На страже надежности энергетической системы Востока

 

Автор

Другов Сергей, Генеральный директор Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Востока

 

    Филиал ОАО "СО ЕЭС" - ОДУ Востока, осуществляющий управление режимами работы самой удаленной от европейской части России энергетической системы, 6 июня 2008 года отметил свое 40-летие. Об успехах, проблемах и перспективах развития мы беседовали с генеральным директором Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Востока Сергеем Друговым

    ЭР: Сергей Геннадьевич, расскажите об истории ОДУ Востока, какое место возглавляемое Вами диспетчерское управление занимает в структуре Системного оператора сегодня?

    С. Д.: Образованный в 1963 году Дальневосточный экономический район, включивший Якутскую АССР, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую и Сахалинскую области, требовал в силу своего географического положения особого под-хода к решению проблемы энерго-снабжения. Энергетика огромного по территории, но слабозаселенного региона нуждалась в новых методах организации производства, передачи и распределения электроэнергии. Решением Правительства СССР и Министерства энергетики СССР (приказ от 16 мая 1968 г. № 55А) на Дальнем Востоке была создана Объединенная энергетическая система (ОЭС) и орган, управляющий режимом работы этой системы, - Объединенное диспетчерское управление Востока.
    Как и 40 лет назад, сегодня Объединенная энергосистема Востока функционирует изолированно от ЕЭС страны, и ОДУ - высшее технологическое звено в цепи оперативно-диспетчерского управления объектами энергетики региона. В то же время наше предприятие, являясь филиалом Системного оператора, в полной мере решает на территории Дальнего Востока задачи, стоящие перед ОАО "СО ЕЭС". Работая изолированно, мы не чувствуем себя отрезанными от стра-ны. Реально ощущаем, что ОДУ Востока - полноправная и неотъемлемая часть Системного оператора. Мы руководствуемся единой технической политикой СО ЕЭС и находимся в постоянном рабочем контакте с коллегами из Москвы и других ОДУ.

    ЭР: С какими проблемами пришлось столкнуться при формировании единой системы оперативно-диспетчерского управления энергетикой Дальнего Востока?

    С. Д.: Как это ни банально, но первой проблемой стала географическая удаленность нашего региона от цент-ральной части России. Если вспомнить, что еще недавно любой вопрос решался только в Москве, становится понятно, с какими трудностями приходилось сталкиваться.
    Вторая проблема заключалась в необходимости объединить территории в единое целое, связав их электрическими сетями. Только так можно было обеспечить надежное энергоснабжение и рассчитывать на эффективное развитие экономики Дальнего Востока.
    К сожалению, руководители ряда краев и областей имели на этот счет другое мнение. Но первые успехи в целенаправленной работе ОДУ Востока по созданию объединенной энергосистемы, а также память о тяжелейших кризисах с энергоснабжением в Амурской области и Хабаровском крае в 70-80-х годах прошлого века подтвердили правильность выбранного нами курса.
    Третья серьезная проблема была организационной. В течение 33 лет из 40 мы не имели собственного здания. Расположение диспетчерского центра и основных производственных служб в разных концах города крайне негативно сказывалось на процессе организации диспетчерского управления. Отсутствие площадей для размещения нового оборудования повлекло за собой остановку в развитии технических средств ОДУ, без которых невозможно управлять сложным и постоянно растущим энергообъединением. Эта проблема была решена с окончанием строительства собственного здания в 2001 году.
    Кроме того, диспетчерскому управлению пришлось столкнуться с серьезными проблемами в кадровом вопросе. Подобные сложности на Дальнем Востоке были всегда, эта тема и сегодня не потеряла своей актуальности.

    ЭР: В работе каждого филиала Системного оператора есть свои особенности. В чем уникальность дальневосточной энергосистемы и специфика деятельности ОДУ Востока?

    С. Д.: Кроме изолированности Объединенной энергосистемы Востока от ЕЭС России я бы отметил цепочечный характер системообразующих сетей 220-500 кВ, идущих вдоль железных дорог, концентрацию генерирующих мощностей в восточной части нашей ОЭС и несовпадение мест размещения крупных генерирующих объектов и центров потребления. Тремя указанными факторами обусловлены специфические режимы работы ОЭС со значительными - часто достигающими величины максимально допустимых - перетоками мощности. Все это требует от диспетчерского персонала особой ответственности и внимания при управлении режимами ОЭС, при поддержании надежности ее работы, а также умения мгновенно реагировать на быстро меняющиеся режимы.
    Немаловажной особенностью является и большая доля ГЭС. В структуре генерирующих мощностей Объединенной энергосистемы Востока она составляет 32%. В многоводные годы это приводит к избытку энергоресурсов, вплоть до холостых сбросов воды из водохранилищ, в маловодные - к недостатку и риску ограничений потребления.

    ЭР: Вы не назвали еще одну особенность - соседство с Китаем. Расскажите о развитии деловых отношений с КНР и дальнейших перспективах работы в этом направлении.

