"Развитие угольной отрасли зависит от позиции государства"

Рубрика:

Инвестиции

 

Авторы

Фурщик Моисей, Управляющий партнер компании "ФОК"

Жиляков Дмитрий, Старший консультант департамента организационного развития компании "ФОК"

 

    Последние пять лет в отечественной угольной отрасли наблюдался устойчивый рост добычи угля. В период с 2004 по 2008 гг. он составил 15% и достиг 324 млн т. Добываемый уголь структурирован по видам использования в экономике на энергетический (для энергогенерирующих предприятий) и коксующийся (для предприятий металлургии).
    По данным Министерства промышленности и торговли РФ, производство угля в 2008 г. выросло до 103% по отношению к 2007 г. Необходимо уточнить, что согласно статистике за январь - сентябрь прошлого года объем добычи был равен 107% к соответствующему периоду 2007 г., однако финансовый кризис и сопутствующее падение спроса на энергоносители скорректировали итоговый показатель. В IV квартале 2008 г. ежемесячная отгрузка коксующегося угля снизилась с 3,5 млн т до 800 тыс. т.
    В вышеуказанный период в угольной отрасли шел процесс консолидации активов и формирования крупных холдингов. Это соответствует общемировой практике. В 2008 г. в угледобывающей промышленности РФ на долю пяти крупнейших компаний, производящих энергетический и коксующийся угли, пришлось более 75 и 66% добычи соответственно.

    Препятствия для развития
    Одним из ключевых ограничителей развития отрасли является недостаточность транспортной инфраструктуры, усугубляемая значительными расстояниями. Основные угледобывающие мощности России сосредоточены в Кемеровской области и Якутии.
    Среднее транспортное плечо от кузбасских месторождений до портов Балтийского и Черного морей составляет 4,5-5 тыс. км, до восточных - 6 тыс. км. В более выгодном положении - угольщики Якутии, чьи месторождения находятся в 2,5 тыс. км от дальневосточных портов, и этот фактор позволяет предлагать уголь на рынки Азии по более конкурентоспособной цене.
    По данным департамента ТЭК администрации Кемеровской области, транспортные издержки - одна из главных составляющих стоимости кузбасского угля, их доля в конечной цене в среднем от 35 до 40%.
    Отрицательно на развитии угольной промышленности сказывается низкая пропускная способность железнодорожной сети и портов. По этой причине в мае - июле 2008 г., когда цены и спрос на уголь были высоки, на складах угледобывающих компаний скопилось до 14 млн т топлива, что в 3 раза превосходило все нормативы. Затоваривание складов, с одной стороны, снижает оборачиваемость капитала и генерирует дополнительные издержки, с другой стороны - отрицательно влияет на качество продукции и пожарную безопасность предприятий.
    Важно отметить, что уменьшение доступности и рост стоимости финансовых ресурсов носят временный характер, между тем недостаточная пропускная способность транспортной сети, а также логистические издержки являются постоянными ограничителями полноценного развития угольной отрасли.
    В качестве еще одной проблемы можно назвать низкий уровень использования угля в электроэнергетике. В общем объеме отечественного производства электроэнергии доля угольной генерации составляет 26%. По этому показателю Россия значительно уступает странам с аналогичными угольными запасами. Нап-ример, в США угольные станции покрывают 50% объема электропотребления, в Китае - 75%, в Японии, стране, которая уголь не добывает, - 25%.
    В соответствии с существующей программой развития электроэнергетики РФ доля применения угля в производстве электричества может вырасти к 2025 г. до 40%. Для достижения данного уровня потребуется дополнительно около 25 млн т угля, что в свою очередь позволит сэкономить 15 млрд куб. м газа.
    Отдельно следует отметить зависимость электростанций от вполне конкретных месторождений. Зачастую ТЭС не имеют возможности маневрировать на рынке угля, поскольку специфика их оборудования подразумевает использование определенной марки топлива. Характерным примером является импорт энергетического угля из Казахстана. Экибастузский уголь, несмотря на невысокое качество, поставляется на российские ТЭС в ежегодном объеме до 35 млн т.
    Сложности с переходом электроэнергетики на уголь объясняются не только нехваткой соответствующих мощностей, но и низкой степенью переработки добываемого сырья. Обогащение энергетических углей, по оценкам экспертов, в целом по стране не превышает 10-15%, а в Кузбассе доходит до 25%. В России работают станции, спроектированные под сжигание углей с зольностью 50%, при таких параметрах зольности половина топлива, поступающего на станцию, попросту становится балластом.
    Таким образом, развитие угольной электрогенерации возможно только в том случае, если начнется целенаправленное инвестирование средств в строительство и модернизацию этих мощностей, а угольщики увеличат потенциал переработки добываемого сырья.

