Индикативное интегрированное планирование

 

Авторы

Гительман Леонид, Зав. кафедрой систем управления энергетикой УГТУ, профессор, д. э. н.

Ратников Борис, Профессор кафедры систем управления энергетикой УГТУ, д. э. н.

 

    В теории принятия решений доказывается, что в больших системах сумма локальных оптимумов в общем случае не соответствует глобальному (общесистемному) оптимуму. Отсюда следует, что реализация нескоординированных в масштабе всей отрасли частных инвестиционных программ отдельных, даже весьма крупных энергокомпаний не позволит вывести электроэнергетику страны на оптимальный уровень развития. В таком случае Россия не только не сможет претендовать на ведущие роли на мировом энергетическом рынке, но и эффективно решать свои внутриэкономические проблемы в текущем столетии. Общественная цена вопроса - потерянные миллиарды долларов капитальных вложений и миллионы тонн топливных ресурсов. Проблема резко обостряется после приватизации ОГК и самоликвидации РАО "ЕЭС России" как единого центра управления.
    Решение данной задачи требует создания новой системы управления электроэнергетикой с элементами централизованного планирования, адекватного рыночным условиям функционирования отрасли.
    Как известно, преимущество конкурентного рынка заключается прежде всего в более гибкой и оперативной реакции собственников капитала на сигналы внешней среды. Они, в отличие от государственных структур, в принципе более склонны к принятию рациональных решений. Менеджмент энергокомпаний в условиях конкурентной среды мотивирован на максимальное использование располагаемых мощностей и сокращение издержек производства. В то же время рыночные механизмы способны обеспечить сравнительно высокую эффективность энергоснабжения лишь в краткосрочной перспективе, без учета долгосрочных общественных целей. Здесь уместно напомнить, что электроэнергетика является базовым элементом социально-экономической инфраструктуры государства, обеспечивающим его безопасность. При этом отрасль отличается инерционностью и капиталоемкостью и тесно связана с географическими и экономическими параметрами топливно-энергетической базы страны. Поэтому развитие отрасли сопряжено с многочисленными рисками, что не отвечает коммерческим интересам частного бизнеса.
    Таким образом, в подобной ситуации формула "государственное управление + рынок" является единственно приемлемой парадигмой. Проблема состоит в нахождении оптимальных пропорций в данном соотношении, соответствующих методов, форм и технологий регулирования. В противном случае, впадая в ту или иную крайность, властные структуры будут периодически сталкиваться с кризисными явлениями разного масштаба.
    Следует отметить, что в условиях либерализованного рынка планирование отрасли, безусловно, носит не директивный, а индикативный характер. Такое планирование не противоречит рыночным отношениям, т. к. подразумевает наличие адекватного экономического механизма поддержки (стимулирования) плановых решений, преобразованных в систему технических и экономических индикаторов. Следовательно, централизованное (отраслевое) планирование лишь ориентирует рыночный вектор внутрифирменного планирования в энергокомпаниях на реализацию общественных интересов.
    Более того, в такой постановке централизованное планирование осуществляется также в интересах частных компаний. Во-первых, при гарантированной эффективности бизнеса устраняются или, по крайней мере, минимизируются инвестиционные риски. Во-вторых, индикаторы отраслевого плана обозначают долгосрочные цели развития, обеспечивая резкое снижение неопределенности перспективы.
    Таким образом, энергокомпания получает возможность более обоснованного формирования своей стратегии, что в условиях конкурентного рынка имеет большое значение. В этой связи необходимо учитывать, что отдельная энергокомпания не может обладать такими же объемами прогнозной и аналитической информации, которые находятся в распоряжении центрального планирующего органа.
    С учетом вышесказанного можно определить три главных задачи централизованного планирования электроэнергетики, которые принципиально не могут быть решены посредством рыночного механизма:

  • реализация национальной энергетической программы;
  • противокризисное управление в отрасли;
  • устранение неопределенности стратегических перспектив для энергокомпаний.

