Современные подходы к организации подсистемы управления НСИ

Рубрика:

ИТ в энергетике

    В своей повседневной деятельности любая крупная организация сталкивается с огромным потоком информации, которая поступает как из внешних, так и внутренних источников. Ее масштабность, а также необходимость обеспечения эффективного взаимодействия между подразделениями предопределяют важность разработки унифицированной формы представления внутрикорпоративных данных с использованием единых классификаторов.
    Журнал "ЭнергоРынок" провел опрос среди ИТ-специалистов энергокомпаний относительно проблем построения корпоративной системы нормативно-справочной информации. Участники опроса поделились опытом, обозначили подходы к реализации задач в этой сфере.
    1. В чем важность единства и унификации нормативно-справочной информации (НСИ) для холдинговых структур?
    2. Каковы организационные и технические аспекты построения подсистем управления НСИ?
    3. Какое место занимает подсистема НСИ в корпоративной информационной системе управления?
    4. Назовите основные проблемы и подходы к информационному обеспечению НСИ, а также инструменты ведения НСИ, их преимущества и недостатки.

    Татьяна Дороган зав. группой Центра информационных технологий ОАО "Институт Гидропроект"
    1. Прежде всего, единая унифицированная нормативно-справочная информационная среда является обязательной для любого предприятия, осуществляющего деятельность в соответствии с международными стандартами ISO.
    Эта необходимость - не просто требование авторитетных организаций, она диктуется и характером бизнеса многих компаний, особенно холдинговых структур, объединяющих предприятия различной специализации с целым спектром сложных производственных процессов, нуждающихся в координации взаимодействия и синхронизации информационных потоков. Опыт ОАО "Инженерный центр ЕЭС" показывает, что это не представляется возможным без единой информационной среды.
    Такая среда создается под конкретные задачи с учетом особенностей производственной структуры, нормативно-справочной базы и устоявшихся внутрикорпоративных регламентов работы. Отсутствие подобной единой системы приводит к дублированию функций, сложностям мониторинга и управления, снижению рентабельности производства - то есть к неэффективности производственной деятельности в целом.
    Единая информационная среда, опирающаяся на выверенные классификаторы, с отлаженными регламентами проведения работ, оснащенная стандартами форм и шаблонов документации и имеющая в своем арсенале инструменты мониторинга и анализа бизнес-процессов, дает возможность получения достоверной информации о состоянии производства и качестве оперативного управления.
    2. Построение общекорпоративной нормативно-справочной информационной среды в сложных производственных структурах подразумевает полный аудит деятельности и серьезные трудозатраты по интеграции НСИ подразделений в единую информационную систему.
    Объединение НСИ отдельных предприятий может потребовать корректировки некоторых систем, если у организаций, входящих в холдинг, существуют собственные внутренние стандарты. Иногда это приводит к полной трансформации, причем изменять уже действующие системы порой труднее, чем создавать новые, в связи с их инертностью к переменам.
    3. Отлаженная единая информационная среда включает подсистему управления нормативно-справочной информацией, стандарты и регламенты компании, а также ИТ-средства их соблюдения. Такая схема позволяет унифицировать корпоративное управление качеством услуг и продукции и, в итоге, повысить эффективность производства.
    4. Создание единой информационной среды осуществимо при наличии административного решения, мотивации исполнителей, высокой компетентности ИТ-специалистов холдинга и обеспеченности современными программными инструментами.
    Одного лишь построения ИТ-инфраструктуры недостаточно. Фун-к-ционирование и информационное наполнение процессов, реализуемых в рамках единой информационной среды, регламентируется правилами ведения НСИ и одновременно зависит от многих субъективных факторов. Это условия хранения и объемы данных; наличие территориально удаленных подразделений и сложность организационной структуры предприятий; существование бумажных архивов; корпоративный уровень информационной безопасности; необходимость управления потоками работ; требования к автоматизации процессов управления и пр.
    Возможны различные варианты формирования среды - от все-объемлющего выстраивания системы с обязательным применением всего перечня регламентов, процедур и шаблонов, однозначным определением статуса документации и ролей участников бизнес-процессов до частичной систематизации небольшого массива данных, без которого предприятие не может функционировать. Не исключены и промежуточные решения, когда построение информационной среды основывается на си-стематизации отдельных аспектов деятельности компании и опирается на различные инструменты. Таковы, например, workflow-системы (с помощью которых планируются, исполняются, координируются потоки работ), ЕСМ-системы (Enterprise Content Management - системы электронного документооборота).
    Основные подходы к построению подсистем управления НСИ диктуются задачами и функционалом объединения предприятий и соответствующими ресурсами, поэтому речь может идти не о "плохой" или "хорошей" системе, а о том, насколько она отвечает целям организации.

    Сергей Емельченков вице-президент по информационным технологиям ЗАО "КЭС"
    1. В основе управленческого учета лежит грамотная организация нормативно-справочной информации, в свою очередь системы автоматизации такого учета являются критичными для территориально распределенных холдинговых компаний, тем более в энергетике. Как известно, энергетика - жизнеобеспечивающая отрасль, от которой зависят все сферы экономики. В этой связи от руководства энергопредприятий зачастую требуется принятие быстрых управленческих решений, что не представляется возможным без тщательного мониторинга финансовых и производственных показателей в режиме on-line.
    Еще бульшую актуальность приобретают системы автоматизированного управленческого учета в условиях мирового финансового кризиса. Поэтому качество формирования единых реестров персонала, контрагентов, договоров, материалов и прочей нормативно-справочной информации является непременным условием эффективного использования бизнес-приложений, связанных с управленческим учетом.
    До приобретения ЗАО "КЭС" генерирующих активов (ТГК-5, ТГК-9, ТГК-6) в компании действовали различные регламенты и методики формирования справочников. Сейчас в КЭС-Холдинге активно осуществляется комплекс мероприятий по приведению ИТ-инфраструктуры к общим корпоративным стандартам, интеграции в единую информационную систему, в том числе в области НСИ. Например, в конце 2008 года был утвержден "Единый справочник контрагентов" для центрального офиса ЗАО "КЭС" и его филиала "Генерация Урала" (в состав которого вошли ТГК-5 и ТГК-9). Функциональность данного проекта обеспечивается ООО "Группа компаний "Виста"" (в части поддержания справочников в актуальном состоянии) и ООО "Стратегические бизнес-системы" (в части построения необходимой ИТ-инфраструктуры).
    Следующим шагом по развитию автоматизированных систем управленческого учета станет создание единой нормативно-справочной системы КЭС-Холдинга. Этот проект также разрабатывается ООО "Группа Виста", которое обладает солидным опытом выполнения подобных задач, и ООО "Стратегические бизнес-си-стемы", осуществляющим подготовку ИТ-инфраструктуры. Цель проекта - формирование на основе SAP общей системы хранения данных о контрагентах, договорах и материалах для всех предприятий, входящих в холдинг. На локациях внедрения будет утвержден единый регламент ввода данных в систему и пользования ею, сотрудники получат возможность обратиться к системе из любого подразделения холдинга. Итогом всего комплекса работ станет построение единой автоматизированной системы управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью, что обеспечит осуществление контроля над ключевыми бизнес-процессами в ЗАО "КЭС"
    2. Основной принцип функционирования подсистемы НСИ - "единое окно", исключающее появление ошибок и "дублей". Пользователи при необходимости добавления, изменения или блокировки данных обращаются в сервисную службу ООО "Группа Виста", сотрудники которой тщательно рассматривают заявку на предмет возможных ошибок и исполняют ее. Такая схема обеспечивает четкое функционирование системы, единую методологию ввода данных, отсутствие сбоев и эффективную работу других прикладных систем, с которыми синхронизируется подсистема управления нормативно-справочной информацией.
    3. Целями подсистемы управления НСИ является обеспечение:

  • консолидированного учета материально-технических ресурсов и услуг;
  • централизованного проведения заявочной компании;
  • создания единого реестра договоров;
  • контроля исполнения обязательств по договорам;
  • формирования консолидированных бюджетов;
  • осуществления централизованных платежей;
  • оптимизации отчетности;
  • консолидации бухгалтерского учета;
  • интеграции с другими информационными системами.
    4. В первую очередь был проведен анализ существующих си-стем и хранящейся в них информации, который показал, что имеется в наличии, какую информацию и в каком виде можно использовать. Исходя из этого была определена структура данных и принципы описания информации, т. е. методология и корпоративные стандарты в части НСИ. Например, применительно к материалам: как будет выглядеть наименование материала, какие характеристики для тех или иных классов материалов должны храниться в системе, какие из этих характеристик являются обязательными и т. п.
    Для того чтобы перевести данные из существующих систем в требуемый формат, проводилась нормализация. Это наиболее трудоемкий процесс при создании подсистемы управления НСИ. Были привлечены как собственные кадровые ресурсы, так и специалисты в области НСИ из ООО "Группа Виста". Основной проблемой стало подключение к процессу бизнес-пользователей на местах - поскольку они имеют дело с нормативно-справочной информацией ежедневно и фактически являются создателями и владельцами этих данных, но в то же время участвовать в подготовке и выверке сведений готовы далеко не все и не всегда (чаще по причине своей операционной загруженности). Но мы научились решать такие проблемы - в основном путем создания смешанных проектных команд и заинтересованности топ-менеджмента в резуль-тате.
    С целью сокращения издержек, связанных с интеграцией, была применена сервис-ориентированная архитектура и веб-технологии. Пользователи обращаются к сервису заявок на добавление/изменение НСИ через обычный браузер в рамках корпоративной сети, так что им не нужно устанавливать специальное ПО - достаточно заполнить заявку для авторизации в подсистеме НСИ.
    Для прикладных систем тоже разработан единый веб-сервис и xml-формат представления данных, по-этому при подключении к новой си-стеме разработчикам выдается пакет технических параметров сервиса, а они уже внедряют коннектор. Такой подход полностью оправдал себя - к существующей системе подключено уже более 50 локальных баз, причем разных систем, включая 1С различных конфигураций, SAP и другие.
    В дальнейшем при развитии подсистемы НСИ и переводе ее на платформу SAP подходы останутся преж-ними: пользователи должны чув-ствовать качественное улучшение, а не становиться "жертвами прогресса".

 

    Сергей Столбов начальник департамента ИТ ОАО "ОГК-1"
    1. Одной из проблем, возникающих при создании и эксплуатации корпоративных информационных систем (КИС), является организация хранения, ведения и доступа к нормативно-справочной информации. Эта проблема обусловлена тем, что в большинстве компаний традиционно сложилась распределенная структура работы с НСИ, в соответствии с которой одинаковые по смыслу данные хранятся в разных прикладных системах, в том числе обособленных территориально. Каждая из прикладных систем имеет свою независимую локальную систему ведения НСИ. При этом одинаковые по смыслу данные могут быть представлены в прикладных системах различными способами. Например, сущность "организация", используемая в нескольких прикладных системах, описана в них по-разному (разные форматы, разные атрибуты, разные наименования одной и той же организации), являясь в то же время общекорпоративным понятием.
    Таким образом, семантически одинаковые данные общекорпоративной НСИ хранятся в разных местах, что приводит к сложностям при осуществлении сводного анализа информации и формировании общекорпоративной отчетности.
    2. Подсистема управления НСИ - организационно-технологическое решение, посредством которого обеспечиваются консолидация, централизованное хранение, обработка, анализ и управление НСИ путем интеграции информационных систем компании на уровне справочных данных. Внедрение такой подсистемы, кроме обеспечения технической стороны вопроса - автоматизации, требует проведения организационных мероприятий, регламентирующих в компании процедуры ввода, редактирования и удаления данных, распределение полномочий в части ведения НСИ. Также необходима интеграция подсистемы управления НСИ с используемыми прикладными информационными системами.
    3. Внедрение подсистемы управления НСИ является обязательным условием построения КИС любой компании и должно выполняться в числе первоочередных проектов.
    4. Несмотря на относительно молодой возраст рынка НСИ-решений, здесь уже появилось значительное количество игроков, предлагающих свои продукты. Достаточно упомянуть присутствующие в данном сегменте компании SAP, Oracle и IBM, чтобы понять его потенциальный объем и перспективы. В этой нише имеют прочные позиции также DWL, Siebel, Siperian и другие известные поставщики ПО.
    Сравнивая различные варианты построения систем управления нормативно-справочной информацией, можно разделить их по способу хранения данных:

  • централизованные;
  • децентрализованные;
  • смешанные.
    Справочная информация при ее централизованном хранении извлекается из различных систем, гармонизируется, дополняется, уточняется и записывается в эталонное хранилище. В случае изменения, удаления или добавления данных обновленные сведения направляются подписчикам, т. е. системам, использующим эту информацию в своих функциональных целях, например для генерации корпоративной отчетности.
    При децентрализованном хранении справочной информации создается виртуальная база данных, в случае обращения к которой сведения запрашиваются от тех си-стем, где они непосредственно хранятся. Информация об одном клиенте может складываться из фрагментов, хранящихся в разнородных БД, но для системы, получающей эту информацию, все будет выглядеть так, словно это одна запись, хранящаяся в центральной базе данных.
    На рынке НСИ-систем находят свое место и смешанные решения, реализующие одновременно принципы централизованного и децентрализованного хранения.
    Выбор архитектуры системы управления НСИ каждая компания должна осуществлять индивидуально с учетом использующихся или внедряемых прикладных систем, готовности ИТ-инфраструктуры и т. д.

 

    Александр Тарасов начальник департамента информационных технологий ОАО "МРСК Центра"
    1. Единство и унификация НСИ позволяет компании не только стандартизовать внутренний документооборот и обеспечить единство информационных потоков, но и повысить их управляемость.
    2. Неразбериха и несогласованность в обработке и хранении данных, составляющих основу НСИ, могут нанести существенный ущерб корпоративной управленческой культуре и эффективности бизнеса.
    Так, несогласованность локальных справочников материалов в информационных системах компании часто приводит к неоправданным издержкам при закупке материальных ресурсов и накапливанию избыточных складских запасов. Из-за проблем в организации таких справочников компания теряет до 10% стоимо-сти материалов в процессе планирования и осуществления их поставок, и около 25% складских остатков образуются именно по этой причине. Соответственно, правильным подходом является создание в масштабе всей компании единой информационно-управленческой интегрированной среды. И здесь необходимо прежде всего выполнить два взаимосвязанных мероприятия: интеграцию приложений и интеграцию данных. Именно для этого предназначено решение на платформе SAP NetWeaver с использованием компонента "управление основными данными" SAP MDM (SAP Master Data Menagement).
    3. Подсистема НСИ обеспечивает надежную интеграцию решений SAP с другими прикладными системами.
    4. Переход на интеграционную платформу SAP NetWeaver дает возможность выйти на новый уровень управления НСИ. Одним из ключевых элементов SAP NetWeaver является уже упомянутый компонент SAP MDM, предназначенный для организации и управления отраслевой или корпоративной нормативно-справочной информацией.

    Евгений Сорокин директор по ERP-консалтингу компании Sciener
    1. Современные процессы глобализации, как известно, характеризуются образованием крупных корпораций и холдингов. Естественно, организовать деятельность таких структур, не имея соответствующих систем управления, невозможно. Поэтому одной из важнейших задач в рамках укрупнения и преобразования отдель-ных предприятий в филиалы и дочерние зависимые общества является построение в корпорации эффективной информационной системы управления.
    При проектировании архитектуры данной системы должен быть решен ряд вопросов:
    А. Какую платформу взять за основу?
    Б. Как быть с унаследованными неоднородными системами?
    В. Как не потерять накопленные данные?
    Г. Каким образом консолидировать отчетность и справочники?
    Отвечая на первый вопрос, многие компании выбирают системы ERP-класса, главными преимуществами которых является мощная вычислительная платформа, возможность работать в распределенной среде на одной инсталляции, потенциал для наращивания производительности, обширное количество преднастроенных бизнес-процессов. Однако стоимость владения и проектов внедрения таких систем очень высока.
    Кроме того, иногда бывает сложно полностью отказаться от унаследованных систем отдельных предприятий. Во-первых, это может привести к потере части накопленных данных. Во-вторых, некоторые специфичные функ--ции не могут быть полноценно реализованы в новой системе ERP-класса, что, прежде всего, относится к технологическим системам и системам реального времени. Эффективно решить проблему позволяет использование при проектировании архитектуры новой системы принципов сервисно-ориентированного подхода. Такой подход нивелирует вышеуказанные риски, а также сохраняет инвестиции, вложенные в унаследованные системы.
    С помощью сервисно-ориентированной архитектуры при ее значительных возможностях в области консолидации данных решается проблема унификации отчетности. Вместе с тем очень важно добиться единства справочников на всех уровнях автоматизации. Поэтому отдельным обязательным элементом сервисно-ориентированной распределенной информационной системы должна стать подсистема управления нормативно-справочной информацией (НСИ).
    Примером подобной подсистемы может служить проект, реализованный специалистами Sciener и IBProjects в ОАО "МРСК Центра", в рамках которого решались следующие задачи:

  • унификация необходимой нормативно-справочной информации;
  • возможность нормализации справочников;
  • доступность бесшовной доставки данных во все требуемые системы и подсистемы;
  • централизация функций ведения эталонной справочной информации на основе разработанных корпоративных стандартов.
    2. Известно, что единство и непро-тиворечивость справочников под-держивается четким контролем их содержимого, следовательно, и вести их нужно централизованно. Что мы понимаем под централизованным ведением? Обычно в корпорации создается единая служба, обеспечивающая формирование новых, изменение и нормализацию суще-ствующих данных. В состав исполнителей этой службы должны входить как операторы - специалисты, выполняющие первичную проверку по формальным признакам и осуществляющие ввод новых записей справочной информации, так и эксперты-технологи - технические специалисты, анализирующие подготовленную для ввода информацию на концептуально-логическом уровне. Организационно служба подчиняется топ-менеджеру, в чьем ведении находятся структурные подразделения, максимально потребляющие данные НСИ. Например, на предприятиях электросетевого комплекса такая служба, на наш взгляд, должна быть подчинена техническому директору.
    С другой стороны, территориальная распределенность потребителей НСИ подразумевает привлечение соответствующего инструментария для сбора и обработки заявок, а также для информирования пользователей о результатах обработки. Очень удобно в таком случае применить портальное решение, которое: а) имеет простой и интуитивно понятный интерфейс; б) не требовательно к программно-аппаратному обеспечению рабочих станций; в) в качестве клиентского приложения использует обычный интернет-браузер.
    3. В современном мире хранилище НСИ, естественно, не может существовать без применения информационных технологий. Такое хранилище - это мощный программно-аппаратный комплекс, позволяющий выполнять основные задачи управления нормативно-справочной информацией в автоматизированном режиме и интегрированный в корпоративную систему управления.
    Данный комплекс очень часто даже не рассматривают как отдельный продукт, а называют именно подсистемой информационной системы управления предприятием. Современные технологии дают возможность бесшовно интегрировать систему НСИ и систему автоматизации бизнес-процессов, да это, соб-ственно, и декларируется всеми передовыми производителями корпоративных систем управления ERP-класса.
    Подсистема НСИ в свою очередь должна включать следующие компоненты:
  • подсистему ведения НСИ;
  • подсистему репликации НСИ;
  • подсистему администрирования.
    4. В классической литературе по данному вопросу рассматриваются как минимум два подхода к организации подсистемы НСИ применительно к программному обеспечению. Это централизованный и децентрализованный метод ведения. На наш взгляд, в проектах внедрения корпоративных систем управления ERP-класса с множеством средств автоматизации бизнес-процессов наиболее эффективной является централизованная архитектура организации НСИ, приведенная на рисунке.
    Здесь возникает ряд проблем совместимости на концептуальном уровне для систем B2B и систем внешних пользователей. И эти проблемы надо решать, договариваясь об общих прин-ципах построения и о совместимости контента на уровне "поле-поле".
    Крупные вендоры корпоративных систем управления, такие как SAP AG, Oracle, IBM предлагают и свои подсистемы для ведения НСИ, а также средства их гармонизации и нормализации. Рассмотрим некоторые решения:
    SAP Master Data Management (SAP MDM). Платформа управления НСИ, развитие которой немецкий ИТ-гигант SAP AG выполняет силами собственных разработчиков;
    IBM Client Information Integration Solution (IBM CIIS). Представляет собой хранилище данных, поддерживающее как пакетный режим, так и обработку информации в реальном времени. Управление моделью данных НСИ осуществляется через специальную графическую оболочку, что позволяет снизить требования к квалификации сотрудников, отвечающих за ведение НСИ. Выбор данного решения типичен для банков и страховых компаний;
    Oracle Customer Data Hub (Oracle CDH). Является первым в семей-стве специализированных хранилищ основных данных, разрабатываемых компанией Oracle. Продукт подходит для управления реестрами клиентов, сотрудников, населения отдельных регионов и страны в целом и т. д. Примеры его применения можно встретить в телекоммуникационных и высокотехнологичных компаниях.
    У каждой из этих систем есть свои недостатки и преимущества. Какую систему выбрать - вопрос, который решается на этапе внедрения корпоративной системы управления. Наиболее целесообразным можно назвать использование подсистемы НСИ того же вендора, что и основной ERP-системы.