Приказано "умереть"

 

Автор

Сергеев Виктор, эксперт

 

    Прошел год с момента введения в России новых правил оптового и розничных рынков электроэнергии. По замыслам авторов реформы энергетической отрасли новые отношения между поставщиками и потребителями позволят создать "прозрачный" механизм ценообразования. Именно нарождающийся рынок должен сформировать реальную цену на электроэнергию.

    Как считают в Правительстве Российской Федерации и в РАО "ЕЭС России", либерализация энергорынка должна сделать отрасль инвестиционно привлекательной. Но действия чиновников на местах способны загубить любую благородную идею?
    Действительно, сегодня в сфере сбыта электроэнергии мы наблюдаем оживление. У потребителя появилось право выбора. Создан институт гарантирующего поставщика - ключевое звено в новой системе розничных рынков. Он, гарантирующий поставщик, обслуживает всех потребителей на своей территории и обязан заключить договор с любым обратившимся к нему абонентом. Вместе с тем на розничный рынок вышли новые сбытовые организации, вступившие в борьбу с традиционными сбытами РАО "ЕЭС России" за потребителя и звание гарантирующего поставщика. Ведь гарантирующий поставщик наряду с исполнением своих обязанностей получает и устойчивый рынок сбыта. В целом конкуренция - положительное явление, побуждающее энергокомпании внедрять новые формы работы с клиентами, открывать новые офисы по их обслуживанию, улучшать сервис. И если твои услуги приемлемы по цене и достойного качества - ты лидер.

    "Подводные камни"
    Но, как метко заметили некоторые журналисты, местные чиновники противопоставили естественному отбору свой неестественный отбор, а конкуренции - административный ресурс. Благо, по словам Андрея Пивоварова, руководителя некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков, розничный рынок настолько динамичен, что изменения нормативного регулирования не успевают за ним.
    Инициированные РАО "ЕЭС России" аукционы по продаже сбытовых компаний в сентябре "захлебнулись", в том числе по причине неясной ситуации, сложившейся с присвоением статуса гарантирующего поставщика. Инвесторы опасаются, что до тех пор, пока не разработаны правила проведения конкурсов на присвоение этого статуса, как говорится, "на всю катушку" будет использован административный ресурс. Опасения подтверждаются конкурсами, которые по инициативе местных властей прошли в Нижнем Новгороде и в Ленинградской области.
    В результате "Петербургская сбытовая компания", несмотря на хорошие показатели, уступила статус другой фирме, а крупнейшую сбытовую компанию Нижегородской области "Нижновэнергосбыт" вообще к конкурсу не допустили. Разразился скандал. Нелегитимные конкурсы обросли тяжбами. А традиционные сбыты РАО "ЕЭС России" стали терять привлекательность, ведь любой другой участник рынка, договорившись с губернатором, может "перехватить" статус гарантирующего поставщика практически бесплатно.
    Но география проблемы не ограничивается территорией Нижнего Новгорода и Ленинградской области: в действительности она шире. В этом мы убедились на примере Мурманской области.

    Административный рычаг
    В Мурманске также была проведена некая имитация конкурса, а в ряде муниципальных образований области права гарантирующего поставщика были переданы от одной организации другой и вовсе "без прикрытия" конкурсом, для этого понадобилось лишь постановление местного комитета по тарифному регулированию.
    В результате на обширной территории гарантирующим поставщиком стала недавно образованная фирма ООО "Коларегионэнергосбыт". Старейшая в Мурманской области ОАО "Кольская энергосбытовая компания" могла лишь наблюдать за происходящим со стороны. Несмотря на обвинения в использовании административного ресурса, региональные власти настаивают на легитимности такой передачи, явно высказывая предпочтение новоявленной организации. Выясняется, что чиновники могут "творчески дорабатывать" своими документами федеральные нормативные акты, благо законодательство оставляет для этого лазейки.

    "Противоядие" от рейдерства
    Оценив ситуацию, в РАО "ЕЭС России" признали проблему "рейдерства" в энергосбытовом бизнесе. На последнем заседании Совета директоров головного холдинга было решено отдалить проведение конкурсов на статус гарантирующего поставщика до 2010 г. Кроме того, предполагается введение упрощенной процедуры получения права торговли на оптовом рынке электроэнергии, а также сбора документов для заключения договоров купли-продажи электроэнергии и закрепление права одностороннего их расторжения потребителем не только с гарантирующим поставщиком, но и с любыми энергосбытовыми компаниями. Таким образом, статус гарантирующего поставщика, за который идет довольно-таки серьезная борьба, будет понижен. Введение этих мер ожидается к концу текущего года. Тем не менее, вернуть потерянное трудно.

