Управление в постреформенный период

 

Автор

Куракина Елена, Аналитик журнала "ЭнергоРынок"

 

    Российская электроэнергетика 1 июля 2008 г. окончательно поменяет свою структуру, а "мозговой" центр и движущая сила реформы - РАО "ЕЭС России" - прекратит существование в качестве юридического лица. Во многих публикациях последних месяцев немало говорилось о предпосылках и тех результатах, которые были достигнуты в ходе преобразований. Поэтому нет необходимости еще раз "повторять пройденное". Отметим лишь, что в настоящее время сформированы основные субъекты и вся инфраструктура, разработаны новые условия для конкурентного производства и реализации электроэнергии, функционируют оптовый и розничные рынки.
    В 2008 г. энергетика вступила в следующую фазу своего развития. Завершается эра монополизированной, вертикально интегрированной отрасли, и большинство активов все меньше нуждается в контроле со стороны единой головной компании.
    В данной статье мы рассмотрим вопрос распределения управляющих функций после ликвидации холдинга.

    Нормативная база
    Нормативная база преобразований в электроэнергетике в целом сформирована. Действуют восемь основных федеральных законов, двадцать четыре постановления Правительства РФ, девять распоряжений Правительства РФ, а также другие нормативные акты, выпущенные федеральными министерствами и ведомствами.
    Основополагающими документами, заложившими основы реформирования и дальнейшего развития отрасли, стали федеральные законы № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период:", принятые 26 марта 2003 г. Кроме того, с целью создания необходимых законодательно-правовых условий внесены изменения в Гражданский кодекс, федеральные за--коны "Об акционерных обществах", "О естественных монополиях", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственном регулировании тарифов:", "О лицензировании:", "Об энергосбережении".
    По мере продвижения преобразований нормативная база неоднократно корректировалась, последние актуальные поправки были сделаны в ноябре 2007 г. Изменения и дополнения касались, в частности, управления электроэнергетикой в постреформенный период.

    Распределение управляющих функций
    Холдинг РАО "ЕЭС России" в течение 15 лет являлся ключевым звеном в управлении отраслью, объединяющим под своим контролем практически все профильные активы. По завершении реорганизации функции РАО "ЕЭС России" перейдут к органам государственной власти (федеральным и региональным), саморегулируемым организациям, инфраструктурным компаниям.
    Основную роль в выполнении регулирующих функций будут играть Министерство энергетики, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба.
    В сферу компетенции указанных ведомств войдут прогнозирование и разработка планов перспективного развития электроэнергетики, контроль исполнения инвестиционных программ с участием государственных предприятий или с использо-ванием государственных инвестиционных ресурсов, формирование и утверждение принципов тарифного регулирования, антимонопольный контроль.
    На органы региональной власти возлагается контроль реализации инвестиционных программ местных энергокомпаний, расширяются также их полномочия по регулированию тарифов, по действиям в чрезвычайных ситуациях. Администрации регионов обязаны отслеживать финансовое состояние гарантирующих поставщиков, снабжающих электроэнергией конечных потребителей в зоне своей ответственности.
    Часть контрольных функций РАО ЕЭС перейдет находящимся в государственной собственности инфраструктурным организациям - Системному оператору и Федеральной сетевой компании. В обязанности Системного оператора, в частности, включены диспетчерское управление Единой энергосистемой страны, обеспечение системной надежности ЕЭС, контроль выполнения предприятиями данного сегмента инвестиционных программ. К сфере ответственности ФСК отнесены передача электроэнергии по магистральным сетям высокого напряжения, взаимодействие с зарубежными ЭС.
    Одной из стержневых структур, осуществляющих управление электроэнергетикой, станет по завершении реорганизации РАО "ЕЭС России" Совет рынка, созданный в соответствии с решением участников НП "АТС". Новое Некоммерческое партнерство будет заниматься нормативным регулированием на оптовом рынке электроэнергии (мощности), вопросами соблюдения правил его работы, разрешением споров между участниками ОРЭМ, антимонопольным надзором, контролем процесса реализации инвестиционных программ.
    Управление деятельностью Совета рынка возложено на наблюдательный совет, в состав которого вошли представители Федерального Собрания РФ, Правительства России, поставщиков и покупателей электрической энергии и мощности на оптовом рынке, компаний коммерческой и технологической инфраструктуры ОРЭМ. Государство не имеет большинства в наблюдательном совете, но ему предоставляется право вето на решения, не отвечающие государственным интересам.
    Совету рынка подчинен коммерческий оператор ОАО "АТС" - организация, ответственная за работу торговой площадки оптового рынка электроэнергии. Коммерческий оператор взял на себя большую часть обязанностей, выполняемых ранее НП "АТС".
    Таким образом, энергосистема страны по завершении реорганизации РАО "ЕЭС России" остается единой, ее деятельность будет контролироваться как со стороны органов власти, так и со стороны отраслевых регулирующих структур. В некоторых сегментах она станет даже более целостной, чем до начала реформы. Например, функции "раскиданных" по региональным компаниям диспетчерских отделений собраны в единую диспетчерскую вертикаль - СО ЕЭС. Под централизованное управление ФСК перешли магистральные сети высокого напряжения.
    Сферы ответственности контролирующих органов отчасти перекрываются, чтобы гарантировать максимальную надежность работы энергосистемы.
    Подводя итог, можно сделать вывод о фактическом создании в результате преобразований целевой структуры отрасли - системы взаимосвязанных компаний, позволяющей электроэнергетике функционировать как единый организм, выполняя стратегическую задачу максимально пол-ного удовлетворения интересов потребителей.