    Влияние кризиса на угольную промышленность
    Первый удар кризиса приняли на себя экспортоориентированные отрасли российской экономики. Не стала исключением и угольная промышленность. В наиболее сложной ситуации оказались производители коксующегося угля. Причина - кризис в черной металлургии, который выразился в сокращении производства продукции и, соответственно, в снижении спроса на уголь.
    Завышенные ожидания угольщиков в отношении спроса со стороны металлургов активизировали неоправданный рост добычи в 2008 г., что создало дополнительное понижающие давление на цену угля после падения спроса. Этот факт подтверждается трехкратным превышением норматива по запасам топлива летом 2008 г.
    По мнению экспертов компаний Rio Tinto и BHP Billiton, в IV квартале 2008 г. уменьшение объема производства металлургической продукции во всем мире достигло 30%. Соответственно, сократились поставки энергоносителей, в том числе в России. Так, крупнейший производитель коксующегося угля ОАО "Распадская" в ноябре - декабре 2008 г. поставил потребителям в 4 раза меньше угля, чем в октябре того же года: 150 тыс. т концентрата против 650 тыс. т. По прогнозам специалистов компании "ФОК", цены на коксующийся уголь в 2009 г. снизятся на 30-40%.
    Негативное влияние финансового кризиса на угольную промышленность проявляется:

  • во-первых, в сокращении спроса на уголь как со стороны металлургов, так и энергетиков с последующим резким падением цен, что существенно снижает эффективность производственной деятельности добывающих предприятий;
  • во-вторых, в росте неплатежей: по данным компании "ФОК", общая задолженность по стране за поставленный уголь достигла 22 млрд руб., из них на долю металлургов приходится 20 млрд руб.;
  • в-третьих, в дефиците доступных кредитных ресурсов;
  • в-четвертых, в девальвации руб-ля, что в первую очередь отражается на стоимости реализуемых в отрасли программ модернизации производства, поскольку бульшая часть оборудования импортируется из-за рубежа.
    Климатические и географические особенности расположения основных угольных ресурсов делают добычу угля чувствительной к колебаниям спроса и цен. По нашим оценкам, осуществляемые в отрасли инвестиционные проекты только на 40% финансируются за счет собственных средств компаний. Снижение эффективности угольных предприятий, падение их кредитоспособности и рост неплатежей ставят под вопрос как выполнение отраслевых программ модернизации производства, так и освоение новых месторождений.

 

    Попытки минимизировать последствия кризиса
    Сокращение объемов производства - основная антикризисная мера, реализуемая на данный момент в угольной отрасли. Аналогичные действия предпринимают не только российские угольщики, но и компании по всему миру. Глобальные лидеры угольного рынка - BHP Billiton и Rio Tinto - сообщили о планируемом снижении добычи в 2009 г. на 10-15%. По прогнозам компании "ФОК", соответствующие показатели в России в 2009 г. могут сократиться на 20%.
    Ожидаемое падение производства угля в нашей стране ниже общемирового уровня связано со сложностью выхода отечественных компаний на внешние рынки. Ограниченный внутренний спрос вынуждает угольных трейдеров переориентировать поставки за границу. Транспортировка дополнительных объемов угля уже вызвала заторы на Западносибирской железной дороге и скопление продукции в портах Дальнего Востока. К примеру, количество ежесуточного поступления угля в порты в 1,5 раза превышает существующие мощности по обработке грузов.
    Еще одна проблема развития экспорта - железнодорожные тарифы. Так, в цене российского угля доля услуг железной дороги достигает 40%. У иностранных компаний (в частности упомянутых выше BHP Billiton, Rio Tinto и др.) такую же долю занимают издержки на фрахт. Но финансовый кризис сказался на активности международных перевозок (с июня 2008 г. индикатор состояния мирового рынка фрахта Baltic Dry Index опустился более чем на 90%), что закономерно привело к уменьшению стоимости фрахта. В то же время ОАО "РЖД" не только не сделало дешевле свои услуги, но и планирует в 2009 г. повысить транспортный тариф на 8%. Данные обстоятельства значительно снижают конкурентные преимущества российских экспортеров угля.
    Существенные трудности для угольной отрасли создает фиксированный таможенный тариф, который действует вне зависимости от изменения цен на мировом рынке. Возможно, государству имеет смысл ввести сходную с нефтяными поставками схему таможенного сбора.

