К вопросу об оценке эффективности проектов и инвестиционных программ СО

 

Авторы

Горюнова Мария, Заместитель генерального директора ОАО "НЦПИ"

Кеткин Лев, Заместитель исполнительного директора ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС"

 

    Система оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России, функционально-технологическим и организационным ядром которой является Системный оператор (ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС"), нацелена на обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии в ЕЭС России, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными актами, и на принятие мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках. Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемые Системным оператором на основе недискриминационного доступа, имеют общеэкономическое значение для народного хозяйства.
    Инвестиционные проекты обеспечения функционирования электроэнергетических рынков, реализуемые ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" как инфраструктурной организацией - субъектом естественной монополии в электроэнергетике, имеют целевой характер и направлены на достижение общесистемных эффектов ЕЭС России и повышение эффективности ЕЭС России.
    К общесистемным эффектам ЕЭС России относятся:

  • повышение наблюдаемости и управляемости электроэнергетических режимов;
  • повышение статической и динамической устойчивости;
  • снижение риска отказов ЕЭС России вследствие отказов элементов генерации или сетей;
  • упрочение ЕЭС России при неблагоприятных воздействиях в условиях ЧС, военного времени;
  • снижение потребности в поддержании резервов мощности, оптимальное распределение нагрузок на оборудование;
  • создание и поддержание условий для функционирования электроэнергетических рынков в рамках единого экономического пространства, включая прогнозирование электропотребления, разработку графика поставки по контрольным точкам в границах операционных зон, сбор, хранение, обработку технологической информации о фактическом исполнении графика поставки и причинах отклонений, передачу данных администратору торговой системы (НП "АТС");
  • иные эффекты, получаемые по сравнению с децентрализованной формой организации электроэнергетики, инвестиции для которых имеют общее экономическое значение и не могут оцениваться через доходность инвестированного капитала субъекта, обеспечивающего эти инвестиции.
        Показателями повышения эффективности ЕЭС России могут рассматриваться:
        1. Обеспечение бесперебойного круглосуточного электроснабжения всех категорий потребителей в течение года.
        2. Обеспечение постоянного качества электроэнергии (соответствия напряжения и частоты действующим федеральным стандартам).
        3. Поддержание нормального режима электрической части энергосистем, в том числе:
  • предотвращение возникновения и ликвидация аварийных небалансов активной мощности, недопустимых отклонений частоты и напряжений электрического тока;
  • предотвращение возникновения и ликвидация перегрузки оборудования, внешних и внутренних связей (сечений) зоны;
  • ликвидация асинхронных режимов, режимов синхронных качаний;
  • восстановление нормального режима после разделения энергосистемы.
        4. Соблюдение правил ограничений и отключений.
        5. Иные эффекты, не влияющие непосредственно на доходность инвестированного капитала, вследствие чего затруднена оценка эффективности инвестиционных проектов.
        Обоснование инвестиционных проектов и программ ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" с применением классических методов мотивации, известных экономической науке и практике, затруднено. Такие показатели финансово-коммерческой и бюджетной эффективности как ЧДД, ЧДДб, ВНД, ИД, ИДГ, срок окупаемости (простой, дисконтированный), широко используемые при оценке эффективности инвестиций, в случае целевых инвестиционных проектов и программ Системного оператора непрезентативны. Основная проблема заключается в неопределенности величин, используемых для расчетов (текущая стоимость потока будущих доходов, период окупаемости, состав потенциальных инвесторов и др.). Показатели доходности Системного оператора, рассчитываемые в условиях естественной монополии на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и государственному тарифному регулированию, отражают реальность не в полной мере.
        Методы обоснования целевых проектов инфраструктуры электроэнергетических рынков, учитывающие специфику общего экономического значения, соответствующей современной наукой не разработаны. На практике это вызывает трудности в ранжировании инвестиционных проектов и построении эффективных целевых программ Системного оператора; а также в выработке адекватной тарифной политики государственных регулирующих органов в рамках определения инвестиционной составляющей тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Необходимы новые подходы и инструменты, позволяющие комбинированно учитывать финансово-коммерческие и технологические особенности работы Системного оператора. Возможному решению этой проблемы, разрабатываемому в настоящее время ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" совместно с ОАО "Научный Центр прединвестиционных исследований" (Москва), посвящена настоящая статья.
        Определение инструментария для обоснования целевых инвестиционных проектов и программ Системного оператора, направленных на достижение общесистемных эффектов ЕЭС России и повышение эффективности ЕЭС России, требует определения:
  • комплекса показателей и критериев надежности применительно к системе оперативно-диспетчерского управления;
  • методического подхода к количественной оценке этих показателей.
