Внедрение системы экологического менеджмента - объективная необходимость

Рубрика:

Прогноз

 

Авторы

Харько Виктор, Генеральный директор ЗАО "ЭНСЕРТИКО", к. т. н.

Морозов Алексей, Заместитель генерального директора по производству ЗАО "ЭНСЕРТИКО"

Смелкова Ирина, Ведущий специалист по внутреннему аудиту СМК ЗАО "ЭНСЕРТИКО"

 

    Технология производства электро- и теплоэнергии на ГРЭС, ТЭЦ и ГЭС, составляющих основу отечественного электроэнергетического комплекса, характеризуется принципиальной экологической несовместимостью с окружающей природной средой - ОПС.
    Современные природоохранные требования, которые сводятся к разработке так называемого ПНООЛР производственных объектов (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), направлены на сокращение ограниченного ряда опасных для ОПС отходов, появляющихся в процессе генерации электро- и теплоэнергии. ПНООЛР как инструмент организации природоохранных мероприятий по контролю размещения отходов есть результат воздействия государства на электроэнергетические предприятия, а не собственное осмысленное стремление энергокомплекса системно управлять вредным влиянием на ОПС в процессе производства.
    Причина пассивности хозяйствующих субъектов в разрешении экологической проблемы кроется в модели рыночной микроэкономики, которой объективно следует большинство потребителей и производителей конкретного блага. При ограниченности ресурсов потребители стремятся максимизировать выгодность его приобретения, а производители нацелены на получение наибольшей прибыли от его реализации. Причем те и другие подсознательно полагают, будто только они вовлечены в процесс производства и реализации данного блага. Именно в этом заключается аллокационная (от лат. al - около и locatio - размещение) сущность рыночных механизмов удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Любые затраты, в том числе обусловленные организацией управления экологическими аспектами деятельности, рассматриваются в этом контексте как дополнительная и нежелательная нагрузка на экономику электро- и теплоэнергетических предприятий, которая не только усложняет, но и препятствует достижению ключевой предпринимательской цели - извлечению прибыли.
    За пределами действия рыночного механизма остаются третьи лица (общество в целом, лоббистские группы, государственные природоохранные органы, средства массовой информации), по разным причинам и с различными целями неуклонно оказывающие нарастающее внеш-нее давление на производителей и по-требителей конкретного блага, требуя законодательно ограничить негативное влияние на ОПС.
    Осознание надвигающейся угрозы со стороны третьих лиц, способных лимитировать или даже разрушить налаженную многолетнюю деятельность, вынуждает электро- и теплоэнергетические предприятия концентрировать все большее внимание на экологических аспектах воздействия на ОПС. В экономических отношениях возникает новый фактор, игнорировать который в недалекой перспективе будет просто невозможно.
    Одной из оправдавших себя моделей в самостоятельной, или "добровольной", организации управления экологическими аспектами работы предприятий энергетического комплекса (элементами их производ-ственной деятельности или ее результатами, влияющими на ОПС) стало внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ) на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (аналога международного стандарта ISO 14001:2004).
    Причина в том, что концепция ГОСТ Р ИСО 14001-2007 позволяет избежать конфликта между интересами бизнеса и методами управления воздействием на ОПС электроэнергетических предприятий. СЭМ по данному стандарту не ставит перед собой цели непосредственного управления влиянием на ОПС. Достижение такой цели едва ли возможно без революционного, а значит, экономически затратного изменения технологии промышленной выработки электро- и теплоэнергии и перехода к 100-процентной экологизации производства.
    Предметом СЭМ по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 выступают экологиче-ские - природоохранные, ресурсо-сберегающие и другие - аспекты (п. 3.6 указанного стандарта) деятельности предприятия, производимой им продукции и услуг. Управляя этими аспектами, предприятие не может не оказывать воздействия на ОПС и природные ресурсы, причем как положительное, так и отрицательное. Единственная цель СЭМ в данном случае - минимизация негативного влияния работы предприятия на ОПС, повышение уровня экологической безопасности производства.
