Внедрение интеллектуальных систем учета как первый шаг к построению «умной» энергосети

 

Автор

Серов Михаил, Менеджер по продажам и маркетингу в России и СНГ ООО «Айтрон» — представительства концерна Itron

 
    Многим современным распредсетевым предприятиям необходимы не просто измерительные приборы или системы сбора данных. Они рассчитывают на то, что поставщики предложат комплексное производственно-сбытовое решение, включающее универсальные масштабируемые системы, которые будут полностью удовлетворять потребностям электросетевого бизнеса.
    По мере развития активно формирующегося сегмента передовой интеллектуальной измерительной инфраструктуры (AMI) во многих странах мира все чаще рассматривается вопрос создания интеллектуальных электросетей в соответствии с концепцией Smart Grid. Уровень сложности введения в эксплуатацию такой сети и ее управления очень высокий, и очевидно, что основой достижения цели должна стать эффективная MDM-система1. Этот продукт обеспечивает прежде всего максимальный контроль над состоянием и функционированием электрической сети в реальном времени и возможность оказания влияния на потребителей для оптимизации расхода ресурсов. Кроме того, большое значение здесь имеет полноценная интерпретация надежных, точных и содержательных данных.
    Некоторые аспекты внедрения интеллектуальных приборов класса AMI
    Без надлежащего управления данными, полученными от измерительных приборов, их ценность для организации ограничена. Поэтому интеграция элементов AMI предполагает наличие функциональной, надежной системы MDM.
    Такая система должна взаимодействовать с другими средствами сбора измерительных данных через различные информационные платформы и преобразовывать большие объемы этих данных (например, об интервалах, регистрации и результатах нарушений в энергосистеме) в контролируемую, структурированную и готовую к применению информацию.
    Для нахождения правильных технических решений поставщикам измерительных приборов и программного обеспечения необходимо разработать уровни гибкости системы, которые позволят объединить в производственно-сбытовую цепочку различные сегменты деятельности электросетевого предприятия.
    Поставщики также должны уметь использовать свои знания и опыт для поиска оптимального ИТ-сопровождения особых нужд каждой бизнес-единицы.
    В целом это легче сказать, чем сделать. Требуется портфолио, в котором предлагаются не только решения в сфере передовых измерительных систем, обеспечивающих процессы сбора и управления данными, но также инструментарий для анализа, например, варианты прогнозирования, возможность отображения измерительной информации в сети Интернет и т. п.
    Подобный функционал увеличивает ценность системы при меньших затратах предприятия и потребителей, если ИТ-приложения полностью интегрированы в интеллектуальную измерительную систему.
    Управление данными измерительных приборов
    Рынок предлагает множество элементов интеллектуальной системы MDМ, однако предприятию требуется именно комплексное управление данными всех измерительных приборов с одновременной оценкой качества информации и выделением ошибок или пробелов при ее передаче в установленном формате в систему учета. Особенно важно то, что MDМ должна обрабатывать очень большие объемы данных и обладать возможностью интегрирования в действующие системы.
    Так, основной функцией существующей на многих предприятиях системы CIS2 является учет потребительской информации. Однако при увеличивающемся спросе на «дополнительные» данные, которые могут быть введены интеллектуальной инфраструктурой AMI (например, о соединении и разъединении дистанционного управления, о работе многих сотен интеллектуальных измерительных приборов, считывающих данные с интервалом в один час), большинство систем CIS сегодня не справится. Внедрение подходящего решения MDM, формирующего гибкую вычислительную среду, позволяет системе CIS предприятия сосредоточиться непосредственно на учете.
    При установке только CIS компании столкнутся с определенными проблемами, и прежде всего им придется «открыть кошелек» в процессе перехода на это приложение, откладывая получение прибыли. Внедрение же комплексной интегрированной системы MDM даст возможность не только обрабатывать данные и эффективно управлять ими, но также отделить бизнес-процессы от сбора измерительной информации. При этом все показания измерительных приборов сохранятся в базе данных с обеспечением постоянного доступа к ним персонала по мере необходимости. Следует отметить и то обстоятельство, что система MDM существенно уменьшает возможность ошибок, что немаловажно в электросетевом бизнесе, где полнота и точность данных являются обязательным условием деятельности предприятия.
    Обмен информацией в системах
    Большое количество данных, предоставляемых интеллектуальными приборами измерительной инфраструктуры, обусловливает необходимость одновременного хранения некоммерческой информации о диагностических сигналах, отключении электропитания, попытках умышленного нарушения сети и т. п., что было недоступно в традиционной системе CIS. Решение MDM позволяет предприятию выполнить эту задачу, а также консолидировать интерфейсы, не полагаясь на двусторонние каналы.
    MDM содержит множество приложений, каждое из которых функционирует самостоятельно, собирая, обрабатывая и распределяя данные, при этом синхронизирует их и тем самым обеспечивает эффективность и надежность всего процесса.
    Базируясь на принципе построения «система в системе», решение MDM поддерживает обмен информацией между CIS и разнообразными устройствами сбора данных (интеллектуальными, коммерческими, отраслевыми), иначе говоря, организует передачу запросов и поступление команд из системы CIS в нужную систему сбора данных для того, чтобы получить точные результаты. Такой хорошо управляемый интерфейс является важным компонентом в бесперебойном интерактивном процессе CIS/AMI, особенно в отношении предоставления точной учетной информации по требованию. Например, система CIS инициирует запрос на получение соответствующих коммерческих данных, основанных на особых бизнес-процессах рабочего и нерабочего режимов. Система MDM посылает этот запрос в соответствующую систему сбора. После получения необработанных данных от измерительного прибора класса AMI система MDM корректирует/подтверждает правильность информации и затем отправляет сервисные номинальные учетные значения в CIS. При использовании решения MDM в качестве системы сбора данных измерительных приборов в разных временных интервалах CIS может запускать рабочий и нерабочий циклы с подключением системы учета. Поскольку MDM имеет сервис-ориентированную архитектуру (SOA), эта система особенно полезна и тогда, когда предприятию необходимо подтвердить объем электроэнергии, перепрограммировать измерительные приборы или выпустить инструкции по удаленному подключению/отключению.
    Заключение
    При быстром распространении интеллектуальных устройств AMI электросетевым предприятиям потребуется организовать взаимодействие системы CIS, других существующих решений (возможно, различных производителей) с учетом надежности и рентабельности бизнес-процесса.
    Данные измерительных приборов являются важным активом предприятия. Когда для управления возрастающими объемами информации энергокомпании начнут использовать решение MDM, можно будет наблюдать революционное влияние интеллектуальных систем на эффективность эксплуатации оборудования, качество услуг, прогнозирование потребления электроэнергии, надежность распределительной сети, соответствие производственного процесса нормативным документам и т. д.
    Комплексная, масштабируемая и откалиброванная система MDM в состоянии работать как с новыми, так и с уже существующими ИТ-комплексами в целях максимизации прибыли и улучшения обслуживания потребителей.
    При выборе решения MDM, которое управляет большими объемами данных измерительных приборов и взаимодействует с устройствами AMI и предшествующими программными продуктами, можно не только окупить инвестиции, но и модернизировать ИТ-инфраструктуру, обеспечив успех энергопредприятия в быстро изменяющейся бизнес-среде.