Из одного котла

 

Автор

Быканов Михаил, Аналитик журнала "ЭнергоРынок"

 

    Царь велел себя раздеть,
    Два раза перекрестился,
    Бух в котел - и там сварился!
    П. Ершов. Конек-горбунок

    Первого января 2008 г. тарифообразование на услуги электросетевых компаний претерпит серьезные изменения. Вместе с запуском "пилотных" проектов по введению системы тарифного регулирования на основе методики "возврата на вложенный капитал" (RAB) на территории всех субъектов России будет введен единый ("котловой") метод тарификации услуг по передаче электроэнергии. Особенностью "котла" является то, что абсолютно для всех потребителей (энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков) одного класса напряжения передача электроэнергии будет осуществляться по единому тарифу, независимо от того, к сетям какой организации они присоединены. Вместе с тем, на основе принятых котловых тарифов на передачу для потребителей электроэнергии для каждой пары сетевых организаций определяются индивидуальные тарифы в целях взаиморасчетов, чтобы каждая сетевая организация получила свою НВВ (необходимую валовую выручку).
    Поставку электроэнергии осуществляют не только региональные распределительные сетевые компании, но и территориальные сетевые организации (ТСО), а также организации, передающие электроэнергию своим абонентам (коммунальные сети).
    Сегодня тарифы на услугу по передаче электроэнергии в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются региональной электроэнергетической комиссией (РЭК) отдельно для каждой сетевой организации. Определение РЭКом тарифа происходит следующим образом. Составляется смета расходов сетевой организации, которая затем представляется в региональную энергетическую комиссию, где проводится экспертиза, экономической обоснованности расходов. Исходя из этих цифр, а также с учетом конкретного объема услуг по передаче электроэнергии, который предприятие должно оказать в течение регулируемого периода, вычисляется размер тарифа на услугу по передаче электроэнергии. При этом потребители распределительной сетевой компании зачастую платят за электроэнергию меньше, нежели клиенты коммунальных сетей (разница в тарифах этих организаций может достигать 20-25 %). Переход с 2008 г. на единую систему тарификации позволит устранить разницу в тарифах между потребителями как коммунальных сетей, так и распределительных сетевых компаний и территориальных сетевых организаций.
    К настоящему моменту определена нормативно-правовая база "котлового" метода тарификации. Основная идея и суть введения новой системы тарифообразования закреплены в п. 42 ППРФ № 861 от 27.12.2004 г. в редакции ППРФ № 168 от 21.03.2007 г.: "При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 г. и последующие годы ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) согласно российскому законодательству".
    В начале 2007 г. в некоторых регионах России были введены "пилотные" проекты по реализации новой системы тарифообразования в рамках вышеуказанного ППРФ. По решению местных органов тарифного регулирования "котловой" тариф утвержден в Брянской, Курганской, Свердловской, Архангельской, Вологодской, Ростовской областях, в Хабаровском, Приморском, Краснодарском краях и Республике Адыгея.
    Основной проблемой при переходе на "котловой" метод эксперты называют сложности с распределением тарифных поступлений между субъектами рынка в регионах, поскольку организация-"держатель котла" будет удовлетворять, в первую очередь, свои потребности теми немногими средствами, которые удастся "выбить" из потребителя. А остальным сетевым компаниям-"звеньям цепочки" придется ждать, пока клиент не погасит задолженность.
    В целях реализации системы "котла" центр управления реформой (ЦУР) предусмотрел три базовые модели взаимоотношений между сетевыми организациями всех уровней и потребителями электроэнергии (сбытовыми компаниями, гарантирующими поставщиками).
    Первый вариант - "матрешка снизу-вверх" - заключается в том, что потребители (сбытовые компании/гарантирующие поставщики от их лица) оплачивают по единым "котловым" тарифам услуги тех сетевых организаций, к сетям которых присоединены их энергопринимающие устройства. В свою очередь нижестоящие организации оплачивают "по цепочке вверх" услуги вышестоящих сетевых компаний, т. е. МУП платит РСК, а РСК - ОАО "ФСК ЕЭС" (рис. 1).
    Второй вариант взаимоотношений сторон представляет собой "матрешку сверху-вниз" и реализуется в случае заключения сетевыми организациями соответствующих договоров (или если в регионе подписан протокол о намерениях). Суть его заключается в том, что платежи потребителей (ЭСК, ГП) за оказанные им услуги по передаче электроэнергии поступают только в одну вышестоящую сетевую организацию (РСК). После чего данная системообразующая сетевая организация расплачивается с нижестоящими сетевыми организациями, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей (рис. 2).
    Наконец, третий вариант, характеризующийся отсутствием договорных отношений между сетевыми организациями, используется для установления тарифов в соответствии с п. 119 ППРФ № 530 от 31.08. 2006 г. В этом случае для сетевых организаций устанавливаются тарифы на передачу, на основании которых сбытовая компания (гарантирующий поставщик) оплачивает им услуги по передаче для покрытия их НВВ и расходов на компенсацию потерь (рис. 3).
    Помимо этого существует еще и схема со смешанными договорными отношениями между сетевыми организациями. Примером может служить Ростовская область. Две крупные сетевые компании региона - "Ростовэнерго" и "Донэнерго" - заключили договоры на оказание услуг со своими нижестоящими сетевыми организациями, по которым последние оказывают им услуги по передаче электроэнергии (а им, соответственно, платят). Между компаниями "Ростовэнерго" и "Донэнерго" также существует договор на передачу электроэнергии, по которому первая оказывает услуги второй, которая, соответственно, их оплачивает. В МРСК эту схему называют "два котла". Первый с "матрешкой снизу-вверх" (базовая модель 1), второй - с "матрешкой сверху-вниз" (базовая модель 2).
    Преимущества новой системы состоят в том, что с внедрением "котлового" тарифа появится единый центр координации развития сетей в каждой региональной сетевой компании, при этом ответственность РСК возрастет в разы. Стоит предположить, что они будут в ответе за формирование единого баланса электрических сетей и, следовательно, станут гарантом надежного энергоснабжения в регионе.
    Ряд аналитиков полагает, что в новом году также стоит ожидать существенного снижения тарифной стоимости за пользование электроэнергией на среднем и низком уровнях напряжений по сравнению со средней тарифной ставкой 2007 г. Помимо этого "котловой" метод поможет сделать процесс тарифообразования более "прозрачным": каждый потребитель будет оплачивать тариф за генерацию энергии, тариф за ее транспортировку через электросети (в зависимости лишь от класса напряжения), а также тариф за услуги сбытовой компании (сбытовая надбавка).
    Переход на новый метод тарификации в энергетике должен привести как к укреплению электросетевого комплекса страны, так и к дальнейшему развитию рынка электроэнергии среди сбытовых и распределительных энергокомпаний. Кроме того, "котловая" система призвана скоординировать программу развития сетей и ликвидировать перекрестное субсидирование в энергетике, обеспечив экономическую эффективность и для энергокомпаний и для конечных потребителей в условиях либерализованного рынка электроэнергии.