V профессиональный форум Информационные технологии и измерение в электроэнергетике
  • Скачать PDF
  • Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

«Социально ответственная и клиентоориентированная политика — гарантия состоятельности распределительного сетевого комплекса России»

 

Автор

Швец Николай, Генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК»

 

    Интервью с генеральным директором ОАО «Холдинг МРСК» Николаем Швецом
    ЭР: Николай Николаевич, 2010 год пройдет под знаком перехода МРСК на новый метод тарифообразования. Подтверждается ли реальными результатами ожидаемый эффект от перехода распредсетевых компаний на RAB-регулирование?
    Н. Ш.: Как вы знаете, в 2009 году состоялся переход на новую систему тарифного регулирования восьми филиалов дочерних и зависимых обществ (ДЗО) Холдинга МРСК. С начала этого года RAB-регулирование ввели еще девять филиалов. Окончательные итоги перехода распределительных сетевых компаний на RAB пока подводить рано. Вместе с тем уже сегодня можно говорить об эффективности новой системы тарифообразования, которая позволит привлечь инвестиции в распределительный электросетевой комплекс.
    В полной мере результаты внедрения прогрессивной методики тарифного регулирования будут видны по итогам первого периода регулирования, то есть через три года. При этом необходимо делать поправку на финансово-экономические факторы, не зависящие от компании, такие как снижение полезного отпуска электроэнергии, стагнация в производственном секторе и сложности с привлечением заемного финансирования.
    Вследствие сокращения энергопотребления в прошлом году произошло недополучение тарифной выручки. Эта тенденция коснулась и регионов, перешедших на RAB. В этой связи в Холдинге МРСК — как в управляющей компании, так и в дочерних и зависимых обществах — были урезаны инвестиционные и операционные расходы.
    Мы планируем, что часть распределительных сетевых компаний перейдут на RAB-регулирование в течение 2010 года, а с 1 января 2011 года все МРСК буду применять метод RAB. Это произойдет по мере внесения изменений в нормативно-правовую базу, касающихся установления пятилетнего периода регулирования. Для 17 регионов, уже переведенных на регулируемую базу капитала, тарифы рассчитаны на три года.
    ЭР: Прокомментируйте, пожалуйста, результаты выполнения инвестиционной программы Холдинга МРСК в прошлом году.
    Н. Ш.: По вводам мощности на основные фонды наша инвестпрограмма в 2009 году была выполнена на 100% как в физическом, так и в стоимостном выражении. При этом динамика темпов физических параметров ввода сетевых объектов опережает темпы увеличения стоимости их строительства.
    В денежном выражении план перевыполнен на 6% — ввод основных фондов составил 77 млрд рублей против предполагаемых 72 млрд рублей. В то же время по вводам трансформаторной мощности мы перевыполнили план на 35%, а по километражу построенных линий электропередачи — на 28%. То есть удельная стоимость единицы физической мощности строительства электросетевых объектов снизилась.
    В 2010 году будет продолжена реализация важных государственных проектов. В первом ряду среди них стоит строительство объектов зимней Олимпиады 2014 года в городе Сочи. В конце прошлого года Межрегиональной распределительной сетевой компании Юга России (МРСК Юга) выделено на эти цели из федерального бюджета 2,6 млрд рублей. В нынешнем году Холдинг МРСК получит целевое финансирование в рамках «олимпийской» программы в размере 4 млрд 700 млн рублей.
    В 2010 году стопроцентная дочерняя компания Холдинга МРСК «Янтарьэнерго» готова, в соответствии с подписанным с ОАО «Межрегионгаз» договором, в случае получения в полном объеме необходимых средств осуществить технологическое присоединение второго энергоблока Калининградской ТЭЦ.
    В целом в 2010 году мы планируем инвестировать в энергостроительство около 110 млрд рублей с учетом НДС. Многое зависит от тарифных решений на 2010 год, по итогам которых будет произведена доработка инвестиционных планов.
    ЭР: Анализ состояния российского топливно-энергетического комплекса показал, что наибольший уровень износа технологического оборудования отмечен в распределительном сетевом комплексе. Не могли бы вы обозначить основные проблемные зоны, в том числе по территориальному признаку?
    Н. Ш.: Напомню, что 52% оборудования Холдинга МРСК выслужило один нормативный срок эксплуатации, 8% исчерпало его дважды. Средний физический износ оборудования по ДЗО Холдинга МРСК составляет 69% и незначительно варьируется по большинству регионов в зоне ответственности наших операционных компаний. На общем фоне выделяются Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК) и «Тюменьэнерго», уровень износа сетей которых намного меньше. В первом случае это объясняется значительными инвестициями, осуществленными с 2005 года, когда произошла авария на подстанции «Чагино», во втором — относительной молодостью компании. Хуже ситуация в сетевых компаниях Чечни, Ингушетии, Дагестана. В Дагестане из-за высокой задолженности сбытов и муниципалитетов инвестпрограмма фактически отсутствует, энергосистемы Чечни и Ингушетии полуразрушены войной.
    Первым направлением нашей работы по исправлению сложившейся ситуации являются ремонты на объектах, характеризующихся высоким уровнем износа и особенно важных с социальной точки зрения.
    Важнейшим шагом на пути преодоления тенденции старения оборудования распределительных электросетей Холдинга МРСК является Программа реновации, которую мы планируем внести в Правительство Российской Федерации к маю этого года. Рассчитываем, что она приобретет статус федеральной целевой программы. Ее объем превышает 2 трлн 850 млрд рублей. Сейчас в Холдинге МРСК разрабатываются критерии и приоритеты по включению энергообъектов в Программу реновации.