        Концепция идикативного интегрированного планирования
        Структура и связи индикативного интегрированного планирования (ИИП) представлены на рис. 1. Суть метода ИИП определяется следующими положениями:
        1. Использование термина "интегрированное планирование" объясняется двумя причинами. Во-первых, ИИП объединяет два взаимосвязанных уровня: централизованное отраслевое и внутрикорпоративное (внутрипроизводственное) планирование. В качестве интегратора данных уровней выступают цели и приоритеты национальной энергетической программы в совокупности с методическим и нормативно-правовым обеспечением.
        Во-вторых, в процессе планирования в рамках имитационной модели рассматриваются в комплексе все возможные способы покрытия ожидаемого спроса на электроэнергию (мощность): электростанции большой мощности различных типов, установки комбинированного производства общего пользования (ТЭЦ), распределенная генерация, а также резервы повышения энергоэффективного потребления1 [1].
        2. В электроэнергетике выделяются два контура централизованного планирования: системный (инерционный) и региональный (мобильный). Системный контур электроэнергетики охватывает крупные ТЭС, ГЭС, АЭС, а также объекты единой национальной электрической сети. Контур регионального планирования охватывает энергообъекты ТГК (в основном ТЭЦ), электросетевых распределительных компаний, распределенной генерации (независимых производителей), а также генерации на промышленных предприятиях. Региональный контур ориентируется на выполнение противокризисных функций [2]. В этом контуре в общий процесс планирования включаются ТЭЦ территориальных генерирующих компаний, независимые производители энергии, а также, что очень важно, потребители - через экономические механизмы управления нагрузкой и энергоэффективностью. Развитие региональной энергетики в сочетании с управлением спросом снижает нагрузку на капиталоемкий и инерционный системный контур. Таким образом, осуществляется оптимизация по объемам и направлениям капиталовложений, характеристикам топливного баланса и временным координатам.
        3. На отраслевом уровне из оптимальных плановых балансов выводятся технические и экономические индикаторы, которые подаются на входы подсистем внутрикорпоративного планирования в системном и региональном контурах. На основе данных индикаторов энергокомпании разрабатывают инвестиционные проекты и выходят с ними на аукционы, где конкурируют по встречным предложениям.
        4. Механизм стимулирования реализации отраслевого плана обеспечивает привлекательные показатели коммерческой эффективности для энергокомпании, разрабатывающей планы с учетом вышеуказанных индикаторов.
        5. Важным фактором, обеспечивающим эффективность модели в целом, является развитая конкурентная среда, выступающая в качестве проводника и усилителя сигналов - индикаторов плана, принимаемых менеджментом энергокомпании.

        Индикаторы плана
        Исходя из целей и приоритетов национальной энергопрограммы разрабатываются оптимальные балансы основных ресурсов, необходимых для развития отрасли. В результате определяются структуры генерирующих мощностей и топливопотребления электростанций, схемы оптимального размещения энергообъектов относительно топливно-энергетических баз и центров нагрузок, а также развития электросетевого хозяйства, отвечающего оптимальному распределению потоков мощности в границах ЕЭС. Данная информация служит базой для формирования комплекса индикаторов плана развития электроэнергетики.
        Общие требования к формированию набора индикаторов следующие: стабильность в долгосрочной перспективе, достаточная информативность, ограничение численности, форма представления (для количественных показателей) - в виде диапазона либо предельных значений. Например, в число индикаторов плана развития генерирующих мощностей в системном контуре могут входить следующие:

  • координаты (площадки) размещения новых энергообъектов;
  • установленная мощность;
  • типы энергоустановок (технология производства);
  • вид топлива (первичного энергоресурса);
  • режим работы (базовый, пиковый, маневренный);
  • показатели энергоэффективности производства;
  • сроки сооружения.
        При этом конкретные типовые размеры оборудования, строительные и компоновочные решения определяются непосредственно в энергокомпании. Она же производит выбор поставщиков оборудования, топлива и подрядчиков для выполнения строительных, монтажных и пусконаладочных работ. В случае проведения аукционов проектов создания новых мощностей энергокомпании-претенденты могут выступать со встречными предложениями в отношении показателей сроков сооружения энергообъектов, энергоэффективности, стоимости, отпускных цен на энергию и т. д.
        Характеристики, регламентирующие предельные уровни безопасности, надежность и экологичность энергоустановок, являются директивными, безусловно выполняемыми и в состав индикаторов не включаются.
        Основными требованиями, учитываемыми при разработке регионального плана, являются:
  • максимальное вовлечение в энергетический баланс местных ресурсов, топливных и возобновляемых;
  • использование природного газа преимущественно на ТЭЦ в режиме максимальной эффективности;
  • реализация потенциала энергосбережения (как путем внедрения управления спросом в энергокомпании, так и непосредственного применения стандартов энергоэффективности);
  • повышение надежности и экономичности энергосбережения на основе оптимизации единичных мощностей энергоустановок и прогрессивных энергетических технологий.
        Применительно к региональной электроэнергетике комплекс индикаторов плана имеет некоторые особенности, связанные с ее структурой. Так, например, для ТЭЦ такого контура можно рекомендовать:
  • тип энергоустановки для данного диапазона тепловых нагрузок;
  • вид топлива (с учетом возможностей привлечения местных энергоресурсов);
  • коэффициент полезного использования топлива (нижний предел);
  • коэффициент теплофикации (диапазон);
  • режим работы установки (в части выработки электроэнергии).
        В частности, для собственников установок нетрадиционной энергетики индикаторы указывают примерную величину потенциалов разных возобновляемых ресурсов (по электрической мощности), которые могут быть реализованы на соответствующих энергоустановках и в определенных узлах нагрузки региона.
        Необходимо подчеркнуть, что индикаторы плана могут выражаться не только количественными характеристиками, но и в форме мотивированных предложений следовать определенному образу действий, соответствующему общественным интересам. Например, для промышленных потребителей это может быть приглашение к участию в управлении надежностью электроснабжения путем регулирования режимов потребления или отключения нагрузки в часы системного максимума. Таким образом, потребители-регуляторы, по существу, размещают у себя резервы генерирующих мощностей и получают за это соответствующие финансовые льготы. Аналогично стимулируется и участие потребителей в совместных с региональными компаниями программах управления спросом, направленных на рост энергоэффективности. Еще одно мотивируемое направление - использование сэкономленных на предприятии ресурсов для выработки электроэнергии на собственных установках с последующей ее продажей на рынке.
        Заметим, что в концепции индикативного интегрированного планирования потребитель, особенно электроемкий, рассматривается как потенциальный источник дополнительных и более дешевых ресурсов, направляемых на покрытие прироста нагрузок и обеспечение необходимой надежности в электроэнергетике.

        Механизм стимулирования
        Главное назначение мотивационного механизма - сделать достижение целей отраслевого плана, выраженных в общественно необходимых экономических индикаторах, стратегически выгодным для собственников (акционеров) энергокомпаний. Для этого требуется, чтобы данный механизм обеспечивал относительно долгосрочные гарантии коммерческой эффективности энергетического бизнеса, минимизируя его риски и неопределенность обозримой перспективы.
        Рассмотрим отдельные целевые блоки (подсистемы) механизма стимулирования.

        Привлечение инвестиций
        Данное направление имеет особое значение для развития системного контура электроэнергетики, объекты которого отличаются большими капитальными вложениями, длительными сроками сооружения и окупаемости инвестиций. Здесь инвесторам необходимы государственные гарантии:

  • сбыта электроэнергии;
  • приемлемых сроков окупаемости капиталовложений;
  • привлекательных норм доходности на инвестируемый капитал;
  • ускоренного возврата вложений через механизм амортизации;
  • долгосрочных контрактов, фиксирующих цены на топливо, с поставщиками;
  • передачи энергообъекта в собственность инвестора.
        В региональном контуре указанный набор стимулов может потребоваться для новых ТЭЦ большой мощности, вводимых в ТГК. В остальных случаях в региональной энергетике должны реализовываться главным образом коммерчески эффективные, быстроокупаемые проекты. Тем не менее в регионах целесообразно иметь внебюджетные фонды электрификации, теплофикации и энергосбережения. Учитывая особое значение развития региональной энергетики, федеральные органы должны оказывать субъектам федерации правовую, нормативно-методическую и финансовую поддержку.

        Повышение энергоэффективности
        В качестве объектов мотивации по данному направлению рассматриваются территориальные генерирующие и сетевые компании, а также промышленные и другие предприятия, имеющие собственную генерацию.
        Во-первых, необходимо целенаправленно стимулировать региональные компании к взаимодействию с потребителями в рамках специальных маркетинговых программ управления спросом. Эффективность такого подхода состоит в том, что инвестиции в повышение энергоэффективности потребителей замещаются гораздо большими капиталовложениями в новые генерирующие и сетевые мощности. В частности, речь идет об управлении нагрузкой (активной и реактивной), внедрении энергосберегающего оборудования или комплексной рационализации электропотребления на объекте [1].
        Во-вторых, должны поощряться те промышленные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию на вторичных либо реально сэкономленных топливных ресурсах и поставляют ее в сеть оптового или розничного рынка.
        В-третьих, необходимо ввести действительно обоснованные нормативы технологических потерь при передаче электроэнергии. Особое значение это имеет для электрораспределительных компаний, которые в таком случае должны оплачивать значительные сверхнормативные потери. В свою очередь, это будет подталкивать их к сотрудничеству с потребителями, например в части компенсации реактивной мощности.

