Специфика реализации смешанной схемы "котлового" метода расчета тарифов на примере Ростовской области

 

Автор

Павлов Вадим, Руководитель Региональной службы по тарифам Ростовской области

 

    Динамичный темп осуществления структурных преобразований в сфере электроэнергетики и сопутствующее ему совершенствование нормативно-правовых основ функционирования региональных энергокомпаний обусловливают необходимость поиска и внедрения новых рыночных механизмов формирования структуры потребительского рынка электроэнергии и ценообразования в отношении стоимости электрической энергии (мощности), а также и услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса ее поставки потребителю.

    В современных условиях на органы исполнительной власти субъектов, в том числе в области государственного регулирования тарифов, возложена важная задача практической реализации законодательных норм с учетом региональной специфики и интересов потребителей.
    Вступившие в силу с сентября 2006 г. "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", которые были утверждены ППРФ № 530 от 31.08.2006 г., способствовали изменению структуры и принципам функционирования розничного рынка электрической энергии. На начальном этапе структурных преобразований в соответствии с п. 36 вышеназванных Правил Региональной службой по тарифам Ростовской области были рассмотрены заявления от четырех региональных сбытовых компаний, претендующих на присвоение статуса гарантирующего поставщика. По результатам рассмотрения представленных документов постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области № 10/1 от 13.10.2006 г. статус гарантирующего поставщика был присвоен двум региональным сбытовым компаниям: ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Донэнергосбыт". Отказ получило ООО "Энергоcбыт Первомайский", отозвало заявление ООО "Электросбыт". Кроме этого указанным постановлением были согласованы зоны деятельности гарантирующих поставщиков.
    Таким образом, сегодня в структуру розничного рынка электрической энергии включены два гарантирующих поставщика (ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" и ООО "Донэнергосбыт"), четыре энергосбытовые компании - перепродавцы, осуществляющие покупку электрической энергии на розничном рынке у гарантирующих поставщиков, пять независимых поставщиков-субъектов и два предприятия-субъекта оптового рынка электроэнергии. Услуги по передаче электрической энергии потребителям оказывают 29 сетевых организаций, крупнейшие из которых - ОАО "Ростовэнерго" и ГУП РО "Донэнерго". В регионе существует одна вышестоящая сетевая организация - ОАО "Ростовэнерго", присоединенная к ЕНЭС.
    Изменения затронули не только нормативно-правовую базу функционирования розничного рынка, но и сферу тарифного регулирования. В связи с выходом ППРФ № 530 от 31.08.2006 г. и внесением изменений в "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг?", утвержденных ППРФ № 861от 27.12.2004 г., появилась возможность установления на 2008 г. тарифов на услуги по передаче с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории РФ. Кроме этого также и применение данной нормы при утверждении тарифов на 2007 г. по решению федерального органа исполнительной власти по тарифам, принимаемому по обращению уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
    Учитывая ситуацию, сложившуюся на региональном розничном рынке электрической энергии, Региональная служба по тарифам решила использовать возможности, предоставленные действующим законодательством, с целью решения наиболее актуальных задач тарифного регулирования, в первую очередь, перераспределения сумм перекрестного субсидирования, повышения конкурентоспособности региональных сбытовых компаний. На этом основании при формировании предложений по установлению предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий год была учтена необходимая валовая выручка двух крупных и 27 прочих сетевых организаций с учетом необходимости осуществления расчетов за услуги по передаче электрической энергии по единому тарифу.
    В результате работы, осуществленной нами и одобренной ФСТ РФ, в соответствии с приказом ФСТ РФ № 476-э/4 от 26.12.2006 г. на период 2007 г. на территории Ростовской области тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены РСТ с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг. Данное решение позволило перераспределить бремя перекрестного субсидирования между всеми участниками регионального розничного рынка электрической энергии и создать равные условия функционирования гарантирующих поставщиков и независимых сбытовых компаний. По нашему мнению, "котловой" метод расчета тарифов позволит сформировать свободный рынок электросбытовых компаний, которые должны будут конкурировать уже не посредством разницы сетевых тарифов, а за счет снижения собственных издержек.
    В рамках подготовительной работы по установлению единых тарифов на территории Ростовской области Региональной службой по тарифам были проведены совещания с сетевыми и сбытовыми компаниями на предмет допустимых схем взаиморасчетов, которые в ходе обсуждения подверглись тщательному анализу.
    В качестве явных преимуществ организации работы по принципу "сверху-вниз" выделены следующие:
