POST MORTEM

 

Автор

Быканов Михаил, Аналитик журнала "ЭнергоРынок"

 

    В публикациях последних месяцев много говорилось о приближении судьбоносной даты - 1 июля 2008 г., когда российская электроэнергетика окончательно поменяет структуру, а ее "мозговой" центр и движущая сила - РАО "ЕЭС России" - прекратит свое существование. Кто будет отвечать за "самочувствие" отрасли после расформирования холдинга? Как будет выглядеть ее субъектный состав, и как распределятся функции, унаследованные от нынешнего монополиста? Именно эти вопросы являются сегодня актуальными для многих людей - от топ-менеджеров до рядовых сотрудников энергокомпаний.

    По замыслу разработчиков реформы, электроэнергетика станет функционировать в соответствии с принципом сорегулирования, т. е. совместного участия в ее управлении государства и различных субъектов рынка. С целью претворения этих планов в жизнь в конце октября и начале ноября 2007 г. были приняты важные решения. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 250, изменивший и дополнивший ФЗ "Об электроэнергетике". В частности, данным нормативно-правовым актом утверждено создание двух новых структур: Совета рынка и Коммерческого оператора, формирование которых должно завершиться 1 апреля с. г.
    Совет рынка - саморегулируемая организация, она будет образована в виде некоммерческого партнерства и объединит на правах членства участников рынка электроэнергетики и крупных энергопотребителей, сконцентрировавшись на вопросах развития отраслевой нормативной базы. К ее компетенции отнесены также ведение реестра субъектов оптового и розничного рынков, контроль над их деятельностью и разрешение возможных споров в соответствии с принятыми правилами. Одним из руководящих органов СР станет наблюдательный совет, куда войдут восемь представителей от Совета Федерации, Госдумы, исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики, по четыре представителя от продавцов и покупателей электроэнергии, а также по два представителя от технологической и коммерческой инфраструктур.
    Коммерческий оператор создается в форме открытого акционерного общества и будет называться "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и мощности" (ОАО "АТС"). Все активы, обеспечивающие деятельность по организации торговли, а также 100 % акций ЗАО "Центр финансовых расчетов" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" передаются в уставный капитал ОАО "АТС", которое займется проведением торгов и расчетов. УК общества составит 100 млн руб., а в дальнейшем, вероятно, увеличится до 1 млрд руб. Стопроцентный пакет акций ОАО "АТС" будет принадлежать Совету рынка.
    Таким образом, принятые изменения закладывают функциональную основу коммерческой инфраструктуры отраслевого конкурентного пространства, а также формируют одну из опор будущей системы управления электроэнергетикой - Совет рынка.
    В данной связи нельзя не упомянуть и другие саморегулируемые организации - Некоммерческое партнерство независимых производителей электроэнергии (НП НПЭ), меморандум о создании которого был не так давно подписан представителями ведущих генерирующих компаний России, а также Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). Последнее за год с небольшим работы зарекомендовало себя как вполне эффективный и надежный представитель интересов всех участников розничного рынка электроэнергии - как структур, входящих в сферу влияния ОАО "РАО ЕЭС России", так и независимых энергосбытовых предприятий.
    Минувшей осенью стали отчетливее видны контуры нового государственного рычага регулирования: распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. № 1501-р руководителем Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) был назначен соратник Анатолия Чубайса и один из разработчиков реформы Дмитрий Аханов, ранее возглавлявший департамент стратегии Центра управления реформой РАО "ЕЭС России". Агентство, реализующее управленческие функции во всех областях ТЭК (газовой, угледобывающей, нефтяной и др.), гораздо активнее начало развивать электроэнергетический блок. Например, не так давно Росэнерго заявило о готовности взять под контроль решения советов директоров государственных энергетических компаний. Если изложенные Дмитрием Ахановым предложения получат поддержку на правительственном уровне, то все представители государства в советах директоров энергокомпаний будут обязаны голосовать в соответствии с директивой Росэнерго, подчиненного Минпромэнерго. Пока директивы госпредставителям в советах директоров госкомпаний готовит МЭРТ РФ, а точнее, подведомственное ему Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Рос-имущество).
