"Внедрение энергоэффективных технологий должно стать рентабельным бизнесом"

 

Автор

Новоселова Ольга, Начальник отдела экологии ЗАО "АПБЭ", менеджер программы "Энергоэффективная экономика", член комитета по природопользованию и экологии РСПП

 

    Интервью с начальником отдела экологии ЗАО "АПБЭ", менеджером программы "Энергоэффективная экономика", членом комитета по природопользованию и экологии РСПП Ольгой Новоселовой

    ЭР: Ольга Алексеевна, Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике ведет по госконтракту с Минэнерго России программу "Энергоэффективная экономика". Не могли бы вы в общих чертах рассказать о ее сути?

    О. Н. Агентство отвечает за общесистемные информационно-анали-ти-ческие работы в электроэнергетике: прогнозный баланс на среднесрочный и долгосрочный период, мониторинг (уточнение) Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. В рамках этой деятельности мы занимаемся и анализом повышения энергоэффективности, использования энергосберегающих технологий в отрасли, поэтому Минэнерго поручило нам вести упомянутую программу.
    Проект направлен на совершенствование системы нормативно-правового и организационного обеспечения государственной политики в сфере повышения энергоэффективности экономики и экологической безопасности ТЭК. В нем участвуют ведущие организации и эксперты в области энергоэффективности, ВИЭ, сокращения выбросов СО2, энерго-сберегающих технологий.
    Минэнерго сегодня очень активно работает над решением указанных проблем. Надо сказать, в стране многие организации и предприятия вплотную занимаются вопросами повышения энергоэффективности, и в связи с этим стоит задача консолидации этих усилий, в том числе используя ресурс Российского союза промышленников и предпринимателей.

    ЭР: Поясните, пожалуйста, какие мировые тенденции наблюдаются в сфере повышения энергоэффективности? Каково состояние дел в России?

    О. Н. Понятие энергоэффективности неразрывно связано с формированием энергетической и экологической безопасности любого государства.
    Мировые тенденции предполагают переход в среднесрочной перспективе от энергосырьевого сценария развития - к инновационному, по которому энергетический сектор призван играть ключевую роль в организации высокодоходной экономики, основанной на передовых технологиях в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве.
    В результате повышения энергоэффективности энергоемкость мировой экономики снизилась за 30 лет в два раза (за последние 6 лет - на 25%). Эти достижения связаны как со значительным ростом цен на энергоносители, так и с системой государственных мер по стимулированию энергосбережения (в виде налогов, кредитов, инвестиций).
    Для того чтобы российская экономика сохранила и увеличила свою конкурентоспособность, крайне важен переход на энергосберегающие технологии. Руководством страны была поставлена цель сократить к 2020 году энергоемкость ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007-м. В этом контексте указом президента России № 889 от 4 июня 2008 года правительству даны поручения о подготовке проектов соответствующих законов и нормативных актов. В настоящее время исполнительными органами власти разработан и представлен к рассмотрению в Госдуме проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики".

    ЭР: Как бы вы сегодня оценили уровень ее энергоэффективности?

    О. Н. Роль энергетики в функционировании и росте экономики России является доминирующей. Доля продукции ТЭК в ВВП России достигает почти 30%, в налоговых поступлениях в бюджет страны - около 50%. В то же время хозяйство нашей страны остается одним из самых энергоемких в мире. Уровень энергоемкости российской экономики превышает среднемировой более чем в два раза, и как минимум в три раза - аналогичный показатель стран ЕС.
    Существующий потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии, или 360-430 млн т у. т. Наличие серьезных резервов подтверждается высокими потерями в сетях, например, в 2007 году потери составили 12,44% от всего отпуска электроэнергии. Наибольший потенциал для энергосбережения имеется в топливно-энергетическом комплексе (33%), промышленности (32%) и жилищно-коммунальном хозяйстве (26%).
    По предварительным оценкам, снижение энергопотребления в целом по стране на 30-35% позволило бы почти на 5 млрд долларов в год уменьшить расходы федерального бюджета.

    ЭР: Достаточен ли объем инвестирования отечественных проектов по повышению энергоэффективности? Какова главная тенденция в последние годы?

    О. Н.: По мнению экспертов, совокупные затраты российских предприятий на программы энергосбережения в 2006 году составили от 3,5 до 4 млрд рублей. Согласно международным исследованиям ожидалось увеличение финансирования этого направления в ближайшие два-три года в среднем на 15%. Прогнозируемый рост общего объема инвестирования был обусловлен государственным курсом перевода отечественной экономики на энергосберегающие технологии.

