Сертификация качества

 

Автор

Мартынов Дмитрий, Президент Национальной ассоциации потребителей электроэнергии (НАПЭ)

 

    Сертификация электроэнергии в силу своей значимости для отрасли является одним из приоритетных направлений деятельности Национальной ассоциации потребителей электроэнергии.
    Мы исходим из того, что каждый потребитель имеет право на бесперебойное и надежное снабжение электрической энергией, вследствие чего сертификация рассматривается нами как важнейший и необходимый механизм обеспечения этих элементарных интересов. Сертификация - это не праздное бюрократическое изобретение: сертификат соответствия выдается электроснабжающей организации при положительных результатах испытания подаваемой электроэнергии на наличие ряда объективных характеристик, без которых немыслима энергетическая безопасность потребителя. Речь, по существу, идет о критериях минимально необходимого стандарта качества потребляемой электроэнергии. Неслучайно сертификация сама по себе является не только обязательной процедурой подтверждения качества электроэнергии, но и необходимым условием лицензирования деятельности по продаже электроэнергии гражданам.
    В настоящий момент значительная часть энергоснабжающих организаций подает подключенным абонентам несертифицированную электроэнергию, подавляющее большинство сбытовых компаний реализует электроэнергию гражданам, не имея на это лицензии, что фактически является противозаконной деятельностью.
    Национальная ассоциация потребителей электроэнергии (НАПЭ) как общественная организация, миссия которой - способствовать защите прав потребителей электроэнергии, весьма озабочена создавшимся положением.
    Настоящая статья знакомит читателя как с нашим подходом к проблеме сертификации, так и с предложениями по ее практическому решению.

    Качество электроэнергии как общенациональная задача
    Любой продаваемый на рынке товар должен отвечать определенным правовым критериям качества. Как правило, данные критерии устанавливаются договором между сторонами. Однако для некоторых рынков (особенно находящихся под контролем монополистов) и некоторых товаров (особенно обеспечивающих насущные нужды потребителей и общества) критерии качества устанавливаются государством: в виде государственных стандартов качества, условий лицензирования соответствующей деятельности и других обязательных требований. К таким товарам относится и электроэнергия, подаваемая розничным потребителям. Оправданность вмешательства государства в отношения покупателя и продавца электроэнергии не должна вызывать сомнений, что подтверждается крупнейшими авариями энергосистем последних лет. При этом импульсом необратимых последствий для современного общества могут послужить такие факторы, как возгорание неисправного трансформатора на подстанции или отказ изношенного выключателя, неспособного справиться с отключением для локализации аварии.
    Однако интерес потребителей в отношении соответствия электроэнергии нормативно установленным стандартам качества не ограничивается удовлетворением их собственных, индивидуальных потребностей в электроэнергии. Изъяны функционирования энергосистем негативно отражаются не только на работоспособности отдельных предприятий или элементарном уровне комфорта отдельных семей: вызываемые ими последствия влекут мгновенный паралич системных связей, обеспечивающих взаимодействие хозяйствующих субъектов, различных социальных инфраструктур, технологическую и экологическую безопасность. Полное прекращение эксплуатации отдельных производственных мощностей или технологических функций может привести к катастрофическим последствиям, как к техногенным, так и экологическим. Следствием отключения от электроэнергии транспортной инфраструктуры мегаполиса становится социальный хаос: прекращают работать информационные каналы, наступает коллапс систем жизнеобеспечения целых регионов.
    Неудовлетворительное состоя-ние основных фондов предприятий электроэнергетики как макроэкономический фактор негативно сказывается на оценке инвестиционного климата в народном хозяйстве. Износ оборудования приводит к дефициту электроэнергии и, как следствие, к вынужденному ограничению ее потребления, а значит, сдерживанию потенциала экономического роста страны, особенно в промышленности: считается, что на 1 руб. электропотребления приходится около 30 руб. ВВП.
    Таким образом, проблема качества электроэнергии, по нашему мнению, должна решаться как задача общенационального значения, что подразумевает компромисс всех заинтересованных сторон.