    Помимо участия в корпоративном управлении госкомпаниями, за государством останется целый ряд регуляторных инструментов. Во-первых, это правила функционирования отрасли, утверждаемые постановлениями и распоряжениями правительства, приказами профильных министерств и ведомств (тем же Росэнерго, которое может впоследствии трансформироваться в отдельное министерство). Во-вторых, государство будет иметь весьма обширные полномочия по контролю над деятельностью Совета рынка, а именно: право вето на решения руководящих органов организации и возможность внесения в повестку дня вопросов, обязательных к рассмотрению на очередном или внеочередном заседаниях. При отсутствии в течение 45 дней согласованного решения по спорной проблеме, его будет принимать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (т. е. Росэнерго). В-третьих, государство формирует и намерено впредь формировать стратегию распределения прямых госинвестиций, а также до 2011 г. устанавливать часть тарифов на электроэнергию. Наконец, едва ли не самыми мощными механизмами управления рынком станут антимонопольное регулирование и контроль, которые также значительно преобразились после вступления в силу ФЗ № 250. В частности, уточнены понятия преобладающего положения в электроэнергетике, порог доминирования снижен с 35 до 20 %, границы же доминирования теперь очерчены зонами свободного перетока мощности, а не ценовыми зонами оптового рынка, как это было ранее.
    В связи с предстоящей ликвидацией энергохолдинга некоторые его функции уже сейчас переданы "в наследство" Системному оператору, не так давно сменившему прежнее наименование ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" на ОАО "СО ЕЭС". С 1 января 2008 г. на Системного оператора возложены обязанности по генеральной инспекции, энерготехнадзору, координации и контролю исполнения инвестиционных проектов отрасли (своевременности строительства энергоблоков, ввода мощностей). Для решения этих задач в центральном аппарате СО ЕЭС и во всех семи Объединенных энергосистемах (ОЭС) созданы специальные подразделения. Предполагается, что Системный оператор не будет контролировать работы в режиме ежедневного наблюдения, а лишь раз в несколько месяцев станет отмечать определенные реперные точки в ходе строительства. Подобного рода права, предоставленные Системному оператору, закрепляются в соглашениях с акционерами о продаже долей в генерирующих компаниях. Представитель СО в обязательном порядке включается в состав советов директоров всех ОГК и ТГК.
    Преобразования неменьшего масштаба ожидают и Федеральную сетевую компанию (ОАО "ФСК ЕЭС"), которая после 1 июля 2008 г. станет основной правопреемницей энергохолдинга. На заключительном этапе переходного периода реформирования отрасли ФСК отвечает за функционирование всего электросетевого комплекса новой энергетики, объединяет сети, относящиеся к ЕНЭС, а также временно осуществляет стратегическое управление распредсетевыми компаниями. Полным ходом реализуются два крупномасштабных проекта - консолидация самой ФСК ЕЭС (путем присоединения МСК и ММСК) и консолидация МРСК, количество которых летом прошлого года увеличилось с четырех до одиннадцати.
    Внеочередные общие собрания акционеров магистральных сете-вых компаний по вопросу реорганизации в форме присоединения к ОАО "ФСК ЕЭС" состоялись 17 декабря 2007 г. и 25 января 2008 г., и в 55-ти из них участниками принято положительное решение.
    В распредсетевом комплексе получено "добро" на консолидацию активов во всех РСК, кроме ОАО "Курганэнерго", и теперь остается последний этап - предъявление несогласными акционерами своих ценных бумаг к выкупу. Первой этот процесс завершила МРСК Центра и Приволжья, где количество предъявленных к выкупу акций оказалось минимальным. Отчеты об итогах подобных процедур 7 и 8 февраля 2008 г. утвердили советы директоров РСК, вошедших в ОАО "МРСК Сибири". Подлежащие удовлетворению требования о выкупе акций были предъявлены в шести обществах: ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Красноярск-энерго", ОАО "Кузбассэнерго-РСК", ОАО АК "Омск-
    энерго", ОАО "ТРК" и ОАО "Читаэнерго" на общую сумму 2 млн 263 тыс. 639 руб., что составляет менее 1 % от стоимости активов МРСК Сибири после объединения. В РСК, входящих в МРСК Северо-Запада, советы директоров утвердили отчеты 5 и 7 февраля с. г. В марте такие отчеты рассмотрят советы директоров компаний из состава остальных пяти МРСК. В марте-апреле 2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц планируется внести записи о прекращении деятельности РСК в результате присоединения к МРСК.
    Дополнительным фактором роста стоимости активов этого сегмента электроэнергетики в будущем, по мнению отраслевых экспертов и аналитиков, станет введение новых правил регулирования тарифов (RAB-регулирование). На 1 июля с. г. намечен запуск 3-5 пилотных проектов с участием самых крупных распредсетевых предприятий, а с 1 января 2009 г. число компаний будет расширено.
    Основной целью реформирования электроэнергетики и структурного преобразования РАО "ЕЭС России", помимо привлечения инвестиций, которых уже только от частных акционеров получено свыше 600 млрд руб., является разделение отрасли на государственные естественно-монопольные и конкурентные сферы деятельности.
    В первых числах июля Россия получит реформированый субъектный состав электроэнергетики с обновленными функциями и со значительно изменившимися приоритетами и целями. В этой ситуации чрезвычайно важно (и до 1 июля, и после) соблюсти баланс интересов всех заинтересованных сторон и обезопасить отрасль от повторной монополизации в том или ином ее проявлении.