    Однако "скромность" цели СЭМ по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 не означает, что ее постановка, документирование и внедрение просты и не требуют серьезных усилий от руководства и персонала хозяйствующего субъекта.
    Система управления воздействием на окружающую среду есть восьмая полноценная компонента регулярного менеджмента предприятия, то есть еще одно самостоятельное по целям, но зависимое от семи других функциональное направление управленче-ской деятельности (рис. 1). Это не "надстройка" регулярного менеджмента, как, например, система менеджмента качества по ИСО 9001:2000, призванная объединить все составляющие менеджмента, в том числе СЭМ, по критериям качества организации процессов управления, и для которой объектом управления являются эти процессы. Подразделения СЭМ, так же как и организационная структура традиционных компонент менеджмента, формируются по функциональному принципу на основе установленного объекта управления - экологических аспектов, поддающихся контролю, - и имеют свои цели, задачи и плановые показатели. Главное, чтобы структура СЭМ давно работающего предприятия не замыкалась на собственной деятельности и не отделяла природоохранные мероприятия от производства. Их необходимо увязать между собой и добиться эффективной координации функциональных направлений работы, обеспечивая баланс ресурсов и результатов при организации управления экологическими аспектами.
    Модель СЭМ по стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007 становится понятной любому профессиональному управленцу, если все требования к ее организации рассматривать через призму теории систем с управлением (технических, социальных, социально-технических и пр.) - таких, где часть элементов образует подсистему управления, ориентированную на сознательное воздействие на системы и окружающую среду для получения нужного результата.
    С позиции систем с управлением СЭМ включает четыре обязательных элемента:
    1) управляющий субъект в виде специально созданного экологического подразделения;
    2) объект управления в виде экологических аспектов деятельно-сти предприятия, которыми оно способно управлять через экологическое подразделение при взаимодействии со всеми другими подразделениями, имеющими отношение к производству и обращению результатов производ-ства;
    3) набор средств и приемов, с помощью которых управляющий субъект, воздействуя на объект управления, добивается требуемого уровня влияния деятельности предприятия на ОПС;
    4) обратная связь от объекта управления к управляющему субъекту, обеспечивающая контроль и регулирование состояния объекта управления, отсутствие которой в принципе не позволяет идентифицировать систему как систему с управлением.
    Понятно, что для эффективного воздействия (по критерию результат/затраты) на объект управления и формирования организационной структуры СЭМ необходимо предельно четко охарактеризовать непо-средственно данный объект. Поэтому началом постановки СЭМ по модели ГОСТ Р ИСО 14001-2007 является идентификация и выбор тех экологических аспектов, которые предприятие способно контролировать и оказывать на них реальное целевое воздействие (п. 4.3.1 указанного стандарта).
    Задача идентификации экоаспектов - детально установить все источники влияния на ОПС по каждому виду деятельности и функциональному направлению регулярного менеджмента (общего и производственного). Раздельно по каждому источнику - определить экологические аспекты и связанное с ними воздей-ствие на ОПС, возможные последствия такого воздействия и мероприятия, включая затраты на их реализацию, которые могут усилить благоприятный эффект в части охраны окружающей среды (ООС) или напрямую снизить нагрузку на ОПС. Например, циркулярный сброс технической воды в специальный водоем ТЭЦ, ответ-ственность за который несет цех химической подготовки, сопряжен с риском аварийной утечки, что в терминологии ГОСТ Р ИСО 14001-2007 идентифицируется как экологический аспект. Воздействие же данного экоаспекта на ОПС - загрязнение грунта или природного водоема. Исходя из финансового состояния и ресурсных возможностей предприятия, менеджменту остается решить, способен ли он и в какой срок спланировать конкретные мероприятия по нивелированию риска аварийной утечки технической воды. Эти действия не должны вступать в конфликт с целями производства, поскольку каждая единица используемого топлива и выработанной энергии имеет количественное выражение в соответствующих загрязнителях ОПС.