    Правовой режим сертификации электроэнергии
    Правовое регулирование качественных стандартов электроэнергии определяется ст. 542 Гражданского кодекса РФ, согласно которой качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Данные требования определены п. 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97. Соответствие ГОСТу должно быть подкреплено обязательной сертификацией электроэнергии в распределительных сетях, по которым она подается потребителям, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. Процедура сертификации регламентирована Правилами проведения сертификации электрооборудования и электроэнергии, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. № 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 3 января 2001 г. № 1 и от 21 августа 2002 г. № 80). Кроме того, сертификация является одним из условий обязательного лицензирования деятельности по реализации электроэнергии гражданам (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г. № 291).
    Выше говорилось о том, чем может грозить потребителю подсоединение к сетям, по которым подается несертифицированная электроэнергия. Однако, как и любая противозаконная деятельность, продажа электроэнергии без сертификата соответствия (что в случае договора энергоснабжения с гражданами автоматически означает отсутствие лицензии) представляет угрозу для самого правонарушителя - энергоснабжающей организации. При наличии арсенала правовых средств и в условиях тотального уклонения от получения сертификата (лицензии) органы внутренних дел, прокуратура, Ростехнадзор имеют возможность возбудить сотни уголовных (по ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство") и тысячи административных (например, по ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии))" дел. В результате таких действий статистика органов сертификации уже в скором времени свидетельствовала бы о заметном увеличении числа поданных заявок. Однако в конечном счете все, как всегда, будет определять "цена вопроса".
    Проблема сертификации электроэнергии обусловлена не изъянами работы контролирующих органов, а неспособностью энергоснабжающих организаций обеспечить подачу электроэнергии, соответствующей требованиям ГОСТа. Данная проблема, как уже говорилось, нуждается в системном решении: необходим план сертификации всей электроэнергетики России.

    Масштаб задачи
    Еще в марте 2005 г., в рамках проверки хода экономических в отечественной электроэнергетике, Счетная палата РФ пришла к выводу, что главная проблема отрасли - серьезный уровень изношенности основных фондов. По разным оценкам, степень износа (амортизации) основных фондов в электроэнергетике составляет около 60%, (57,7% - по оценкам Минпромэнерго РФ, 70% - по мнению некоторых независимых экспертов), причем все специалисты разделяют точку зрения, что существует тенденция к увеличению данной пропорции. Так, глава Минпромэнерго РФ В. Христенко, выступая на заседании правительства 7 июня 2006 г., признал, что "в то время как в целом по промышленности износ основных фондов уменьшается, в электроэнергетике старение основных фондов продолжается". Из-за высокого износа оборудования растут потери электроэнергии в распределительных сетях (которые подлежат сертификации). В столичной электроэнергетической системе, крупнейшей по мощности и сбыту электроэнергии среди 74 региональных энергосистем, износ основных фондов, по признанию руководителя Московской объединенной энергетической компании А. Ремизова, ныне достигает 63-65%. В других регионах данный показатель нередко превышает 70%. Между тем в соответствии с международными стандартами износ свыше 45% считается критическим порогом для энергетической безопасности страны.
    Таким образом, для достижения установленных ГОСТом качественных стандартов, а значит, для энергетической безопасности отдельных потребителей и общества в целом, а также решения связанных с качеством электроэнергии экономических задач понадобится существенное обновление основных фондов электроэнергетики, то есть замена или ремонт огромного числа единиц устаревшего оборудования. В то же время, с учетом катастрофического состояния, в котором находится оборудование российских электросетей, сертификация - это не только необходимость, предписанная законом, - она абсолютно безотлагательна в контексте предупреждения возможности энергетической катастрофы.
    Остается выяснить, сколько это будет стоить и кому за это придется заплатить, т. к. большая часть оборудования, используемого для подачи электроэнергии потребителям, принадлежит сетевой компании (ФСК).

