Формирование розничных рынков электроэнергии или административная реформа?

 

Автор

Михайлов Василий, Генеральный директором ЗАО "Роскоммунэнерго", председатель Российской ассоциации "Коммунальная энергетика"

 

    Базой для реформирования элект-роэнергетической отрасли, продолжающегося уже около шести лет, стало применение рыночных принципов функционирования.
    До начала 2007 г. переход на рыночные отношения в электроэнергетике не был заметен ни для основной массы потребителей, ни для населения. Нормативно-правовой основы для создания розничных рынков электроэнергии не было, шли процессы формирования новых субъектов энергетики, новые компании создавались по видам деятельности на базе АО-энерго. Государственное регулирование тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию осуществлялось теми же методами, что и в последнее десятилетие.
    Необходимо отметить, что система государственного регулирования тарифов за время ее существования достигла весьма высокого уровня проработки, и, главное, она успешно выполняла свою основную роль: достижение баланса интересов энергетиков и потребителей. Однако жесткое регулирование тарифов по определению несовместимо с рыночными принципами - в рыночных условиях оно должно быть более либеральным, чтобы в перспективе позволить плавно перейти на совершенно иные подходы к формированию цен и тарифов в энергетике. Именно по этой причине при переходе на рыночные отношения предполагается оставить в сфере государственного регулирования только одну составляющую тарифа - плату за услуги по передаче электроэнергии. Государство регулирует также оперативно-диспетчерское управление и некоторые другие услуги (например, услуги НП "АТС"), однако данная составляющая не столь значительна в конечном тарифе для потребителей.
    Таким образом, в среднесрочной перспективе цена на электроэнергию для потребителей будет формироваться из двух частей: регулируемой государством и рыночной. Переход к такому формированию цены не может осуществляться только на оптовом или только на розничном рынке электроэнергии - процесс должен идти синхронно. К настоящему моменту в нашей стране заложены основы оптового рынка: сформирована необходимая инфраструктура, с принятием постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 определены основные правила игры на новом оптовом рынке. В тот же день, 31 августа 2006 г. (что весьма показательно), принято постановление Правительства РФ № 530, определившее основные правила функционирования розничного рынка. Тем самым получили право на существование как гарантирующие поставщики электроэнергии, так и независимые энергосбытовые организации, которые в перспективе должны сформировать конкурентные отношения на розничном рынке электроэнергии.
    Разработчики Правил функционирования розничных рынков электроэнергии создали весьма либеральные условия для получения статуса гарантирующего поставщика, и осенью 2006 г. активно прошел первый этап формирования системы ГП. Основной задачей ГП является не столько обеспечение будущей конкуренции на розничном рынке, сколько гарантия энергоснабжения любого потребителя в своей зоне деятельности. При проведении конкурсов, первый из которых должен состояться до начала 2008 г., возможна одномоментная конкуренция - за право быть гарантирующим поставщиком, - однако эта конкуренция носит совершенно иногй характер. В целом, конкурентные отношения на розничном рынке электроэнергии в настоящее время не наблюдаются.
    Наиболее подготовленные энергосбытовые организации, возникающие на базе АО-энерго и сильных предприятий коммунальной энергетики, и железнодорожные сбытовые организации заявили о себе как гарантирующие поставщики, планирующие работу в зонах своих "родных" сетевых организаций с теми же потребителями, с которыми работали и раньше. В настоящее время их главными задачами являются перезаключение договоров на поставку электроэнергии, а также выстраивание отношений с сетевыми организациями. При этом перед компаниями, которые прежде не работали на оптовом рынке электроэнергии, стоит задача выйти на него в ближайшей перспективе.
    С учетом того, что Правила функционирования розничных рынков электроэнергии определили только основные подходы и предполагают подготовку ряда дополнительных документов, необходимых для выстраивания нормальных отношений с потребителями (Правила коммерческого учета электроэнергии, ряд методик), данная задача является трудновыполнимой и неизбежно приведет к конфликтным ситуациям между новыми компаниями и теми потребителями, из-за которых в перспективе имеет смысл конкуренция.
    Параллельно с нормативно-правовой базой реформирования энергетики закладываются основы жилищного законодательства, определяющего отношения энергетиков с населением в частности и со сферой жилищно-коммунального хозяйства в целом.
    Следует отметить, что при определенных подходах к решению проблемы взаимоотношений, например, с жителями многоквартирных домов, согласно Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии и Правилам предоставления коммунальных услуг, сфера жилищно-коммунального хозяйства (включающая как администрации муниципальных образований, так и население многоквартирных домов) оказывается абсолютно не подготовленной к работе в новых рыночных условиях.
    В настоящее время объемы потерь электрической энергии в многоквартирных домах, складывающиеся из суммы объемов потерь во внутридомовых электрических сетях и небаланса показаний счетчиков, достигают 10-20% от общего объема электроэнергии, потребляемой жильцами дома. Формально решение этой проблемы не входит в компетенцию энергетиков: согласно Правилам содержания общедомового имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ № 491 в августе 2006 г., ответственность за общедомовые приборы учета закреплена за собственниками (как правило, за сообществом жильцов данного дома). Соответственно, небаланс элект-