    Именно прямая количественная зависимость полезных и вредных результатов производства указывает на то, что сразу после идентификации экоаспектов следует сосредоточиться на формировании экологической политики (ЭП) - инструменте управления, позволяющем одновременно решить две задачи:
    а) соподчинить экологические цели и способы их достижения с одноименными категориями по другим функциональным направлениям деятельности, которые в своей совокупности должны поддерживать выполнение миссии и реализацию стратегии предприятия в целом;
    б) обеспечить каскадный переход от миссии к стратегическому и оперативному планированию экологической деятельности.
    В соответствии с п. 3.11 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 экологическая политика - это "официальное заявление высшего руководства организации (п. 3.16) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности (п. 3.10)". ЭП устанавливает рамки действий и служит основой для определения экологиче-ских целей - общих экологических установок к действиям, а также экологических задач - детализированных требований к результативности, применимых к предприятию (рис. 2). Решение первой задачи направлено на достижение целевого и ресурсного баланса ЭП с другими политиками предприятия - маркетинговой, технической, финансовой, учетной. Ведь абсолютно очевидно, что в случае приверженности предприятия целям ООС, каждая из "частных" политик может спровоцировать отрицательное воздействие на ОПС. Так, экологическое управление будет моментально разрушено, если принимается решение о продвижении на рынок экологически опасного, но прибыльного продукта (маркетинг), или при реализации инвестиционных проектов (развитие) игнорируются экологические требования, или осуществляются прямые инвестиции в экологически сомнительные проекты (финансы).
    Опыт показывает, что в случае принятия решения о создании СЭМ и системной взаимоувязки ЭП с другими политиками регулярного менеджмента целесообразно классифицировать намерения и направления действий СЭМ по четырем уровням качества продуктов производства, принятым для их рыночного сегментирования:
    1) качеству основной полезности товара (приемлемости потребления, долговечности, способности к техническому обслуживанию);
    2) экологическому качеству продукта в целом (отсутствию вредных веществ, применению или потреблению, исключающим наличие остаточных материалов и вреда для здоровья, использованию природных материалов);
    3) экологическому качеству производства продукта (оптимизации использования материалов и энергии, замене дефицитного сырья и энергии на имеющиеся в избытке сырье/энергию, уменьшению производственных выбросов и количества отходов всех видов);
    4) экологическому качеству устранения отходов (использованию продуктов, пригодных к рециклированию - вторичному использованию - благодаря отказу от сопряженных материалов, проблемных с позиции их рециклирования, или посредством применения материалов, для которых уже суще-ствует система рециклирования).
    Решение второй из вышеуказанных задач - переход от миссии к организации и функционированию экологического управления - позволяет трансформировать установленные ЭП намерения (замысел, повод к каким-либо действиям и желание выполнять их) и связанные с ними действия (направления деятельно-сти) в конструктивные цели и реализующие их программы.
    ЭП создает основу организационной структуры СЭМ, то есть дает возможность приступить к формированию управляющего объекта. На самом деле только при наличии конструктивных целей может быть определен перечень функций системы управления окружающей средой, проведена их декомпозиция в серию последовательных и повторяющихся действий в соответствии с классическим циклом управления. По результатам декомпозиции устанавливаются квалификационные требования к выполняющему функции персоналу, выбирается и документально утверждается структура в виде положения о подразделении и должностных ин-струкций экологической службы предприятия.
    Организационная структура СЭМ и, следовательно, функции экологического менеджмента, зависят от производственно-технологических процессов и вырабатываемой продукции, размера предприятия, его внутреннего и ресурсного потенциала. Применительно к электро- и теплоэнергетическим предприятиям все цели СЭМ определяются состоянием таких сегментных уровней качества продуктов производства, как:

  • минимизация использования материалов и энергии, замена дефицитного сырья и энергии на имеющиеся в избытке сырье/энергию, уменьшение производственных выбросов и количества отходов всех видов;
  • применение продуктов, пригодных к рециклированию.
    Отсюда следует, что набор постоянных функций СЭМ рассредоточен по объектам управления экологиче-скими аспектами процессов снабжения топливом и материалами, производства, размещения, переработки и сокращения эмиссии отходов. Остается только развернуть управление объектами в стадии (этапы) классического цикла управленческого процесса (рис. 3).
    Как правило, на одновременное выполнение всех функций экологического менеджмента у предприятия не хватает ресурсов. Часто в этом нет необходимости. Требуется лишь определиться с уровнем функциональной достаточности для исполнения обязательств, отраженных в принятой ЭП, и соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Так, для любого предприятия к значимому экологическому аспекту относится риск возникновения нештатных ситуаций и аварий, что всегда приравнивается к чрезвычайным ситуациям на производстве. Поэтому согласно п. 4.4.7 рассматриваемого ГОСТа данный аспект из программы дей-ствий по минимизации выбросов вынесен в отдель-ную процедуру административного управления, которая должна быть разработана, в обязательном порядке задокументирована и доведена до всего управленче-ского и производственного персонала предприятия. Причем сама природа возникновения чрезвычайных ситуаций подразумевает постоянную готовность к выполнению указанной процедуры. При ее разработке следует предусматривать последовательные функциональные переходы производства из штатного режима, или повседневной деятельности, в режим повышенной готовности для максимально возможной локализации аварии и только потом - в режим чрезвычайной ситуации, когда все усилия направляются на ликвидацию аварии и ее последствий.
    Организация СЭМ также предполагает наличие обязательной процедуры взаимодействия и обмена информацией. Данное положение зафиксировано в п. 4.4.3 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и в процессе управления относится к коммуникации - одной из самостоятельных функций в серии последовательных и взаимосвязанных действий для достижения установленной цели в соответствии с требованиями сложившейся ситуации. Коммуникация призвана объединять через информационные потоки все функциональные направления (компоненты) регулярного менеджмента. Для экологического менеджмента, природоохранная деятельность которого распространяется на всю организационно-функциональную структуру предприятия, крайне важно вовремя получать экологически релевантные данные о состоянии внешней среды.
    Релевантность - это соответ-ствие между желаемой и действительной информацией. Имея данные о состоянии внешней среды, можно вовремя актуализировать значимые экологические аспекты деятельно-сти, перестроить процесс управления по всему контуру регулярного менеджмента, обеспечить учет текущих требований к ООС, выдвигаемых органами государственного и местного самоуправления.
    Абсолютно ясно, что одному штатному экологу без специального структурного подразделения невозможно внедрить экологическое управление на предприятии и гарантировать его соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в части пунктов: 4.3 - планирование, 4.4 - внедрение и функционирование, 4.5 - контроль, 4.6 - анализ со стороны руководства.
    Особое внимание следует обратить на требования и инструменты планирования экологической деятельности, отображенные в рассматриваемом стандарте.
    Учитывая эволюционный характер продвижения хозяйствующего субъекта к становлению и развитию СЭМ, экологическое планирование должно рассматриваться как стадия процесса управления одного из новых функциональных направлений менеджмента (его новой компоненты), постановка которого не должна разрушать его сложившуюся организационно-функциональную структуру.
    В соответствии с п. 4.3.3 ":организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу (программы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать:
    а) распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации;
    б) средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты:".
    Под программой подразумевается комплекс мер, направленных на решение четко сформулированных задач и достижение экологических целей без ущерба для производства. Это один из планов, определяющий развитие важного аспекта деятельности предприятия.
    Программа является эффективным инструментом экологического планирования (как, впрочем, и любого другого функционального направления деятельности) и должна четко определять - что, как и кому делать, каким образом использовать выделенные для достижения целей экологического менеджмента ресурсы.
    Для того чтобы тщательно разработанные экологические программы не оставались планами "на бумаге", а приобретали свойства инструмента управления экологической деятельностью, процесс их реализации должен структурно поддерживаться функциями контроля и учета. Иными словами, все плановые показатели необходимо регулярно сопоставлять с текущими результатами, интегрировать в едином структурном звене (экологическом подразделении, службе) предприятия, регистрировать и анализировать по возникающим план-фактным отклонениям в целях оперативного принятия соответствующих решений. Только в этом случае программа будет работать и отвечать требованиям п. 4.3.3 ГОСТ Р ИСО 14001-2007.
    Инструментом, который обеспечивает совмещение стадий планирования, контроля и учета и с помощью которого осуществляется обратная связь между объектом управления и воздействующим на него управляющим субъектом (структурным подразделением СЭМ), служит экологический баланс - ЭБ (рис. 4).
    В функциональном аспекте ЭБ представляет собой экологически ориентированный учет материальных и энергетических потоков предприятия, возникающих в процессе переработки первичных ресурсов в готовую продукцию.
    Преимущества использования ЭБ в экологическом менеджменте вытекают из его интегрированных свойств, а именно:
    ЭБ - это экологический план сопутствующих производству воздействий на ОПС, увязанный с объемными показателями предприятия по основным видам деятельности;
    ЭБ - это экологическая отчетность как результат выполнения намеченного (установленного в процессе планирования) в начале планового периода экобаланса;
    ЭБ - это контроль производства с позиций его воздействия на ОПС, позволяющий принимать своевременные управленческие решения (действия) по интеграции различных управленческих контуров предприятия в единый контур экологического управления.
    В полном объеме экологический баланс состоит из трех дополняющих друг друга конструкций:
    1) баланс материалов и энергии, или баланс "затраты - выпуск";
    2) баланс процессов, показывающий вклад отдельных процессов в совокупное воздействие предприятия на ОПС;
    3) баланс продуктов для оценки производимого товара, находящегося в свободном обращении, относительно его экологического воздействия.
    Учитывая, что каждая из компонент общего менеджмента предприятия (каждое функциональное направление, входящее в систему управления), преследующего цели ООС, имеет и экологическое направление, ЭБ становится единым инструментом интеграции и согласования усилий и действий, подчиненных достижению как производственных, так и экологических целей деятельности. Например, маркетинг, используя многообразные схемы продвижения продукции в том или ином сегменте рынка на основе его потребностей, должен удовлетворять и экологическим ожиданиям клиентов. Финансы, предназначенные для обеспечения всех остальных компонент менеджмента через применение одноименных инструментов (то есть для реализации задач, определенных другими подсистемами), должны поддерживать в том числе и осуществление природоохранных мероприятий. Подразделение, выполняющее функции управления персоналом (отбор, прием на работу, повышение квалификации и перемещение сотрудников), должно вырабатывать меры по природоохранной мотивации кадрового состава.
    Таким образом, внедрение экологического менеджмента в структуру управления электро- и теплоэнергетических предприятий объективно предопределено для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.
    Функционирование СЭМ, полноценной восьмой компоненты регулярного менеджмента, возможно только при наличии соответствующего подразделения - организационной структуры, органично встроенной в общий регулярный менеджмент предприятия.
    Оказывая непосредственное влияние на все политики функциональных направлений (маркетинга, финансов, экономики, производства), СЭМ не может нарушать ресурсный баланс коммерческой, финансовой и производственной деятельности.
    Руководство предприятия с учетом всего вышесказанного не должно перекладывать ответственность за постановку СЭМ на внешних консультантов. Даже самые квалифицированные из них способны лишь ускорить процесс адаптации персонала к внедрению СЭМ, но не осуществить внедрение. С их помощью можно си-стемно обследовать организационную структуру предприятия, выявить "узкие" места и нарушение логики бизнес-процессов, определить инструментарий построения СЭМ, рекомендовать состав функций и подготовить требования к документации, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или пакет типовых документированных процедур. Но это не будет системой экологического менеджмента предприятия-природопользователя, разработка которой по силам только персоналу самого предприятия при непосредственном участии его руководителя.