О праве выбора тарифа на услуги по передаче электрической энергии

Рубрика:

Рынок и право

 

Автор

Позябин Александр, Главный специалист отдела взаимодействия с субъектами рынка электроэнергии ОАО «МРСК Центра»

 

    В соответствии с действующим законодательством в области электроэнергетики, а также согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются регулирующими органами одновременно в двух вариантах:

  • двухставочный тариф подразумевает оплату заказчиком услуг содержания электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за каждый МВт заявленной мощности и финансовое возмещение технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи;
  • одноставочный тариф включает в себя стоимость каждого МВт•ч переданной электроэнергии.
    При разработке Методических указаний предполагалось, что конечная цена сетевых услуг будет равнозначной для заказчика вне зависимости от варианта тарифа. Однако сложившаяся практика свидетельствует, что применение одноставочного либо двухставочного тарифа при определении стоимости одного и того же объема услуг дает различный финансовый результат. Связано это в первую очередь с некорректным планированием энергосбытовыми компаниями объемов и режима передачи электроэнергии, а также с ростом или падением уровня электропотребления в течение года.
    Правильно выбранный вариант тарифа зачастую позволяет снизить расходы.
    Так, при возрастании уровня электропотребления в более выгодном положении находятся заказчики, оплачивающие сетевые услуги по двухставочному тарифу, поскольку основная составляющая стоимости в данном случае — сумма затрат на содержание электрических сетей, которая определяется исходя из величины заявленной мощности, зафиксированной в договоре на год вперед и остающейся неизменной. При снижении уровня электропотребления более выгоден одноставочный тариф, предусматривающий оплату фактически переданной электроэнергии.
    Вместе с тем нередко сетевые организации отказываются предоставить заказчикам возможность выбора тарифа. В результате возникают разногласия при заключении договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии и судебные споры.
    Кто же прав? Действующее законодательство не дает однозначного ответа на этот вопрос.
    С одной стороны, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные ПП РФ от 27.12.2004 г. № 861, и Правила функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные ПП РФ от 31.08.2006 г. № 530, не предусматривают возможность выбора варианта тарифа заказчиками сетевых услуг.
    С другой стороны, энергосбытовые организации, желающие реализовать свое право выбора тарифа, указывают на необходимость (в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ) решения данного вопроса по аналогии с п. 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных ПП РФ от 26.02.2004 г. № 109. Согласно упомянутому п. 58, потребители самостоятельно могут выбирать для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из установленных регулирующим органом вариантов тарифа, уведомив об этом поставщика не менее чем за месяц до применения тарифа.
    Следует заметить, что сами регулирующие органы — Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам — в отсутствие соответствующих норм права и полномочий длительное время не могли сформулировать ясную императивную позицию, которую субъекты рынка электроэнергии использовали бы в суде в целях урегулирования систематически возникающих разногласий.
    Однако в начале текущего года кассационными судебными инстанциями были приняты решения, определившие, на мой взгляд, дальнейшее направление развития правоприменительной практики.
    В постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2010 г. № Ф10-6275/2009 и постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2010 г. № А17-4551/2009 в ходе разрешения разногласий, возникших при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, была изложена следующая позиция (извлечение):
    «Из смысла пункта 58 Основ ценообразования следует, что его положения не распространяются на тарифы на услуги по передаче электроэнергии и на отношения между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, а предоставляют право выбора потребителям электро­энергии, к которым не относятся ни ответчик, ни истец, варианта проведения расчетов за электроэнергию на розничном рынке путем выбора одного из указанных вариантов тарифа. При этом Основами ценообразования механизм выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии не предусмотрен.
    Право выбора тарифа на услуги по передаче электроэнергии и обязанность выбора такого тарифа в нормативно-правовых актах также не установлена.
    Распространение по аналогии положений пункта 58 Основ ценообразования с отношений по купле-продаже электроэнергии на отношения между сбытовой и сетевой организациями по оказанию услуг по ее передаче суд кассационной инстанции находит необоснованным ввиду отсутствия признака схожести отношений (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации)».
    Федеральные арбитражные суды Центрального и Волго-Вятского округов осуществляют проверку принятых судебных актов арбитражных судов в 20 субъектах РФ, поэтому логично предположить, что в дальнейшем арбитраж будет занимать позицию, изложенную в вышеуказанных судебных актах — несмотря на непризнание в нашей стране прецедента в качестве официального источника права.
    Иначе говоря, заказчик услуг по передаче электроэнергии может выбирать вариант тарифа только с согласия контрагента по договору — сетевой организации.
    В такой ситуации энергосбытовые компании, действующие в интересах своих клиентов, поставлены в неравные условия с потребителями, заключившими договор энергоснабжения и оплачивающими сетевые услуги в составе конечной стоимости электроэнергии, поскольку данные потребители фактически имеют право выбирать тариф в порядке, установленном п. 58 Основ ценообразования.
    Создавшееся положение представляется недопустимым, так как одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетической сфере (в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике») является обеспечение равноправного доступа к услугам субъектов естественных монополий, к которым относятся в том числе организации, занимающиеся передачей электроэнергии. На этом же принципе базируются и вышеупомянутые Правила недискриминационного доступа, в частности п. 3 Правил предполагает создание равных условий предоставления сетевых услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
    С учетом вышеизложенного очевидно, что федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых отнесены регулирование и контроль в электроэнергетике, должны выступить с инициативой о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты в части закрепления права заказчиков услуг по передаче электрической энергии на выбор варианта тарифа, а также предложить четкий механизм реализации такого права.