    Цена вопроса
    Существуют различные мнения по вопросу об объеме финансирования для покрытия расходов на модернизацию устаревшего оборудования, однако ни у кого не вызывает сомнения порядок цифр - речь идет о десятках млрд руб. ежегодных инвестиций. Например, комиссия РАО "ЕЭС России", расследовавшая причины московской аварии в мае 2005 г., подсчитала, что для замены устаревшего оборудования (подстанций и кабельных линий) в Москве и Московской области необходимы ежегодные затраты в размере не менее 3 млрд руб. Таким образом, учитывая, что доля столичного региона составляет около 10% от общего объема энергомощностей, на обновление всех российских сетей потребуется 30 млрд руб. в год.
    Следует отметить, что цифры по-прежнему будут астрономическими, если подсчеты ограничатся утилитарными нуждами сертификации, которая не предполагает обновления всего парка оборудования. По результатам отбора для сертификационных испытаний может быть проверено от 50 до 5% заявленных на сертификацию распределительных электрических сетей - таково нормативно установленное условие сертификации. При этом замена даже одной единицы устаревшего оборудования, обслуживающего электросети, как необходимое условие соответствия показателей электроэнергии требованиям ГОСТа 13109-97 обойдется в сотни тыс. руб., а проверяться могут сотни, в некоторых случаях - тысячи единиц. Доля оборудования, которая не будет удовлетворять требованиям сертификации, по официальным данным, составляет около 60%. Кроме того, колоссальных расходов потребует и сам процесс сертификации: географические и климатические условия страны порой серьезно затрудняют как испытания на многих объектах, так и доступ к ним.
    Между тем, несмотря на то что в соответствии с Приказом РАО "ЕЭС России" от 25 октября 2005 г. № 703 электросетевым и неразделенным компаниям предписывалось в месячный срок заключить с органами по сертификации договоры на проведение сертификации электрической энергии, с тем чтобы в первом квартале 2006 г. был получен первый сертификат, а в 2007 г. полностью завершить сертификацию, в настоящее время подавляющее число данных компаний работает без сертификатов и, соответственно, без лицензий на продажу электроэнергии гражданам.

    Предварительные выводы
    1. Потребителю электроэнергии гарантируется снабжение электроэнергией определенного стандарта качества, что обусловлено, с одной стороны, монопольной системной электроснабжения, а с другой - чрезвычайной важностью качества подаваемой электроэнергии как ресурса функционирования, жизнеобеспечения и безопасности отдельных потребителей и как ключевого макросистемного фактора. Стандарты качества определены в ГОСТ 13109-97.
    2. Подтверждение гарантии качества электроэнергии осуществляется посредством ее сертификации.
    3. Обеспечение электроснабжающими организациями стандарта качества электроэнергии затруднено в силу высокой степени изношенности оборудования.
    4. Электроснабжающие организации не имеют возможности осуществлять возмещаемые расходы на сертификацию.
    5. Государство не должно занимать либеральную позицию в вопросах качества электроэнергии.
    6. Решение задачи обеспечения качества электроэнергии заключается в скорейшем обновлении оборудования (выгодном потребителю): отсутствие дефицита мощности позволит снять ограничения на потребление, модернизированная отрасль получит приток инвестиций, заработает системный фактор роста ВВП, применение новых технологий повлечет удешевление электроэнергии и т. д.
    Продолжение следует?

    Сергей Никольский
    юрист юридической фирмы "Вегас-Лекс",
    канд. юр. наук

    Проблема обеспечения качества электрической энергии, затронутая в рассматриваемой статье, является весьма актуальной для электроэнергетической отрасли, причем правовые аспекты указанной проблемы тесно переплетаются с экономическими. Сами по себе расходы на сертификацию как на оказание услуг по проверке качества производимой электроэнергии экспертной организацией не являются значительными и входят в состав материальных расходов на услуги производственного характера (услуги по контролю соблюдения установленных технологических процессов - п. 1.6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
    Указанные расходы могут быть включены в состав необходимой валовой выручки энергокомпании на основании п. 16 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском рынке (утверждены Приказом ФСТ РФ от 6 августа 2004 г. № 20-э/2) и таким образом возмещены в последующие периоды тарифного регулирования.
    Вместе с тем для получения подтверждения качества электрической энергии энергокомпаниям необходимо обеспечить надлежащее функционирование используемого ими оборудования, износ которого зачастую превышает допустимые пределы. В этой связи расходы на достижение качества электрической энергии, удовлетворяющего требованиям сертифицирующего органа, являются весомыми, поскольку под ними фактически подразумеваются расходы на модернизацию устаревшего оборудования. Указанные расходы не относятся к расходам на сертификацию и не могут быть в полном объеме включены в тариф.
    Следует согласиться с мнением автора: государство не должно занимать либеральную позицию в вопросе обеспечения качества электроэнергии - необходимо принять все нужные меры для привлечения соответствующих инвестиций.