    роэнергии должен оплачиваться за счет средств, предназначенных для текущего обслуживания дома, которых часто не хватает.
    Другим "источником" покрытия небаланса для энергосбытовых организаций являются сетевые предприятия, которые несут ответственность за учет электроэнергии в пределах границ балансовой принадлежности сетей, выбирая при этом один из двух вариантов: либо нести чужие убытки вплоть до банкротства, не предпринимая никаких дополнительных шагов, либо обеспечить приборный или расчетный учет на своих границах и тем самым уйти от этих убытков. Так или иначе, заставить собственников жилых многоквартирных домов нести ответственность за свое имущество весьма проблематично и требует немалых временных затрат. Оценивая объем неурегулированной части платежей за электроэнергию, приходящийся на многоквартирные дома, можно вполне сопоставить его с суммарной сбытовой надбавкой гарантирующих поставщиков (как минимум 10-20 млрд руб. в год по самым скромным подсчетам).
    Помимо проблемы, связанной с неготовностью населения, жилищно-коммунального хозяйства и местной власти к справедливым отношениям с энергосбытовыми организациями, существует проблема составляющих тарифа на электроэнергию. В настоящее время и в ближайшей перспективе плата за услуги по передаче электроэнергии и собственно тариф на электроэнергию в виде предельных минимальных и максимальных значений с выделением минимального и максимального тарифа для населения подлежит государственному регулированию. Федеральной службой по тарифам установлены данные параметры на 2007 г. для всех субъектов Российской Федерации. Соответствующие тарифы для отдельных субъектов Центрального федерального округа представлены в таблице.
    Из приведенных данных следует, что при более или менее равных среднеотпускных тарифах на электроэнергию в регионах (130-160 коп./кВт.ч) и тарифах для населения (130-170 коп./кВт.ч, за исключением Москвы) стоимость услуг по передаче электроэнергии колеблется от 136 коп./кВт.ч в Калужской области до 293 коп./кВт.ч в Брянской области (на низком уровне напряжения). Во всех регионах Центрального федерального округа плата за передачу электроэнергии на низком напряжении существенно превышает тариф для населения (за исключением Москвы).
    Учитывая тот факт, что кроме стоимости услуг по передаче энергии тариф включает в себя и другие составляющие (стоимость самой электроэнергии плюс инфраструктурные услуги), проблема перекрестного субсидирования становится не менее острой, чем до формирования розничных рынков в России и даже до начала реформирования энергетики. В целом, при определении тарифа на электроэнергию некорректно рассчитывать в качестве одной из его составляющих величину предельной максимальной стоимости услуг по передаче электроэнергии, особенно в отношении высших уровней напряжения. Однако основную проблему составляет ценовая ситуация на низком напряжении, прежде всего связанная с населением. Главная причина высоких тарифов на передачу электроэнергии на высоком и среднем уровнях напряжения заключается именно в перекрестном субсидировании: по потребителям этих уровней распределяется скрытая дотация населению. По оценкам специалистов, общая величина перекрестного субсидирования населения составляет порядка 100 млрд руб. в год, и пути его сокращения весьма неопределенны.
    Данная проблема порождает ряд других проблем, прежде всего большой разброс величины платы за услуги по передаче электроэнергии между регионами и, соответственно, тарифа для промышленных потребителей одной и той же группы. Подобные проблемы не могут быть решены путем введения рыночных отношений, которое носит почти административный характер. С другой стороны, они препятствуют созданию нормальных рыночных отношений. Частично проблема, связанная с платой за услуги по передаче электрической энергии, решается путем введения "котлового" тарифа на услуги. Формально это обеспечивает возможность конкуренции энергосбытовых организаций: одна компания купит более дешевую электроэнергию на оптовом рынке, другая минимизирует сбытовую надбавку. Однако эти составляющие при прочих равных условиях слишком незначительны для серьезного отношения к ним потребителей. Кроме того, условием перехода от гарантирующего поставщика (большая часть потребителей розничных рынков привязана к тому или иному гарантирующему поставщику) является возмещение существенных материальных затрат, связанных с компенсацией убытков от ухода потребителя.
    Формирование рыночных отношений в электроэнергетике определено стратегической задачей реформирования. К сожалению, приходится констатировать, что на уровне розничных рынков реформирование энергетики продвигалось и продолжает продвигаться исключительно за счет административных мер. При этом до сих пор практически ничего не предпринимается для формирования необходимых экономических условий развития рыночных отношений на уровне региональной энергосбытовой деятельности. Эта задача, в свою очередь, не может быть решена усилиями только энергетиков и федеральных структур, ответственных за реформирование отрасли. Принятие решения о полной ликвидации перекрестного субсидирования, о создании нормальных экономических отношений в сфере ЖКХ, а также многих других серьезных решений требует, помимо всего прочего, значительных затрат и в ближайшей перспективе представляется маловероятным.
    Таким образом, в формировании розничных рынков электроэнергии сегодня отсутствует главная составляющая - рыночная.