        Такая постановка вопроса отвечает позиции многих ведущих российских экономистов. В частности, профессор, д.э.н. Валерий Эдельман (ОАО "Научно-исследовательский институт экономики энергетики") в статье "Проблемы управления надежностью в электроэнергетике", опубликованной в журнале "ЭнергоРынок" № 8 за 2007 г., справедливо указывает на необходимость количественной оценки комплекса показателей и критериев надежности применительно к каждому из субъектов энергетического рынка. Это в полной мере относится к услугам по передаче электроэнергии (ОАО "ФСК ЕЭС") и услугам по оперативно-диспетчерскому управлению (ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС"), составляющим вместе с услугами администратора торговой системы оптового рынка (НП "АТС") инфраструктуру российского рынка электроэнергии (мощности).
        Для определения комплекса показателей и критериев надежности применительно к системе оперативно-диспетчерского управления могут рассматриваться приоритетные направления инвестиций Системного оператора:
  • развитие технологий расчета, анализа и регулирования электроэнергетических режимов;
  • развитие технологий поддержки торговых процедур, сопровождения рынка и отчетности;
  • функциональное упрочение диспетчерских центров и системы оперативно-диспетчерского управления;
  • повышение надежности профессиональной деятельности персонала;
  • повышение надежности информационно-вычислительных, программно-технических и телекоммуникационных систем;
  • улучшение инфраструктуры, обеспечивающей функционирование оперативно-диспетчерского управления.
        В рамках указанных направлений реализуются инвестиционные проекты по созданию и развитию следующих систем: сбора, обработки и отображения параметров электроэнергетических режимов, их математических моделей и методов расчета и анализа; автоматического режимного и противоаварийного управления, физической и информационной безопасности; обмена технологической информацией участников рынка с инфраструктурными организациями и другие.
        Практически все эти проекты нацелены на повышение надежности функционирования системы оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России и создание надлежащих условий для выполнения Системным оператором функций, предусмотренных на уровне нормативных правовых актов (ст. 14 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" от 23.03.2003, Постановление Правительства Российской Федерации № 851 от 27.12.2004 и др.). Следует подчеркнуть, что именно интересы безусловного выполнения функций, законодательно возложенных на Системного оператора, предопределяют специфику его инвестиционной деятельности.
        По существу приоритетные направления инвестиций ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" являются целевыми инвестиционными программами, обеспечивающими достижение общесистемных эффектов и повышение эффективности ЕЭС России, раскрывают состав показателей и критериев надежности системы оперативно-диспетчерского управления.
        Сложность количественной оценки этих показателей обусловлена ограниченными возможностями применения финансово-коммерческих методов и инструментов оценки эффективности инвестиционных проектов.
        Анализ методов оценки продуктивности инвестиционных проектов, принятых в РФ и мировой экономической науке и практике, показывает, что наиболее эффективным инструментом реализации стратегии, учитывающим финансовые и нефинансовые проекции, может служить Система Сбалансированных Показателей/The Balanced Scorecard (ССП/BSC), которая позволяет перевести стратегические цели в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценить результаты их работы с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности (KPI).
        Balanced ScoreCard (BSC) имеет ряд переводов на русский язык, из которых наиболее удачным представляется "система сбалансированных показателей" (CCП). Она объединяет традиционные финансовые измерения деятельности компаний с нефинансовыми проекциями, в том числе программно-целевыми. Исторически появление термина связано с выходом статьи Р. Каплана "The Balanced Scorecard - измерения, которые управляют эффективностью" в 1992 г. в журнале Harward Business Review.
        BSC не является четко зафиксированной методологией. Это структурный подход к формированию показателей управления предприятием, в рамках которого, наряду с финансовой составляющей, рассматриваются иные проекции деятельности предприятия. Каждая составляющая оценивается свойственными ей показателями и имеет собственный индекс (рейтинг) в итоговой оценке эффективности инвестиционного проекта.
        Система позволяет:
  • сформулировать обоснованную стратегию;
  • перевести стратегические цели в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников;
  • оценить результаты деятельности сотрудников с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.
        Использование BSC для обоснования инвестиционных программ ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" возможно с условиями существенной адаптации к специфике Системного оператора и научно-обоснованных новаций в методике оценки эффективности и привлекательности реализуемых или предполагаемых к внедрению инвестиционных проектов.
        Как отмечено выше, применение традиционных методов оценки эффективности и формирования на этой основе наиболее удачных инвестиционных программ применительно к ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" затруднено. Это обусловлено отсутствием конкуренции (деятельностью в условиях естественной монополии), государственным регулированием тарифа на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, целевым характером инвестиционных проектов и программ, сложностью точного определения выгод и затрат, связанных с их осуществлением.
