Поставки на объекты генерации: жизнь после РАО?

 

Автор

Черномор Виталий, Генеральный директор ОАО "Трубмаш"

 

    Одним из важнейших вопросов, связанных с функционированием генерирующих предприятий, ныне входящих в структуру РАО "ЕЭС России", является переход к их самостоятельной работе по прекращении деятельности энергохолдинга. Особый интерес данная тема представляет для поставщиков ОГК и ТГК.
    Объемы закупок в системе РАО "ЕЭС России" перешагнули порог 100 млрд руб. (в 2006 г. общая стоимость заключенных только через конкурсные процедуры контрактов составила 107,8 млрд руб.). По нашим оценкам в 2007 г. эта цифра увеличится как минимум на 40 % с учетом старта реализации в энергокомпаниях инвестиционных программ. Более 80 % конкурсных сделок совершается посредством электронных торговых площадок.
    В этих условиях особое значение приобретают те правила игры, которые сложатся в закупочной деятельности в 2008 г., т. е. после ликвидации РАО "ЕЭС России".
    В настоящее время закупочная деятельность холдинга РАО "ЕЭС России" основывается на стандартах РАО С-ЕЭС ЗД 1-2004, С-ЕЭС ЗД 2-2004, С-ЕЭС ЗД 3-2004 и С-ЕЭС ЗД 4-2005, ставших идеологической и нормативной базой для разработки и принятия "дочерними" обществами Положений о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ и услуг. Сложилась и в целом достаточно эффективно работает система организации закупочной деятельности ОГК и ТГК и контроля над ее осуществлением. И нас, поставщиков, не может не беспокоить, сохранится ли эта система, либо на смену ей придут некие новые нормы и принципы.
    Считаем, что сохранение планового характера закупочной деятельности и жестко прописанных правил ее осуществления важно не только для энергетиков, но и для поставщиков. При этом не имеет особого значения, какими будут эти правила. Важно, во-первых, чтобы они были детальными и строго юридически оформлены. Во-вторых, чтобы переход от действующих правил к новым был максимально коротким и безболезненным.
    Вторая тема, не менее важная для нас, - ремонтная деятельность энергокомпаний, которая, насколько нам известно, в настоящее время находится под контролем бизнес-единиц РАО. Важно понимать, как в дальнейшем она будет планироваться и контролироваться, так как от этого во многом зависит качество исполнения нами своих контрактных обязательств и перед энергетиками, и перед заводами.
    Следующая проблема связана с исполнением инвестиционных программ энергокомпаний. Мы считаем, что такой предложенный менеджментом РАО "ЕЭС России" и уже внедряемый инструмент, как договоры о гарантированных поставках новой мощности на оптовый рынок, способен в значительной степени обеспечить соблюдение сроков и объемов реализации инвестпрограмм. Кроме того, и инвесторы должны быть уверены в наличии на рынке необходимых для новых вводов оборудования и материалов, равно как и поставщики должны быть уверены в том, что инвестпрограммы будут исполняться (постоянные их корректировки эти риски объективно снижают). Разумеется, при этом сужаются "горизонты" планирования и для производителей оборудования и материалов, и для поставщиков.
    Часть рисков, довольно серьезных, связана с качеством продукции, предоставляемой поставщиками. Существующие правила проведения закупок не в состоянии защитить заказчика от недобросовестных или несостоятельных партнеров.
    Решением этой проблемы мог бы стать институт аккредитации поставщиков - механизм предварительного отбора, который сегодня успешно работает в РАО "ЕЭС России" и в области оценочной деятельности, и при поставках электротехнического оборудования. В сфере деятельности нашей компании он в виде так называемых "селективов", т. е. конкурсов по предварительному отбору поставщиков. Конкурсы эти носят достаточно формальный характер. Аккредитация, являющаяся результатом серьезного изучения потенциального партнера, позволила бы привлекать к конкурсам только ответственные, известные на рынке и имеющие хорошую репутацию компании.
    Возросшие объемы конкурсных закупок, которые осуществляют энергокомпании, масштабы реализуемых ими проектов и их дальнейший ожидаемый рост подводят энергетиков к необходимости передать организацию хотя бы части закупок подрядным учреждениям. При этом присутствуют определенные сомнения в том, насколько это оправданно, ведь такие сделки всегда будут менее "прозрачными" для основного заказчика и с точки зрения конкуренции выбора, и с позиции качества поставляемых материалов. Тем не менее, будущее за схемой работы "заказчик-подрядчик-поставщик".
    С другой стороны, заводы-производители труб в последнее время во многих случаях стремятся работать с энергетиками не напрямую, что обусловлено чисто экономическими соображениями. Например, заводу трудно работать с мелкими заказами. А таковых в нашей практике много.
    Наш анализ рынка поставок труб для предприятий РАО "ЕЭС России" показывает: доля таких компаний, как наша, т. е. узкоспециализированных, спрофилированных на определенную отрасль, среди партнеров энергокомпаний будет увеличиваться, а вот количество, наоборот, сокращаться.
    Причина тому - возросшие требования энергетиков к качеству работы партнеров, значительный рост объема заказов, в том числе и по сортаменту, и конъюнктура рынка.
    Более строгое отношение наших партнеров к качеству поставляемых им товаров и услуг приводит к вполне обоснованному желанию снизить риски недобросовестного отношения поставщиков к исполнению своих обязательств. Некоторые энергокомпании, например, уже начали публиковать черные списки таких партнеров. Подобная практика объясняется однозначно: "страна должна знать своих героев". Тем не менее, не так все просто. Например, репутации добросовестного контрагента, случайно попавшего в такой список, будет нанесен ущерб и, возможно, достаточно серьезный.
    В любом случае очевидно то, что нормы и правила взаимодействия энергетиков и их поставщиков, которые будут действовать после ликвидации РАО "ЕЭС России", следует детально продумать, а работу над их разработкой начать уже сегодня.