Эффективное энергопотребление: от купли-продажи к комплексному решению вопросов энергоснабжения

 

Автор

Жихарев Валерий, Заместитель директора по организации деятельности на оптовом рынке ООО "Первая сбытовая компания"

 

    В данной статье содержатся некоторые выводы из практического опыта работы на оптовом рынке электроэнергии и задается направление дальнейшего развития энергосбытовой деятельности как энерготрейдинговой.

    Развитие оптового рынка элект-роэнергии (ОРЭ) подразумевает, в частности, ужесточение конкуренции за потребителей, что сти-мулирует поставщика энергоносителей к совершенствованию технологии взаимоотношений с клиентом и, как следствие, реализации комплекса услуг по оптимизации процессов энергопотребления.
    Наиболее действенным инструментом эволюции взаимоотношений "поставщик - потребитель" представляется развитие модели работы по линии "энергоаудит - энергопланирование - энерготрейдинг - энергоменеджмент - энергоконсалтинг" (далее - модель "5Э", или Модель) (рисунок).
    Определить данную модель работы можно следующим образом: модель "5Э" - совокупность процессов, связанных с получением, учетом и потреблением энергоресурсов, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом, позволяющей наиболее эффективно осуществлять поставку энергоресурсов конечному потребителю.
    Модель "5Э" призвана определить рамки и направление развития энерготрейдинга как комплексной услуги энерготрейдинговых компаний, когда некий независимый сбыт не просто обращается к крупному промышленному потребителю (группе потребителей) с предложением вывести его (их) на ОРЭ, предоставив ему (им) при этом возможность снизить затраты на потребление электроэнергии с ОРЭ, используя ресурсы энергореформы (при этом, снижая груз перекрестного субсидирования у одного субъекта (группы субъектов), данный сбыт "перегревает" региональных потребителей, так как дополнительные расходы в этом случае перекладываются на них), а предлагает предприятию революционную схему работы в сфере потребления электроэнергии, позволяющую не только сэкономить на затратах, но и оптимизировать процессы поставки, учета, потребления и управления энергоресурсами.
    То есть энерготрейдинговая компания становится не только носителем по большому счету оторванной, единожды применяемой услуги, а представляет собой комплексную систему, включающую широкий спектр работ по общей оптимизации всех процессов, связанных с использованием и потреблением электроэнергии.
    В отдельности составляющие Модели не являются для энергоотрасли принципиально новыми - только в совокупности и при отлаженной взаимной работе они представляют собой действительно единый, целостный организм.
    По этой причине основой отношений энерготрейдинговой компании с любым ее заявителем должен служить первоначальный информационный банк данных о динамике энергоресурсных потоков предприятия. Сбор, классификация и обработка этих данных проводится при первоначальном общении с заявителем, дальнейшее их расширение и применение осуществляется в рамках энергоаудита.

    Энергоаудит
    Максимально полный анализ собранной информации позволит с большой степенью уверенности выявить слабые энерготехнологические места на предприятии и, соответственно, разработать комплекс организационно-технических мероприятий по повышению эффективности потребления энергоресурсов. Сравнительный анализ удельных энергозатрат на производство продукции, отвечающей нормам и практике других предприятий, позволит говорить о необходимости замещения неудовлетворительного оборудования с целью усовершенствования исследуемого технологического процесса.
    Выделим следующие этапы проведения энергоаудита:

  • определение исходной точки энергоаудита;
  • подготовка энергопаспорта предприятия;
  • определение ключевых показателей;
  • обзор энергопотоков;
  • измерение и расчет предварительного объема энергопотребления на предприятии;
  • составление карты энергопотребления и предварительного энергобаланса предприятия;
  • анализ энергобаланса предприятия;
  • оценка эффективности энергооборудования, разработка предложений по оптимизации его работы;
  • подбор и внедрение энергоэффективного оборудования, помощь в монтаже и обслуживании.
        Особо стоит отметить процесс внедрения (модернизации) на предприятии автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ).