        При таких обстоятельствах целесообразно использование методов программно-целевого планирования, которые могут обеспечить достижение поставленных целей реализации проектов и программ.
        Вместе с тем, одним из недостатков классического программно-целевого планирования является сложность его организации на отдельных этапах, включающих:
  • определение соответствия проблемы возможностям использования программно-целевого планирования с выбором измеряемых целей;
  • построение "дерева целей";
  • определение портфеля работ (проектов);
  • формирование целевой программы, обеспечивающей достижение ее целей.
        Использование классического программно-целевого планирования в полном объеме предполагает, как правило, длительную итерационную работу большого числа экспертных групп без гарантий нахождения рационального решения. Слабым местом является организация этой работы, поскольку отсутствуют четкие алгоритмы реализации отдельных этапов программно-целевого планирования, прежде всего, построения "дерева целей". Задача трудно формируется из-за плохой структуризации и размытости границ: неизвестно число будущих подцелей основного направления программы и даже количество уровней "дерева целей". Это не позволяет сформулировать задачу, основные алгоритмы ее решения, а также решить ее наиболее рациональным способом.
        В то же время для определенного класса проблем, например, с генеральными целями, требующими увеличения или снижения конкретного показателя на заданную величину при возможности оценить вклад каждого проекта, непосредственно участвующего в программе, плохо структурируемый этап построения "дерева целей" может быть опущен. Результата добиваются путем разработки программы на основе портфеля проектов, каждый из которых вносит конкретный вклад в улучшение показателя, определяющего ее цели. Набор проектов, обеспечивающих выполнение последней в виде интегрального улучшения соответствующего показателя, является искомым решением задачи формирования целевой программы.
        Предлагаемый подход к обеспечению достижения целей программы возможен при выполнении двух главных условий:
  • наличия возможности оценки вклада каждого проекта или группы проектов (комплексного проекта) в достижении генеральной цели (целевого показателя);
  • наличия достаточного или избыточного портфеля таких проектов для формирования программы, обеспечивающей достижение ее генеральной цели (целевого показателя).
        Вышеобозначенное планирование для определенного класса проблем позволяет отказаться от этапа построения "дерева целей" и, при наличии стоимостных или ресурсных параметров по отдельным проектам, проводить оптимизацию формирования целевой программы согласно стоимостным или ресурсным критериям при обязательном достижении необходимых показателей. Описанный процесс условно назван линейным программно-целевым планированием и методически сводится к следующим этапам:
        Этап 1. Анализ соответствия проблемы требованиям программно-целевого планирования с определением измеряемого показателя, характеризующего генеральную цель программы.
        Этап 2. Подготовка портфеля проектов программы. Главным условием участия в программе одного или нескольких (комплексных) проектов является возможность определения вклада каждого из них в улучшение показателя, характеризующего генеральную цель программы.
        Этап 3. Формирование целевой программы, обеспечивающей достижение ее генеральной цели. На этом этапе определяется набор проектов, необходимых для реализации последней, выявляется взаимозависимость проектов, устанавливается последовательность их выполнения. Это позволяет построить диаграммы Ганта и сетевые графики внедрения программы, а также наметить сроки ее выполнения, общие ресурсные и стоимостные показатели.
        Описанные этапы линейного программно-целевого планирования являются наиболее приемлемым инструментом формирования целевых программ по направлениям инвестиционной деятельности ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" при условии определения для каждого из них генеральной цели в виде количественного показателя.
        Вместе с тем наличие генеральной цели и ее достижение в рамках программно-целевого планирования не гарантирует формирование эффективной инвестиционной программы, поскольку такая цель не может характеризоваться чисто техническим показателем без учета финансово-экономических параметров. Иными словами, существует риск, что при формировании и отборе проектов в инвестиционную программу, их состав, обеспечивающий достижение генеральной цели, не будет соответствовать требованиям рационального использования инвестиций.
        Для решения этой задачи необходимо учитывать финансово-коммерческие или бюджетные критерии, чего требуют современные рыночные отношения в РФ. В то же время государственная значимость многих функций Системного оператора делает целесообразным использование показателей бюджетной эффективности по ряду направлений инвестиционной деятельности ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС".
        В качестве генеральных целей соответствующих программ могут выступать показатели надежности, уровня технической оснащенности и др. При этом важным аспектом является выбор критериев ранжирования проектов для их отбора и включения в целевые программы, которые должны комплексно учитывать необходимые критерии.
        Искомым решением может являться, как образец, соотношение финансовых показателей эффективности и долевого вклада каждого проекта в достижении количественных значений генеральной цели программы:

        Yi = Oi ,
        Вi (1)
        где
        i - индекс проекта целевой программы;
        Yi - относительная эффективность i-го проекта программы;
        Oi - финансовые показатели абсолютной коммерческой или бюджетной эффективности в виде чистого дисконтированного дохода (ЧДД);
        Вi - доля вклада i-го проекта в достижение количественных значений генеральной цели программ в долях от единицы, которая определяется:

        Bi = bi ,
        В (2)
        где
        B - количественное значение показателя, определяющего генеральную цель целевой программы;
        bi - вклад i-го проекта в достижение генеральной цели программы в единицах ее измерения.
        В случае формирования целевых программ обязательным условием является достижение их генеральной цели. Формирование эффективных инвестиционных направлений предполагает возможность их ранжирования по стоимостным параметрам, пополнение наиболее привлекательными проектами и мероприятиями. Для этого показатели эффективности проектов должны быть сопоставимы по вкладу в достижение генеральной цели программы. Относительная ее действенность (1) отражает будущую продуктивность всей целевой программы, выполнение которой будет обеспечено за счет i-го проекта. Это создает условия сопоставимости всех проектов и позволяет их сравнивать между собой по эффективности.
        В результате, приведенный образец относительной эффективности проектов (1) удачно сочетает в себе финансовые и целевые показатели и позволяет ранжировать эти проекты между собой в рамках целевых программ по направлениям инвестиционной деятельности Системного оператора. Более результативными являются разработки, имеющие высокие показатели относительной эффективности. Проекты для формирования действенной программы отбираются в порядке убывания этих показателей, также суммируются вклады каждого из них в достижение генеральной цели программы. Процесс заканчивается, когда набор проектов, включаемых в программу, обеспечивает достижение ее генеральной цели, что соответствует критерию максимума суммы ЧДД:
        S Oi = S*AAi ? max, (3)
        iкn iкn
        где
        n - состав проектов эффективной целевой программы.
        Направления, для которых трудно определить денежные потоки доходов и выгод, а также мелкие проекты и мероприятия могут использовать упрощенные показатели. Образцом ранжирования проектов при их отборе для включения в целевую программу может стать соотношение инвестиций проекта и его вклада в достижение генеральной цели программы:
        Zi = Ci ,
        Вi (4)
        где
        Zi - относительные затраты инвестиции в достижение генеральной цели программы за счет i-го проекта;
        Ci - инвестиции в реализацию i-го проекта программы;
        Ai - вклад i-го проекта в достижение генеральной цели программы в относительных единицах.
        Ранжирование и отбор в программу проектов по показателям относительных затрат (инвестиций) осуществляется наоборот, в порядке убывания. Самыми эффективными являются направления, имеющие наименьшие относительные инвестиции - их, проранжировав, последовательно включают в программу. Из рассмотренного набора проектов, целевая программа, сформированная таким образом, является наиболее динамичной, поскольку требует наименьших инвестиций для самореализации:

        S Ni ? min, (5)
        iкn
        где
        iкn - символ включения i-го проекта в множество n программы.
        Также целевые программы будут особенно продуктивны при минимуме необходимых затрат, обеспечивающих достижение количественных уровней результатов. Данные показатели будут характеризовать коммерческие и бюджетные эффекты или конкретные затраты, связанные с обеспечением количественных значений целей программ, в том числе по показателям надежности, технической оснащенности, бюджетной или финансово-коммерческой эффективности и т. д.
        При формировании и соответствующей оценке инвестиционных программ ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" использование предлагаемых решений безусловно сделает эти программы более понятными, и, кроме того, создаст условия для объективного определения инвестиционной составляющей в тарифе на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, а также для независимых аналитических и экспертных исследований и разработок сценарных условий развития российской электроэнергетики, долгосрочного прогнозирования инвестиций в инфраструктуру электроэнергетических рынков.

  •