    С. Д.: Наш южный сосед с его динамично развивающейся экономикой крайне нуждается в ресурсах, в том числе в электроэнергии, недостаток которой он испытывает с 2002 года. Комиссия по управлению государственными активами Китая заявила, что вдоль китайско-российской границы будет построено 5 000 километров ЛЭП 500кВ. Этот проект позволит в шесть раз увеличить поставки электроэнергии из России в Китай.
    С 2005 года по двум существующим электросетям в Поднебесную ежегодно поступает 492 млн кВт.ч российской электроэнергии, а к 2015 году экспорт из России предполагается увеличить уже до 3,8 млрд кВт.ч.
    Началось создание трубопроводной системы ВСТО, обсуждаются вопросы поставок газа и т. п. - данные проекты требуют развития электро-энергетики. Визит в КНР Президента РФ Дмитрия Медведева подтверждает особое внимание руководства страны к решению этих проблем.
    Перед нами стоят многоуровневые задачи, которые затрагивают несколько сфер - от политики и экономики до необходимости общаться с китайскими диспетчерами в режиме реального времени, причем с учетом различия в технологиях, стандартах, правилах и инструкциях. Мы как филиал Системного оператора на Дальнем Востоке к выполнению таких задач готовы. Основные работы ведет Амурское региональное диспетчерское управление под методологическим и оперативным руководством ОДУ Востока.

    ЭР: На завершающем этапе реформы электроэнергетики перед Системным оператором, и в том числе перед ОДУ Востока, открылись новые направления деятельности. Каковы перспективы развития ОЭС Востока и дальнейшие планы работы ОДУ? Что необходимо сделать в самом ближайшем будущем?

    С. Д.: В связи с завершением реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" наиболее актуальной на данный момент задачей для ОДУ Востока становится организация взаимодействия с вновь созданными и преобразованными энергетическими компаниями региона, прежде всего с РАО "Энергетические системы Востока" и Федеральной сетевой компанией.
    В перспективе запланировано присоединение к ОЭС Востока таких изолированных энергорайонов, как Николаевский (Хабаровской энергосистемы), Центральный и Западный, расположенных на территории Рес-публики Саха (Якутия). Рассматривается проект строительства Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса в составе пяти ГЭС, готовятся проекты по организации несинхронной параллельной работы с ОЭС Сибири, по электрификации нефтепроводной сети "Восток Сибири - Тихий океан" и программа обеспечения первого и второго этапов крупномасштабного проекта по экспорту электроэнергии в КНР. Планируется ввод ряда энергообъектов и электрификация инфраструктуры в ходе подготовки к проведению саммита стран-участниц АТЭС в 2012 году во Владивостоке на острове Русский.
    Говоря о других направлениях деятельности, нельзя не отметить работу по организации конкурентного рынка электроэнергии (мощности) в неценовой зоне Дальнего Востока.
    В ближайших планах ОДУ также запуск рынка системных услуг. От того, насколько успешно будут решены задачи по налаживанию нормального функционирования этих рынков, зависит темп развития энергетики, а значит, и всей экономики региона.
    Недавно Системный оператор, в том числе и ОДУ Востока как его филиал, полностью перешел под контроль государства. Нам отведена ключевая роль не только в обеспечении системной надежности ОЭС Востока, но и в контроле исполнения электроэнер-гетическими компаниями инвестиционных программ.

    ЭР: Как в энергообъединении решают вопросы привлечения квалифицированных кадров и повышения профессионального уровня персонала?

    С. Д.: Решение этих непростых вопросов ведется по нескольким направлениям. Один из важнейших векторов нашей кадровой политики - подготовка резерва, позволяющая своевременно назначить уже обученного работника на освободившуюся должность.
    Кроме того, ОДУ Востока пополняется и сотрудниками других компаний электроэнергетического комплекса Дальневосточного федерального округа. Перевод специалистов осуществляется с обсуждением доводов и перспектив роста, по взаимной договоренности руководства предприятий.
    Работники диспетчерского управления должны быть профессионалами и при этом обладать исключительной реакцией, чтобы молниеносно найти правильный выход из сложных ситуаций.
    Что же касается мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности, то они проводятся в соответствии с планами подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Наши сотрудники принимают участие во всех обучающих семинарах-совещаниях и тренингах СО ЕЭС.

    ЭР: Каким Вам видится ОДУ Востока завтра?

    С. Д.: Хочется видеть наше диспетчерское управление мощным, устойчивым и стабильно развивающимся, укомплектованным специалистами высочайшего уровня, работающими на оборудовании, которое отвечает всем необходимым требованиям и дает возможность, быстро оценив обстановку, принять своевременное решение. Очень надеюсь на приток молодежи, стремящейся трудиться в электроэнергетической отрасли, что-бы было кому передавать богатый опыт ветеранов.