«Есть задачи, которые нужно перед собой ставить и решать»

 

Автор

Мухаметшин Вилем, Генеральный директор ЗАО «Самарская сетевая компания»

 

    Интервью с генеральным директором ЗАО «Самарская сетевая компания» Вилем Мухаметшиным
    ЭР: Виль Сабирович, как вы оцениваете текущее состояние сетевого комплекса самарского региона?
    В. М.: На сегодняшний день его состояние более чем удовлетворительное. Сетевые компании области функционируют стабильно, обеспечивая потребителей электрической энергией. В настоящее время совместно с министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области сетевые организации активно прорабатывают вопросы развития регионального энергетического хозяйства. Это капитальный ремонт и реконструкция объектов, строительство новых мощностей, внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
    Что касается нашей компании, то об ее устойчивости можно судить по наличию долгосрочной программы реконструкции и развития, понятных источников финансирования и высокопрофессиональных специалистов. За прошедший период нам удалось достичь многого. Были созданы и усовершенствованы организационные структуры, увеличены инвестиции в модернизацию и капитальный ремонт сетей и электрооборудования. В этом году объем нашей инвестпрограммы вырос в пять раз, планируется освоить порядка 410 млн рублей.
    ЭР: Какие задачи на ближайшую и долгосрочную перспективы вы как руководитель ССК считаете ключевыми?
    В. М.: Основа нашей стратегии — эффективное управление и развитие компании. Главная цель — повышение надежности электроснабжения потребителей. Ключевые задачи — эффективное выстраивание бизнес-процессов, обеспечение надежности посредством проведения планомерных ремонтов и реконструкции электросетевого хозяйства, переход к предупредительным плановым ремонтам, оптимизация взаимодействия с энергоснабжающими компаниями, взаимовыгодное сотрудничество со смежными сетевыми организациями. В долгосрочной перспективе у нас есть серьезные планы по расширению зоны обслуживания, но говорить о каких-либо конкретных действиях пока рано.
    ЭР: Объем инвестиционной программы Самарской сетевой компании в 2010 году в разы превышает планы предыдущего года. За счет каких источников удалось увеличить бюджет?
    В. М.: Инвестиционная политика нашей компании базируется на четком понимании источников финансирования. Основной ресурс — тариф на передачу электроэнергии. Это и есть те целевые средства, которые мы вкладываем в имущество, требующее реконструкции.
    Активное участие в формировании инвестиционной программы принимают акционеры. Они осознают, насколько сегодня необходимы инвестиции для энергетической отрасли и готовы вкладывать средства в развитие компании. Благодаря участию правительства Самарской области и глав муниципальных районов, в этом году нам удалось сформировать полноценную целевую инвестпрограмму. Мы стараемся равномерно развивать сети во всех 33 муниципальных районах, и в каждом из них предусмотрен ремонт линий электропередачи и электрооборудования. Программы ремонтов и реконструкции мы составляем с таким расчетом, чтобы ежегодно в каждом из муниципальных образований устранять «узкие» места. Программа текущего года включает в себя проведение масштабных работ на всех участках районных электрических сетей ЗАО «ССК».
    ЭР: Какие основные проекты будут реализованы в 2010 году?
    В. М.: Все проекты компании связаны с ее развитием. Во-первых, они касаются расширения зоны обслуживания. Здесь существует несколько вариантов решения: аренда электросетей, приобретение их в собственность и новое строительство. Во-вторых, это планы по локализации и устранению «узких» мест в сетевом комплексе, позволяющие значительно повысить надежность энергоснабжения.
    В 2010 году мы выполним несколько масштабных проектов: по улучшению энергоснабжения поселка Смышляевка, комплексной реконструкции ПС «Станкозаводская» в Самаре, реконструкции ПС «Богатырь» в Жигулевске, строительству новых линий электропередачи в Ставропольском и Кинель-Черкасском районах, в городах Новокуйбышевске и Чапаевске.
    Кроме того, мы продолжаем реализацию программы повышения эффективности управления компанией: совершенствуем организационную структуру, выстраиваем систему мотивации персонала, основанную на ключевых показателях эффективности, осуществляем автоматизацию основных бизнес-процессов.
    ЭР: В этом году вы намерены увеличить объем ремонтных работ. По каким основным направле­ниям?
    В. М.: Ремонтная программа 2010 года значительно расширена по сравнению с 2009-м, на нее выделяется более 800 млн рублей. Перечень включенных в программу объектов весьма широкий. Основные направления кампании — ремонт распредсетей, ТП, воздушных и кабельных линий. Все планы основаны на производственных, финансовых, материально-технических, кадровых возможностях предприятия. В совокупности эти факторы и являются базой успешной реализации ремонтной программы.
    ЭР: Какие проблемы, препятствующие выполнению намеченных планов, вы могли бы выделить в качестве наиболее существенных?
    В. М.: Все наши производственные планы зависят от тарифно-балансовых изменений. Сегодня с введением новой системы тарифо­образования в регионе сетевые компании поставлены в новые условия, соответственно, и задачи ставятся другие. Главные из них — оптимизация работы с гарантирующим поставщиком и сотрудничество со смежными сетевыми организациями в сфере взаиморасчетов.
    Для профессиональной компании проблем, связанных с реализацией планов, при нормальном финансировании, четком взаимодействии служб материально-технического снабжения просто не должно быть. Есть задачи, которые нужно перед собой ставить и решать.
    ЭР: В 2009 году ССК осуществила ряд проектов, направленных на повышение ее эффективности. Расскажите о них подробнее. Какие программы по развитию компании предусмотрены в текущем году?