        Обеспечение надежности электроснабжения
        Данное направление, как и предыдущее, предполагает взаимодействие распределительных электросетевых компаний с потребителями, имеющими возможности для регулирования нагрузки. В частности практический интерес представляют контракты на отключение нагрузки [2]. Однако применение таких контрактов также требует ужесточения ответственности сетевых компаний за бесперебойность и качество электроснабжения. В этой связи необходимо ввести более совершенные стандарты электроснабжения и определить порядок компенсации ущерба покупателей.

        Конкурентная среда
        Наличие конкуренции на энергетических рынках - важное условие адекватной реакции энергокомпаний на индикаторы, поступающие из системы централизованного планирования и сопровождаемые эффективным мотивационным механизмом.
        Во-первых, энергокомпания, участвующая в реализации отраслевых планов (программ), получает определенное конкурентное преимущество, обеспечиваемое указанным механизмом стимулирования. Во-вторых, такая компания будет стремиться выполнять целевые установки плана с максимальной результативностью, чтобы поддерживать и усиливать данное преимущество. При этом предполагается, что весь инструментарий экономического стимулирования настроен таким образом, чтобы реализация финансовых целей собственников осуществлялась посредством учета во внутрикорпоративном планировании индикаторов отраслевого плана.
        Между тем крупная энергокомпания-монополист, вполне вероятно, может игнорировать данные сигналы: она имеет собственную экономическую политику, достаточно определенную (по ее мнению) перспективу развития. Не исключено, что у такой организации есть возможности политического влияния на властные структуры и регуляторы.
        В то же время экономическая мощь (величина) конкурирующей энергокомпании должна быть достаточной для того, чтобы стабильно привлекать инвестиции и производить технологические инновации. Следовательно, при реструктуризации отрасли возникает оптимизационная задача определения эффективного размера энергокомпании (прежде всего генерирующей), а значит, количества соответствующих субъектов на рынке.
        Конкурентную среду необходимо не только создать, но и постоянно поддерживать. Здесь выделяются три основных направления:
        1. Реальное обеспечение безусловного свободного доступа участников оптового и розничного рынков к соответствующим электрическим сетям. Речь идет о подключении и использовании сети для транзита. Технические ограничения в точках присоединения должны быть устранены. С этой целью нужно осуществлять специальное стимулирование электросетевых компаний, особенно распределительных. Каждый факт отказа в присоединении должен расследоваться регулирующим органом, т. к. в данном случае виновником отказа является предприятие-монополист.
        Следует подчеркнуть, что наличие свободного доступа на рынок имеет ключевое значение для появления на нем множества конкурирующих независимых производителей энергии и генерирующих установок промышленных предприятий. Это исключительно важно с точки зрения повышения надежности, энергоэффективности и мобильности в региональной энергетике.
        2. Mониторинг доли рынка, обслуживаемой одной энергокомпанией. При этом здесь возможны слияния и поглощения, которые однако допустимы лишь в пределах установленного норматива этой доли.
        3. Создание широкой сети независимых энергосбытовых компаний на розничном рынке и вовлечение населения и других маломощных потребителей в процесс конкурентного выбора поставщика энергоносителей. В данном случае целесообразна постепенная либерализация методов регулирования тарифов на электроэнергию для населения в целях перехода на предельные цены и их периодический контроль (безусловно, с учетом адресных дотаций для малообеспеченных слоев). В конечном счете именно конкуренция на розничном рынке инициирует конкуренцию на рынке генерации. Не будет первой - быстро угаснет и вторая.

        Список литературы
        1. Гительман Л. Д., Ратников Б. Е. Энергетический бизнес. - М.: Дело, 2006.
        2. Гительман Л. Д. и др. Региональная энергетика. Противокризисная концепция. - М.: Дело, 2006.

  •