    - наличие центра ответственности за расчеты по услугам на передачу электроэнергии;
    - "прозрачность" осуществления расчетов по услугам на передачу электроэнергии;
    - "прозрачность" балансов электрической энергии всех территориальных сетевых организаций;
    - минимальные риски выполнения обязательств перед ФСК.
    Слабыми сторонами принципа "сверху-вниз" признаны:
    - сложная конструкция договорных отношений;
    - трудности в осуществления контроля полезного отпуска в сетях ТСО со стороны РСК;
    - несоответствие полезного отпуска производственной программы и доходной части бизнес-плана на величину потерь.
    В качестве преимуществ организации расчетов "снизу-вверх" отмечены:
    - упрощенная договорная конструкция для РСК;
    - соответствие полезного отпуска по производственной программе доходной части бизнес-плана;
    Недостатками по данной схеме являются:
    - отсутствие центра ответственности;
    - сложность контроля дисциплины платежей;
    - сложность контроля полезного отпуска в сетях смежных сетевых организаций со стороны РСК;
    - вышестоящая сетевая организация осуществляет только отпуск в сеть смежной сетевой организации, и не более;
    - существенные риски выполнения обязательств перед ФСК.
    При организации расчетов "снизу-вверх" финансовые риски компании ОАО "Ростовэнерго" составили бы 1 020 млн руб. По мнению РСТ, в условиях, когда от надежной работы ОАО "Ростовэнерго" зависит стабильность электроснабжения всех потребителей Ростовской области, факт недопустимый.
    Учитывая весомые аргументы обеих крупных сетевых организаций и принимая во внимание сопоставимость технико-экономических показателей работы компаний и значимость стабильности их функционирования для региона, при установлении тарифов за основу были приняты обе формы организации расчетов и распределения тарифной выручки, предложенные сетевыми предприятиями.
    В результате тарифные решения были приняты на основании заключенных договоров на оказание услуг с использованием одновременно двух моделей организации расчетов.
    Основываясь на сложившейся схеме договорных отношений и организации расчетов, в соответствии с разд. 2 ППРФ № 861 от 27.12.2004 г. "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям", для расчетов между территориальными сетевыми организациями РСТ установлены индивидуальные тарифы, рассчитанные по Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, которые утверждены приказом ФСТ РФ № 20-э/2 от 06.08.2004.
    В связи со спецификой сложившейся схемы расчетов по единому тарифу, для отдельных сетевых организаций одновременно установлены индивидуальные тарифы для расчета как "сверху-вниз", так и "снизу-вверх" с учетом компенсации необходимой валовой выручки данных сетевых организаций, установленной регулирующим органом.
    Основными проблемами, с которыми нам пришлось столкнуться на первоначальном этапе реализации данного метода, являются отработка конструкций договорных отношений между сбытовыми компаниями и сетевыми организациями, смежными сетевыми организациями, а также организация расчетов и распределения тарифной выручки.
    В результате рассмотрения возможных вариантов урегулирования договорных отношений между сбытовыми компаниями и сетевыми организациями, смежными сетевыми организациями при организации расчетов "сверху-вниз" сложилась следующая схема.
    Все энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики заключают договоры на передачу электроэнергии для своих потребителей с ОАО "Ростовэнерго" независимо от того, к электрическим сетям какой сетевой организации присоединены энергопринимающие устройства потребителя. В приложениях к договорам указан перечень сетевых организаций с присоединенными к их сетям потребителями, обслуживаемыми данной энергосбытовой компанией или гарантирующим поставщиком, которые будут привлечены ОАО "Ростовэнерго" к оказанию услуги по передаче электроэнергии данным потребителям.
    При организации расчетов "снизу-вверх" энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя. В свою очередь, данная сетевая организация заключает договор на оказание услуг с вышестоящей. При реализации расчетов "снизу-вверх" энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики рассчитываются по единому тарифу с сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, избыток необходимой валовой выручки передается в вышестоящую сетевую организацию, но не больше плановой величины выручки сетевой организации, утвержденной регулирующим органом.
    Опыт внедрения расчетов по единым тарифам позволяет сделать выводы о "жизнеспособности" и значимости такого метода расчетов с позиции формирования конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии и единого электросетевого пространства в регионе, координации программы развития сетей.
    На наш взгляд, установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом обеспечения равенства тарифов на данный вид услуг для всех потребителей, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории), для которых российским законодательством предусмотрена дифференциация тарифов на электроэнергию (мощность), позволило бы сделать тарифы на нее для конечных потребителей максимально "прозрачными" и дало возможность разложить тариф по составляющим.