    Ценовой "перекос"
    Для "Кольской энергосбытовой компании" потеря части рынка стала одной из проблем. Другой же является трехмиллиардный долг компании, возникший буквально на ровном месте. Задолженность вызвана все теми же системными изменениями, которые происходят в энергосбытовой сфере.
    До начала 2007 г. Кольский полуостров получал относительно дешевую электроэнергию за счет того, что на его территории расположены гидроэлектростанции. Но в результате случившихся существенных изменений в рамках оптового рынка - ликвидацией межтерриториального перекрестного субсидирования - произошло выравнивание цен на "покупную" электроэнергию по Северо-Западу.
    Таким образом, несмотря на то, что себестоимость производства электроэнергии в регионе практически не изменилась, правила вынуждают поставщика покупать электроэнергию на оптовом рынке гораздо дороже, чем стоит ее производство. Те регионы, где выработка электроэнергии была обременительна, от новых правил выиграли, а субъекты России, которые славились избытком и, следовательно, дешевизной, наоборот, пострадали. В их числе и Мурманская область.
    На розничном рынке тариф вырос на 9 %, а на оптовом рынке - на 80 %. Отсюда и появился дисбаланс, следствием которого стали долги, возникшие у Кольской энергосбытовой компании перед генерирующими и сетевыми организациями, которые, соответственно, вырабатывают и передают электроэнергию.
    Впрочем, в данной ситуации российское правительство "подстраховалось", выделив регионам на период текущего года 13,3 млрд руб. на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования.
    Субсидии предоставлены 12-ти субъектам Российской Федерации. Наибольший объем, равный 2,7 млрд руб., предназначен Мурманской области (где самый большой дисбаланс).
    Одновременно Правительство России поручило Минпромэнерго и Федеральной службе по тарифам заключить с уполномоченными органами этих регионов на период 2007-2010 гг. соглашения о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электроэнергии до экономически обоснованного уровня.

    Эффект тарифных "ножниц"
    Деньги есть - вопрос в их получении. Руководство Кольской энергосбытовой компании попыталось форсировать события, но получило отповедь - не ваше дело!
    Местное тарифное ведомство дало понять, что доводить тарифы до обоснованного уровня и получать субсидии не желает. Областной Комитет по тарифному регулированию заявил, что "не считает возможным принимать на себя ответственность за кабальные условия получения субсидий, которые могут выразиться в существенном росте тарифов для потребителей региона?".
    Таким образом, налицо попытка искусственно сдержать рост тарифов.
    Отметим, что во многом ситуацию спровоцировали те же чиновники, что писали заявление. Именно КТР Мурманской области своим постановлением № 41/1 от 19 декабря 2006 г. согласовал рост "покупной" электрической энергии с оптового рынка почти в два раза! Иначе как лукавством нынешнее поведение исполнительного органа региональной власти назвать нельзя. "Мы делаем то, что хотим, и правительство нам не указ!" - так можно обозначить позицию местных чиновников.
    Итак, ОАО "Кольская энергосбытовая компания" попало под административные "ножницы", которые "режут" с двух сторон.
    С одной стороны, передаются сбытовые зоны "симпатичной" административным кругам структуре. С другой, - вся тяжесть тарифной диспропорции и, соответственно, все долги повешены на плечи Кольской энергосбытовой компании. Если право на субсидии не будет реализовано в оговоренный правительством срок (до 15 ноября), то средства будут для области потеряны.
    В результате подводится под риск банкротства крупная государственная компания региона. Ей просто приказано "умереть". Ведь если субсидии не будут получены, то капитализация ее резко упадет (и это в разгар кампании по продажам сбытовых активов РАО "ЕЭС России"!). Причем, упадет искусственно. Ведь еще в прошлом году ОАО "Кольская энергосбытовая компания" считалось по показателям одной из лучших "сбытов" России. Его рукотворное неблагополучие выльется в кризис Кольской энергосистемы: пострадают предприятия большой энергетики, не получившие средств. Пострадает РАО "ЕЭС России", которое не сможет выручить за компанию запланированные деньги.
    Все это в значительной степени снизит надежность энергоснабжения региона. В целом же проиграет энергетика, - выиграет лишь лоббируемая властью новоиспеченная сбытовая организация. Но то, что это будет "пирровой победой", видимо, власть мало волнует. Что это? Недальновидность или некомпетентность?
    Проблема перекрестного субсидирования существует не первый год, и ее все равно придется решать, не так ли, уважаемое правительство Мурманской области? Широко известны попытки руководителей некоторых регионов искусственно сдерживать тарифы, как и то, чем они закончились?
    P.S. В соответствии с прогнозами Минпромэнерго оптовые цены на электроэнергию в среднем по России увеличатся с 0,89 руб. за 1 кВт.ч в 2005 г. до 1,8 руб. к 2020 г. При этом самым дорогим регионом окажется Северо-Запад, где к 2020 г. прогнозируемая ее стоимость составит 1,9 руб. за 1 кВт.ч (в 2005 г. - 1,1 руб.).