    ЭР: По вашему мнению, каковы основные факторы, мешающие предприятиям вкладывать более значительные деньги во внутренние проекты внедрения энергоэффективных технологий?

    О. Н.: Очень серьезным барьером развития энергосбережения в России является отсутствие стимулов для инвесторов. Большинство отечественных энергопотребителей не располагают средствами, необходимыми для проведения сберегающих мероприятий, в требуемом объеме. Предприятия энергоемких отраслей промышленности, бюджетной сферы имеют проблемы с формированием внутреннего инвестиционного потенциала, обусловленные как общеэкономическими причинами, так и несовершенством нормативно-правовой базы.
    Инвесторов отпугивают прежде всего высокие риски таких проектов, предопределенные в первую очередь длительными сроками окупаемости инвестиций, особенно в жилищно-коммунальной сфере.

    ЭР: Как вы считаете, интересны ли программы внедрения энергоэффективных технологий на отечественных предприятиях внешним инвесторам?

    О. Н.: Приток сторонних ресурсов в сферу энергосбережения в России весьма ограничен. К внешним источникам финансирования для реализации соответствующих проектов до нынешнего кризиса прибегало (по данным международных исследований) лишь 25% российских компаний. Основной формой внешнего финансирования являлись кредиты. Главными инвесторами выступали банки и лизинговые структуры.
    Не могу утверждать, что наблюдался большой спрос со стороны предприятий на внешние займы для реализации энергоэффективных программ - как прежде, так и сегодня. Да и отечественные банки не особенно охотно предоставляли ссуды более чем на пять лет. Я уже говорила о причинах: возврат долговременных инвестиций рискован, к тому же кредитные организации не обладают достаточным опытом оценки различных аспектов инвестиций в подобные проекты. Думаю, что эта тенденция в связи с мировым финансовым кризисом усугубится. Заинтересованность отечественных предприятий можно было бы повысить, предоставляя им займы под льготные проценты, однако пока экономическая конъюнктура не позволяет этого сделать.

    ЭР: Не могли бы вы рассказать подробнее об инструментах, которые, на ваш взгляд, наиболее действенны в плане стимулирования энергосберегающей политики?

    О. Н.: К основным инструментам государственного регулирования относится в первую очередь выделение субсидий на разработку новейших образцов энергоэффективного оборудования. При этом приоритет в получении бюджетных средств имеют научные исследования и продвижение технологий, создание и внедрение типовых проектов по энергосбережению, информационная работа и подготовка специализированных кадров. Следует отметить, что сегодня бюджетное финансирование энергосбережения отечественными предприятиями используется малопродуктивно.
    Особое значение в связи с принятыми государственными решениями приобретает предоставление налоговых преференций на федеральном, региональном и местном уровнях для потребителей энергоресурсов и ресурсоснабжающих организаций. Весьма действенными, например, могут стать налоговые льготы для управляющих компаний в многоквартирном жилом фонде, или преференции при строительстве крупных энергоэффективных объектов, или ограниченные по времени льготы при внедрении новейших технологий. Освобождение предприятий от уплаты налога на прибыль с сумм, потраченных на приобретение и установку энергосберегающего оборудования, даст возможность консолидировать значительные финансовые ресурсы. Существенно уменьшить налоговую нагрузку на производство позволило бы применение метода ускоренной амортизации оборудования.
    Необходимое внимание в системе стимулирующих мер следует уделить рыночным механизмам, в частности введению так называемых "зеленых" и "белых" сертификатов (сертификатов экологической и энергетической эффективности). Подобные механизмы широко используются в Европе и дают положительные результаты.
    Таким образом, главным условием успешного развития энергосбережения в России должно быть создание среды, в которой внедрение энергоэффективных технологий становится рентабельным бизнесом, и особую роль в этом процессе играет формирование системы экономических стимулов.

    ЭР: Требуются ли администра-тивно-прину-дитель-ные меры со стороны государства или в вопросах внедрения энергосберегающих технологий наилучшим вариантом все-таки будет "воспитание пряником"?

    О. Н.: Проведение действенной политики энергосбережения в масштабах страны - задача чрезвычайно сложная. Успех зависит от организационного фактора в реализации государственной программы в этой сфере, скоординированных мероприятий федеральных и региональных органов власти, применения экономических механизмов для расширения участия бизнес-структур, населения страны в деятельности по энергосбережению с привлечением СМИ, современных информационных технологий (Интернета), рекламы и т. д. Только в результате такой многоплановой работы стратегическая задача повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики может быть решена.