Техприсоединение: вопрос ребром

 

Автор

Алиаскаров Равил, Начальник отдела по управлению технологическими присоединениями МРСК Центра и Северного Кавказа

 

    Одной из стратегических задач развития ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" в 2007 г. является привлечение инвестиций. Инвестиционные программы этого года направлены на повышение пропускной способности электрических сетей, а также надежности электроснабжения потребителей. Общая сумма вложений МРСК и распределительных сетевых компаний ее зоны ответственности должна составить свыше 14, 7 млрд руб. Одним из основных источников привлечения денежных средств станет плата за техприсоединение потребителей к сетям. О текущих проблемах и перспективах работы по техприсоединению рассказывает начальник отдела по управлению технологическими присоединениями МРСК Центра и Северного Кавказа Равиль Алиаскаров.

    Интервью с начальником отдела по управлению технологическими присоединениями МРСК Центра и Северного Кавказа Равилем Алиаскаровым

    ЭР: Равиль Бариевич, как Вы оцениваете итоги работы по техприсоединению за 2006 г.?

    Р. А.: В целом хорошо. В 2006 г. практически во всех распределительных сетевых компаниях зоны ответственности МРСК Центра и Северного Кавказа утверждена плата за технологическое присоединение, в 70% РСК в составе платы учтены инвестиционные затраты на увеличение пропускной способности сети, заключено более 27 тыс. договоров на техприсоединение новых потребителей. Общий объем присоединенной мощности составил порядка 800 МВт, а выручка за счет платы за техприсоединение - 1,6 млрд руб. Полученные средства планируется направить на инвестиции, новое строительство и реконструкцию электросетевых объектов.

    ЭР: Существует мнение, что энергетики якобы сдерживают рост промышленности. Были ли в 2006 г. отказы по техприсоединению со стороны МРСК и какова причина таких отказов?

    Р. А.: В 2006 г. сетевыми компаниями зоны ответственности МРСК Центра и Северного Кавказа было отказано в присоединении новых потребителей общей мощностью около 140 МВт. Стоит отметить, что все отказы зафиксированы в тех регионах, где плата за техприсоединение была утверждена без учета затрат капитального характера на выполнение работ по присоединению потребителей и увеличению пропускной способности электрической сети. Мероприятия по устранению дефицита пропускной способности для присоединения потребителей сетевая компания может реализовывать только за счет этих средств. В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" № 35-ФЗ сетевая организация имеет два регулируемых источника доходов - это плата за технологическое присоединение и тариф на передачу электроэнергии. Учитывая, что в настоящее время источников финансирования в тарифе на передачу электроэнергии для увеличения пропускной способности сети недостаточно, плата за технологическое присоединение становится одним из основных источников финансирования развития инфраструктуры сетевого комплекса.

    ЭР: Какие аргументы приводили региональные энергетические комиссии, утверждавшие тариф, против его инвестиционной составляющей?

    Р. А.: Утверждая тариф на техприсоединение без учета затрат капитального характера, РЭКи ссылались на отсутствие дефицита трансформаторной мощности и незагруженность сети 35-110 кВ. Однако необходимо понимать, что сетевая компания, выполняя свою часть технических условий при присоединении нового потребителя, несет расходы не только по увеличению пропускной способности сети 35-110 кВ, но также распредсетей 6-10 и 0,4 кВ, к которой непосредственно присоединяется потребитель. Например, несмотря на наличие свободной трансформаторной мощности высоковольтных центров питания, могут отсутствовать свободные ячейки для присоединения на низкой стороне центра питания, что требует дополнительных затрат на их установку, либо может возникнуть необходимость замены провода на большее сечение в распредсети 6-10 кВ в связи с ростом присоединяемой нагрузки в конце сети. Это один из вопросов в сфере техприсоединений потребителей, когда от решения представителей региональной власти зависит дальнейшее развитие энергетики региона и, как следствие, региональной экономики в целом.

    ЭР: Меняется ли ситуация сейчас? Существуют ли перспективы решения данного вопроса?

    Р. А.: В настоящий момент согласованы Правительством РФ и находятся на подписании у Председателя Правительства РФ изменения в Постановления Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г. "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц" и № 19 от 26 февраля 2006 г. "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" и ведется работа по изменению и внесению дополнений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение. Согласно проектным изменениям, при установлении размера платы за технологическое присоединение учитываются расходы на строительство и реконструкцию электросетевых объектов для присоединения потребителей, иными словами, плата за технологическое присоединение будет включать инвестиционную составляющую на развитие сети.

    ЭР: Насколько будет увеличен объем средств, полученных в качестве платы за техприсоединение, после принятия поправок в нормативные документы?

    Р. А.: С учетом вносимых поправок МРСК Центра и Северного Кавказа планирует в 2007 г. увеличить объем средств, полученных в качестве платы за техприсоединение, до 4 млрд руб. Эти средства станут одним из источников инвестиций текущего года, общая сумма которых составит 14,7 млрд руб.

    ЭР: Какие направления решения вопроса техприсоединения в 2007 г. станут для МРСК ключевыми?

    Р. А.: Сейчас перед нами стоит задача проведения тарифной кампании в РСК по утверждению платы за технологическое присоединение, а также планируется дальнейшая работа по организации полноценного процесса технологического присоединения потребителей к электрическим сетям РСК. В то время, когда услуга обрела форму и содержание, мы стремимся к тому, чтобы сделать условия ее получения наиболее комфортными: клиент должен иметь возможность подключиться к сетям РСК, затратив минимальные усилия. В настоящее время наши сетевые компании уделяют большое внимание развитию клиентоориентированности в регионе.
    Следующей нашей задачей является согласованная работа группы, в которую входят представители РАО "ЕЭС России", МРСК, ФАС, ФСТ, а также крупных потребителей, по вопросам внесения изменений и дополнений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение. Следует отметить, что в 2006 г. ситуация, при которой в РСК отсутствуют средства для присоединения новых потребителей и тормозится развитие электросетевого хозяйства, заставила некоторые региональные энергетические комиссии (например, Рязанской и Ивановской областей) пересмотреть тариф и включить в состав платы за технологическое присоединение инвестиционную составляющую.
    Кроме того, в настоящий момент важнейшей задачей для нас является формирование во всех регионах перспективных схем и программ развития электросетевого комплекса РСК до 2010 г. Это основополагающие документы, связывающие вопросы развития инфраструктуры сетевых компаний с вопросами развития территорий. Принятие данного документа позволит сетевым компаниям в полной мере удовлетворять запросы потребителей на подключение и не тормозить развитие бизнеса и программ жилищного строительства в регионе. В рамках этого процесса между МРСК Центра и Северного Кавказа и администрацией регионов организована работа по подписанию cоглашения о взаимодействии по развитию электросетевого комплекса для присоединения потребителей.