    В. М.: Эффективность работы предприятия — приоритетный вопрос. Для создания оптимальной модели управления нами были привлечены в качестве консультантов экспертные организации. В 2009 году мы реализовали проект по изменению системы управления компанией: усовершенствовали организационную структуру, определили основные бизнес-процессы по направлениям, выстроили грамотную бюджетную и финансовую схемы. В планах 2010 года — разработка и внедрение системы мотивации персонала на основании контрольных показателей эффективности подразделений, методики премирования сотрудников. Второй крупный проект — автоматизация бизнес-процессов во всех сегментах деятельности, в том числе в сфере учета: формирование электронных баз данных по потребителям, приборам учета, оборудованию. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся.
    ЭР: Насколько остро в регионе стоит вопрос безучетного потребления и воровства электроэнергии? Какие меры принимает компания, чтобы избежать подобных убытков?
    В. М.: Ни для кого не секрет, что воровство и безучетное потребление электроэнергии — одна из серьезных проблем для энергетиков. Долги населения — это забота сетевых организаций, поскольку неплатежи абонентов отражаются на бюджете в виде потерь. Мы активно боремся с этой ситуацией. Порой ведем буквально «археологические раскопки» и узнаем, что люди годами безучетно потребляют электроэнергию. Нередко приходится распутывать схемы бездоговорного потребления, когда управляющие компании не заключают договоры и, меняя названия, не платят за электроэнергию.
    Один из способов решения данной проблемы — установка приборов учета и систем коммерческого учета электроэнергии. У нас уже были реализованы два пилотных проекта по внедрению АСКУЭ — в поселках Рождествено и Смышляевка, что позволило снизить коммерческие потери на 70%.
    Еще один ключевой момент — урегулирование отношений с гарантирующим поставщиком. Мы считаем, что сегодня организации, получающие сбытовую надбавку за сбор средств с населения, фактически не отвечают за полноту этих сборов. Законодательно они никак не мотивированы, а в итоге любая задолженность «падает» на сетевые компании, у которых нет подобных ресурсов для работы с потребителем. К сожалению, пока наладить эффективное взаимодействие с ГП не удается. Гарантирующий поставщик — как получатель средств от потребителя — распоряжается ими по своему усмотрению, тем самым усугубляя проблемы сетевиков по недобору выручки и компенсации потерь и по­ощряет своим бездействием безответственных неплательщиков. По этому вопросу мы готовы отстаивать свою позицию даже в судебном порядке.
    ЭР: Как, на ваш взгляд, котловая методика тарифообразования отразилась на деятельности энергокомпаний и на взаимоотношениях ССК с другими сетевыми организациями?
    В. М.:. Новая система, введенная в области в этом году, не могла не отразиться и на деятельности энергокомпаний в целом, и на взаимоотношениях сетевиков. Согласно данной методике, гарантирующий поставщик и другие сбытовые организации «сетевую» составляющую тарифа направляют в так называемый «котел», из которого средства распределяются между всеми предприятиями сетевого комплекса. Между собой сетевики рассчитываются по межсетевым тарифам, установленным органами УГРиКЭ.
    Теперь, когда приняли котловую систему тарифообразования, когда все сети начали получать плату за свои услуги от гарантирующего поставщика по единым тарифам, для конечного потребителя все стало предельно прозрачно.
    Вместе с тем после установления межсетевых тарифов электросетевым компаниям рассчитываться друг с другом, конечно, сложнее. Прежде мы получали деньги от гарантирующего поставщика за услуги по передаче электроэнергии, а с введением «котла» вынуждены еще и оплачивать разницу в тарифной составляющей смежным сетевым компаниям, — именно в этой части зачастую возникают труднорегулируемые ситуации.
    У нас возникали определенные трудности в отношениях с МРСК в сфере взаиморасчетов, но на сегодняшний день мы урегулировали наши противоречия и надеемся на выстраивание взаимного диалога в дальнейшем.
    Реализация котлового метода тарифообразования напрямую зависит от добросовестности сетевых организаций как хозяйствующих субъектов. Энергетики сами определяют схему взаимодействия через межсетевые договоры в соответствии с решением УГРиКЭ.
    Поэтому выстраивание первичных договорных отношений между сетевыми компаниями и должно основываться в первую очередь на добросовестности.
    ЭР: Как сегодня идет подготовка к внедрению системы RAB-регулирования в ССК?
    В. М.: Мы активно готовимся к этому. Цель поставлена — к 2011 году полностью перейти на RAB-регулирование тарифов. В стадии утверждения находится пятилетняя инвестпрограмма, осуществляются процедуры, связанные с оценкой компании, формированием пакета требуемых документов. Считаем, что в вопросе перехода на новую систему ССК должна быть одной из первых.
    ЭР: Как вы оцениваете перспективы развития сетевого комплекса в целом и в самарском регионе в частности?
    В. М.: Положительно. Ситуация в энергетическом секторе региона стабильная. Строительство фундамента новой энергетики в Самарской области завершено, предстоит большая работа по модернизации существующих мощностей, сооружению современных и высокопродуктивных энергообъектов.
    Перспективным направлением является внедрение энергосберегающих технологий, новейшего энергоэффективного оборудования, что в настоящее время и проводится в рамках областной целевой энергетической программы.
    Сегодня для развития сетевого комплекса требуются серьезные инвестиции, поэтому регион ориентирован на получение средств под эти цели из различных источников. Решение данной задачи невозможно без консолидации усилий предприятий энергетической отрасли и промышленности, органов государственной власти и местного самоуправления.