснабжения Дальнего Востока.
    ЭР: Чем продиктована необходимость создания стратегической программы именно для Дальнего Востока? В чем состоят отличительные особенности данного региона и, в частности, его энергетической инфраструктуры?
    М. С.: Специфика энергетической, да и любой другой инфраструктуры во многом зависит от уровня социально-экономической освоенности территории, а именно от плотности населения и расположения базовых промышленных объектов. Дальний Восток с его суровым климатом и значительной удаленностью от центра страны всегда был регионом очагового заселения, соответственно, и инфраструктура здесь развивалась точечно. И сегодня энергосистема ДФО обладает высокой степенью изолированности и децентрализации. В отличие от западных субъектов Федерации, где бoльшая часть населенных пунктов соединена линиями электропередачи в единую энергосистему, на Дальнем Востоке автономно функционируют пять крупных изолированных энергосистем. Они расположены в Якутии, Камчатском крае, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском автономном округе, то есть в северной и восточной, наименее освоенной, части региона.
    Такой принцип организации энергоснабжения создает для энергетиков немало сложностей. Например, отсутствие связи с другими энергосистемами влечет за собой необходимость постоянного содержания повышенного резерва мощности с целью предотвращения аварийных ситуаций. Недешев и завоз топлива в северные районы, а также на Камчатку и Сахалин, которые характеризуются, помимо прочего, и ограниченной транспортной доступностью. Все это существенно повышает затраты энергокомпаний и ведет к удорожанию тепла и света для потребителей.
    ЭР: А какова ситуация с энерго­снабжением на юго-востоке округа? Ведь именно в Приморском крае в 2012 году пройдет саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.
    М. С.: Несмотря на то, что Приморский край не изолирован и находится в зоне Объединенной энергосистемы Востока, возможности перетока электроэнергии и мощности на данную территорию исчерпаны. Однако здесь проживает основная часть населения ДФО, расположена превалирующая доля промышленных предприятий, кроме того, юг и юго-восток округа продолжают интенсивно развиваться: в Забайкалье и Приморском крае реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, в частности, связанных с проведением саммита АТЭС.
    Все это требует создания соответствующей инфраструктуры, необходима и масштабная модернизация действующих энергомощностей, которая не осуществлялась еще с советских времен. Сейчас нередки случаи аварийных отключений тепла и электричества, низка эффективность объектов генерации при высоких потерях в сетях. В подобной ситуации именно модернизации энергетики следует уделять особое внимание. Иначе рано или поздно недостаточность энергетического потенциала станет тормозом для социально-экономического развития всего Дальнего Востока.
    ЭР: Как, по вашему мнению, этого можно избежать?
    М. С.: Только одним способом: строить новую генерацию в наиболее энергодефицитных районах и развивать сетевое хозяйство. Кроме того, планируется снижать число изолированных энергосистем, соединяя их между собой линиями электропередачи, что станет первым шагом на пути создания единой энергосистемы Дальнего Востока и Байкальского региона.
    Детализированная программа мероприятий содержится в нашей «Стратегии развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года и на перспективу до 2025 года», которая в данный момент находится на согласовании в Правительстве России. Документ разрабатывался при непосредственном участии региональных администраций, что позволило сделать его максимально реалистичным.
    В соответствии с нашими планами, к 2020 году в ДФО намечается ввод 8,1 ГВт дополнительных генерирующих мощностей, 10 МВА трансформаторных мощностей и около 12,5 тыс. километров ЛЭП напряжением 500 и 220 кВ. Причем основная часть возводимых объектов будет расположена вдоль южной границы округа и в Приморье, где энергопотребление растет опережающими темпами.
    ЭР: Определены ли компании, которые будут осуществлять строительство?
    М. С.: На Дальнем Востоке работают четыре крупные энергетические компании, все с государственным участием — это ФСК ЕЭС, «Рус­Гидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС» и «РАО Энергетические системы Востока». Именно они выступают инициаторами развития электроэнергетики региона и заказчиками строительства энергообъектов. «РусГидро» сооружает гидро­электростанции и генерацию на базе нетрадиционных источников энергии (геотермальные ТЭС, ветроэлектроустановки), ФСК ЕЭС отвечает за создание магистральной сетевой инфраструктуры, «ИНТЕР РАО» через дочернее предприятие — «ВЭК» — занимается экспортом электроэнергии в Китай.
    Довольно большой фронт работ выпадает на долю крупнейшего производителя и поставщика энергии в федеральном округе — ОАО «РАО ЭС Востока». В ряду проектов нашей компании можно выделить строительство Совгаванской ТЭЦ, Якутской ГРЭС-2, Сахалинской ГРЭС-2, второй очереди Благовещенской ТЭЦ, реконструкцию Магаданской ТЭЦ, а также мероприятия по расширению и модернизации распределительно-сетевого хозяйства.
    ЭР: Расскажите об источниках финансирования инвестиционных программ «РАО ЭС Востока». Как государство контролирует реализацию проектов и расходование средств?
    М. С.: Финансирование ведется из бюджетных источников всех уровней, за счет собственных средств компании, а также при поддержке сторонних инвесторов. Размер государственных вложений регламентирован действующей федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Ресурсы в первую очередь направляются на модернизацию энергосистемы ДФО и подготовку к саммиту АТЭС.
    Конечно же, мы понимаем, что масштаб работ в регионе очень велик. Во всей России энергетика обеспечивает функционирование уже существующей экономики. На Дальнем Востоке же энергоотрасль только призвана создать условия для полноценного перспективного развития промышленности и бизнеса, стать основой улучшения жизни и роста благосостояния населения. В этом заключается фундаментальность, главная задача и сложность. В подобных условиях необходимы точность прогнозирования и взвешенный подход, ведь цена ошибки высока.
    Размер осваиваемых средств требует всестороннего контроля над эффективностью их использования. Планируемая реорганизация «РАО ЭС Востока», помимо создания действенных инструментов контроля, направлена на оптимизацию управления и увеличение общего КПД дальневосточной энергетической инфраструктуры. При этом ФЦП предполагает финансовое покрытие наших инвестиционных проектов в объеме, гарантирующем сохранение текущей доли государства в уставном капитале «РАО ЭС Востока» при предстоящем переходе подразделений холдинга на единую акцию.
    Осуществить все задуманное способны лишь эффективные компании, и мы стремимся совершенствовать свою деятельность. Наша приоритетная цель — своевременно обеспечить экономический рост Дальнего Востока соответствующей энергетической инфраструктурой. Уверена, что мы этой цели достигнем.