    Социальные риски
    По оценкам специалистов "ФОК", в результате финансового кризиса компании угольной отрасли уволили либо отправили в неоплачиваемый отпуск около 5-7% персонала. В случае резких сокращений наиболее уязвимым регионом станет Кемеровская область - здесь сосредоточено свыше 50% мощностей по добыче угля. Для сохранения социальной стабильности необходима программа государственной поддержки угольного сегмента экономики и социальной сферы данных субъектов Федерации.
    Моноотраслевая специфика населенных пунктов, расположенных вокруг угольных предприятий, грозит социальной катастрофой при кардинальном сокращении объемов добычи и остановке шахт, разрезов, обогатительных фабрик.
    В схожем положении оказались и угледобывающие регионы Украины. Ситуация у наших соседей напрямую зависит от дотаций из бюджета. По данным "ФОК", себестоимость добычи украинского топлива в два раза выше российской. Для поддержания спроса на уголь Донбасса правительство Украины ежегодно дотирует профильные предприятия, однако в бюджете 2009 г. на эти цели выделено в пять раз меньше средств, чем в 2008 г.
    Угольщиков ожидает сокращение инвестиционных программ и проектов развития. Наиболее красноречивым примером заморозки планов является отказ компаний осваивать новые месторождения.

    Роль государства
    Для поддержки развития угледобывающей промышленности России необходимо усиление роли государства. Помощь государства можно разделить на следующие блоки мер:
    1. Организация надлежащего финансирования отрасли. Иначе говоря, требуется упростить доступ угольным компаниям к кредитным ресурсам государственных банков. При этом стоило бы использовать такой инструмент, как субсидирование кредитной процентной ставки. На период низких цен следует дотировать разработку стратегических месторождений.
    2. Важно обратить внимание на раз-витие инфраструктуры. Про-пускная способность транспортной сети должна быть повышена. Надо вкладывать средства и в вагоностроение. Это увеличит конкурентоспособность отечественного угля на международных рынках. Кризис дает дополнительные возможности сильным компаниям занимать ниши аутсайдеров.
    3. Принципиальным вопросом является развитие угольной генерации. Государство должно перейти от деклараций к реальной работе в этом направлении. Необходимо создать условия для вытеснения импортного энергетического угля с отечественного рынка.
    4. Нужно активнее использовать таможенные и налоговые инструменты. Введение таможенных сборов на экспорт угля, сравнимых с нефтяными, позволит отечественным угольщикам в ситуации снижения цен более эффективно конкурировать на зарубежных рынках. Как никогда актуален вопрос об установлении протекционистских таможенных пошлин на импорт угля. На период кризиса и/или для поддержки инвестиционных проектов стуит рассмотреть возможность применения и таких инструментов, как налоговые каникулы и налоговый кредит.
    Вместе с тем угольные компании не должны становиться пассивными получателями государственной помощи. Государственные инвестиции - это способ усилить конкурентные преимущества предприятий, создать предпосылки для выхода их из кризиса. По мнению экспертов компании "ФОК", наиболее эффективными направлениями использования госсредств в ближайшее время могут стать инфраструктурные вложения, нацеленные на поддержку проектов развития угледобывающих мощностей в регионах.