    Кроме того, мы прорабатываем вопросы сотрудничества с иностранными партнерами в части получения займов и закупки оборудования с последующей возможностью организации его производства в России. Устаревшее действующее оборудование будет заменяться современными высокотехнологичными образцами.
    ЭР: Когда будет подготовлено новое положение о технической политике Холдинга МРСК?
    Н. Ш.: В первой половине 2010 года планируем завершить разработку Положения о технической политике. Его основным принципом является, в частности, преодоление тенденции старения основных фондов электрических сетей и электросетевого оборудования за счет увеличения масштабов работ по реконструкции и техперевооружению. Планируем довести технический уровень электрических сетей до мировых стандартов, повысить их надежность и управляемость посредством использования новой высокоэффективной техники и технологий, внедрить новые, безопасные, необслуживаемые типы оборудования, управляемые дистанционно.
    ЭР: Насколько острой сегодня является проблема потерь в сетях? Не могли бы вы оценить «масштаб бедствия»?
    Н. Ш.: Резерв снижения потерь электроэнергии в электрических сетях ДЗО Холдинга МРСК составляет порядка 10—15 млрд кВт•ч к уровню 2008 года.
    По итогам 2007 года общие потери электроэнергии были снижены на 4 млрд кВт•ч по сравнению с предыдущим годом, в 2008 году — на 2,8 млрд кВт•ч. По итогам прошлого года ожидается сокращение потерь на 300 млн кВт•ч — до 57 млрд кВт•ч. В то же время отпуск электроэнергии в сеть в прошлом году снизился на 6% — до 652 млрд кВт•ч по сравнению с уровнем 2008 года. В процентном отношении потери в 2009 году составили приблизительно 8,7%, что соответствует показателям 2007 года и несколько превышает уровень 2008 года. Дело в том, что энергопотребление в основном сокращается в промышленном секторе, получающем электроэнергию высокого напряжения, где потери минимальны.
    Целевым показателем к 2015 году является снижение потерь в сетях Холдинга МРСК относительно базового 2008 года более чем на 6 млрд кВт•ч.
    Хотел бы отметить, что фундаментом построения и реализации политики энергосбережения должно быть обеспечение полного и достоверного учета расходования энергетических ресурсов. Только на приобретение средств измерения электрической энергии для оборудования границ распределительной сети ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» потребуется более 50 млрд рублей. В условиях существующих тарифных ограничений эта задача требует решения на государственном уровне.
    ЭР: Оцените, пожалуйста, реализацию Постановления Правительства РФ от 21.04.2009 года № 334, которое упростило технологическое присоединение для предприятий малого и среднего бизнеса?
    Н. Ш.: Процедура технологического присоединения для субъектов малого и среднего предпринимательства серьезно упрощена, и не в последнюю очередь по причине тесного взаимодействия электросетевых компаний Холдинга МРСК с представителями малого и среднего бизнеса.
    Для физических и юридических лиц с мощностью до 100 кВт отменен осмотр Ростехнадзором при допуске энергопринимающих устройств потребителей, что сократило сроки техприсоединения.
    В то же время промежуточные итоги реализации 334-го Постановления Правительства нельзя назвать однозначными. Для сетевой организации они выражаются в увеличении затрат в связи с кредитованием рассрочки платежа для юридических лиц с присоединяемой мощностью от 15 до 100 кВт. Юридические лица с мощность до 15 кВт получили возможность присоединиться в сетям всего за 550 рублей, что ниже себестоимости присоединения. Мягко говоря, это не слишком хорошо как для сетевых компаний, так и для самих потребителей. Дело в том, что предприятия малого и среднего бизнеса завышают необходимую им мощность до верхней границы, что в итоге приводит к недозагрузке существующих мощностей. В результате увеличения количества организаций, запасающихся мощностью впрок, возросли затраты на содержание оборудования, финансирование которых идет за счет тарифа. Таким образом, новые правила вынуждают нас строить объекты, передача электроэнергии по которым не осуществляется. Разумеется, это не способствует решению задачи энергосбережения, поставленной на государственном уровне.
    Холдинг МРСК также продолжает действия, направленные на повышение уровня клиентоориентированности. В конце октября прошлого года Холдинг МРСК подписал соглашение с общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» о сотрудничестве в области поддержки малого и среднего бизнеса. Важнейшим направлением совместной деятельности в рамках соглашения станет постоянный мониторинг практики реализации решений, касающихся технологического присоединения энергопринимающих устройств субъектов малого и среднего бизнеса к электросетям.
    Также в Холдинге МРСК создана общественная приемная генерального директора, в задачи которой входит повышение культуры обслуживания потребителей электроэнергии. Непосредственный контакт с клиентами в зоне ответственности МРСК осуществляется в центрах обслуживания клиентов (ЦОК). Всего в Холдинге МРСК функционирует свыше 170 ЦОК, в которых для удобства потребителей электроэнергии представлена вся наиболее востребованная и актуальная информация о работе распределительных сетей. Мы убеждены в том, что социально ответственная и клиентоориентированная политика — основа не только деловой репутации компании, но и ее долгосрочного финансового благополучия, равно как и гарантия состоятельности распределительного сетевого комплекса России.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему