О законодательных нововведениях в области технологического присоединения к сетям

Рубрика:

Риск-менеджмент

    В соответствии с действующим законодательством потребитель электроэнергии, заинтересованный в присоединении к электрическим сетям, всегда должен иметь такую возможность, поскольку единственным критерием доступности техприсоединения является финансовая состоятельность заявителя.
    Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям были утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Плата за техприсоединение введена Поста-нов-лением Правительства РФ от 21.03.2007 № 168. Порядок расчета указанной платы установлен Приказом ФСТ России от 23.10.2007 № 277-э/7 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (в настоящее время действует в редакции от 20.01.2009 г.).
    Таким образом, в настоящее время несколько упорядочены взаимоотношения и обязательства потребителя и энергоснабжающей организации. Названными нормативными документами фактически легализован механизм финансирования мероприятий по расширению резерва мощности, повышению пропускной способности сетей, созданию условий для присоединения энергооборудования новых абонентов и увеличения потребляемой мощности ранее присоединенных энергопринимающих установок.
    Вместе с тем с момента утверждения Правил технологического присоединения и введения платы за него нередко возникают правовые коллизии, которые постепенно удается урегулировать. Так, приказами ФСТ РФ (от 07.10.2008 № 202-э/2 и от 20.01.2009 № 3-э/3) размер и принципы оплаты техприсоединения были уточнены1.

    Действие Правил технологического присоединения
    Принятые Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям сетевой организации. Они распространяются на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию электро-установок либо ранее присоединенных реконструируемых устройств, мощность которых увеличивается; а также на случаи, когда изменяются: категория надежности электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но меняющие схему внешнего электроснабжения.
    Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при наличии технической возможности, при этом соответствующие процедуры осуществляются на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и потребителем.
    Заключение договора является обязательным для сетевой организации, т. е. договор технологического присоединения - публичный. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных такими действиями. Иначе говоря, на законодательном уровне закреплено, что при выполнении определенных условий любой потребитель в установленный срок может осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств.
    В начале 2009 г. решены вопросы двойного регулирования мероприятий по присоединению к электрическим сетям объектов капитального строительства. Действующие нормативные акты в этой сфере носили порой противоречивый характер. Отношения были регламентированы следующими документами:
    Градостроительным кодексом Российской Федерации;
    Основами регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ);
    Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (По-с-та-новление Правительства от 13.02.2006 № 83);
    Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (Постановление Правительства от 09.06.2007 № 360).
    При этом Правилами заключения и исполнения публичных договоров было определено, что подключение объектов капитального строительства к электрическим сетям производится согласно Правилам технологического присоединения и на основании договора о присоединении. В то же время другой нормативный акт - Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - устанавливал, что данная процедура в отношении объекта капитального строительства выполняется в соответствии с Правилами технологического присоединения, но на основании договора о подключении.
    Таким образом, в законодательстве существовали два разных понятия - плата за технологическое присоединение и плата за подключение, причем оба вида оплаты одной и той же, по сути, процедуры устанавливались разными органами и после предоставления разного количества документов (плата за техприсоединение - органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а плата за подключение - органом местного самоуправления). Следовательно, предполагалось заключение и того, и другого договора. По соглашению сторон мог быть составлен один контракт, который содержал бы условия обоих договоров, иначе одна из оплат становилась фактически "платой за чернила". Такая коллизия правовых норм вносила путаницу в определение объема необходимых документов и сроков оформления договора.
    Столь неоднозначную ситуацию изменили поправки в Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вступившие в законную силу с января 2009 г. (Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ), согласно которым плата за подключение к электрическим сетям была отменена. И хотя в указанные выше Правила соответствующие изменения пока не внесены, новый вариант Закона, имеющий бульшую юридическую силу, способствуют упорядочению отношений в сфере технологического присоединения объектов капитального строительства.

    Плата за технологическое присоединение
    Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2007 № 277-э/7 (в ред. приказов ФСТ РФ от 07.10.2008 № 202-э/2, от 20.01.2009 № 3-э/3) были утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение. Согласно им данная плата взимается однократно. Даже изменение формы собственности или смена собственника (заявителя или сетевой организации) не влекут за собой повторную оплату техприсоединения.
    Размер платы за присоединение к электрическим сетям, относимым к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), устанавливается ФСТ РФ, а за присоединение к территориальным распределительным сетям - регулирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Методическими указаниями оп-ре-делено, что оплата техприсоединения должна компенсировать экономически обоснованные расходы на проведение соответствующих мероприятий или рассчитываться с помощью стандартизированных тарифных ставок. Нормы о введении таких ставок вступили в действие с декабря 2008 г. (приказ ФСТ РФ от 07.10.2008 № 202-э/2).
    Для определения размера платы учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:
    а) подготовка технических условий и их согласование с Системным оператором, а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с Системным оператором и со смежными сетевыми организациями;
    б) разработка проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
    в) выполнение технических условий, в том числе в части подключения устройств к противоаварийному и режимному оборудованию;
    г) проверка выполнения заявителем технических условий;
    д) участие в осмотре (обследовании) присоединяемых устройств.
    При установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации, включающие стоимость мероприятий, перечисленных выше, кроме стоимости выполнения технических условий в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
    Эти требования подразумевают строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замену или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установку устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии.
    В случае выполнения заявителем полностью или частично в соответствии с договором о технологическом присоединении мероприятий по строительству и реконструкции объектов электросетевого хозяйства, предусмотренных выданными сетевой организацией техническими условиями, расходы на их осуществление не учитываются регулирующим органом при установлении платы за присоединение.
    Размер платы устанавливается по каждому уровню напряжения и (или) объему присоединяемой мощности. Уровень напряжения и точка присоединения к электрической сети определяются по границе балансовой принадлежности электросетей компании и заявителя.
    Существенной новацией в законодательстве является наделение Федеральной службы по тарифам полномочиями по контролю над применением указанной платы и (или) стандартизированных тарифных ставок, а также полномочиями по урегулированию споров, связанных с установлением (применением) такой платы (Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 1003).
    Особенности установления платы за техприсоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства
    Отдельно в Основы ценообразования (Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 в ред. от 14.02.2009) и Методические указания по определению размера платы в ноябре 2008 г. была введена норма в отношении энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт в сумме не более 550 руб.
    Кроме того, в марте 2009 г. вступили в силу изменения в Правила технологического присоединения, согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом мощности, ранее присоединенной в данной точке) могут оплачивать соответствующие мероприятия с рассрочкой до 3 лет и с внесением авансового платежа в размере 5%. Перечисление платежей должно производиться ежеквартально равными долями от общей суммы рассрочки с даты фактического подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения (п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 118). Расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате техприсоединения указанных энергопринимающих устройств, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центробанка РФ на дату заключения кредитного договора.
    Если заявителем на технологическое присоединение выступает юридическое лицо - некоммерческая организация для поставки электроэнергии гражданам - членам этой организации, рассчитывающимся по общему счетчику на вводе, плата заявителя сетевой компании не должна превышать 550 руб., умноженных на количество членов (абонентов) некоммерческой организации, при условии присоединения каждым ее членом не более 15 кВт.
    При этом надо иметь в виду, что указанный льготный размер платы за технологическое присоединение отдельных потребителей будет компенсирован за счет включения выпадающих доходов сетевой организации в тариф на услуги по передаче электрической энергии. Иначе говоря, при установлении платы (до 550 руб.) за технологическое присоединение энергопринимающих устройств до 15 кВт сетевая организация в соответствии с Методическими указаниями рассчитывает экономически обоснованный размер оплаты всего планового объема мощности этих энергопринимающих устройств и определяет величину выпадающих доходов. Указанные расчеты она представляет в регулирующий орган, который в своем решении отражает выпадающие доходы в тарифе на передачу электроэнергии в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
    В некоторой степени указанный порядок тарифообразования можно считать очередным видом перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Ведь выпадающие доходы сетевой организации будут фактически включены в объем ее необходимой валовой выручки при установлении регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Приведет ли это к волне судебных споров - покажет практика.