        Энергопланирование
        Планирование в научном менедж-менте является составной частью управления. Тем не менее необходимо рассмотреть данную функцию менеджмента как отдельную фазу в силу ее важной роли на современном реформируемом рынке электроэнергии. Применительно к энерготрей-дингу энергопланирование можно понимать как совокупность методов обработки информации коммерческого и технического учета электроэнергии, а также конкретных способов ее применения в соответствии с установленными правилами работы рынка и согласно требованиям договора о присоединении.
        Систему энергопланирования в рамках модели "5Э" следует формировать, ориентируясь на конкретные субъекты и объекты энерготрейдинга и учитывая следующие принципы, а именно:

  • соответствие действующим и перспективным правилам работы ОРЭ, техническим регламентам, другим нормативным документам;
  • создание условий для полного информационного обеспечения торговой стратегии и тактики;
  • регистрация и отслеживание трендов потребителя электроэнергии в рамках условий функционирования ОРЭ;
  • универсальность, гибкость по отношению к внешним и внутренним факторам стратегии работы на рынке;
  • оптимальность технического воплощения систем коммерческого учета с обязательной ориентацией на квалифицированный перспективный прогноз всех доминант энергопотребления.
        Таким образом, энергопланирование призвано ответить на вопросы: с какой целью, каким образом, с какой точностью и в каких случаях необходимо производить расчет и как для этого получить данные?

        Энерготрейдинг
        В узком смысле под энерготрейдингом подразумевается деятельность в рамках нормативных документов ОРЭ. Однако на практике значение энерготрейдинга заметно шире: говоря об энерготрейдинге, мы подразумеваем способность компании, обеспечивающей потребление электроэнергии, применять в своей деятельности все возможные экономические и финансовые инструменты в целях гарантированного обеспечения эффективного энергопотребления на предприятии.
        Функционально процесс энерго-трейдинга можно разделить на две составные части, одна из которых связана с процедурой подготовки и выводом предприятия на ОРЭ, а другая - с выполнением непосредственных работ по торговле элект-роэнергией во исполнение планового почасового графика потребления предприятия.
        Процесс энерготрейдинга включает в себя следующие этапы:

  • формирование данных;
  • формирование графика;
  • сопровождение графика;
  • подача торговой заявки;
  • обеспечение подачи торговой заявки;
  • расчет схемы платежей;
  • сопровождение схемы платежей;
  • обеспечение эффективного использования денежных средств;
  • осуществление поставки элект-роэнергии (мощности);
  • фактурирование работ и услуг.

        Энергоменеджмент
        Энергоменеджмент - это комплекс взаимоувязанных организационно-структурных, организационно-технических, финансово-экономических, нормативно-правовых и информационных мероприятий, позволяющий наиболее эффективно управлять энергетическими ресурсами предприятия.
        Энергетическому менеджменту, как и менеджменту в целом, свойственны общие функции, которые учитывают конкретную специфику области управления. К ним относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • принятие решений;
  • коммуникация.
        Для успешной реализации функ-ций менеджмента в модели "5Э" организация должна обеспечить такое необходимое условие, как внедрение запланированных ОТМ с учетом материалов, оборудования, денежных средств, обучения персонала и. т. п. На данной стадии энергетический менеджмент включает мероприятия по составлению бюджета энергообеспечения абонента, выработке долго-срочных планов и стратегии энергопотребления, а также подготовке бизнес-планов привлечения инвестиций из внешних источников с целью реализации высокозатратных энергосберегающих проектов.
        В целях достижения на предприятии большей энергоэффективности технологических процессов и оборудования необходимо осознанное и мотивированное применение на практике правил эффективного использования энергии, обеспечить которое призвана "психология энергосбережения" персонала. В связи с этим в энергетическом менеджменте предприятия реализуется функция мотивации, цель которой - активизировать людей, работающих в организации, и помочь им понять, как использовать энергию наиболее эффективно: персоналу предоставляется необходимая информация о деятельности предприятия по энергетическому менеджменту, о мерах по экономии энергии, предпринимаемых в настоящее время, о выгодах от экономии энергии для организации в целом и для каждого члена коллектива в отдельности.
        На всех стадиях реализации функций энергетического менеджмента на предприятии организационные методы (включая методы стимулирования) должны сопровождаться контрольными функциями.
        Контроль основывается на количественной и качественной оценке результатов работы. Главными инструментами реализации контроля являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Контроль выступает как элемент
        обратной связи, поскольку по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
        Связующими элементами функций менеджмента служат процессы коммуникации и принятия решений.

        Энергоконсалтинг
        Функционирование модели "5Э" невозможно без тесного взаимодействия с потребителем по всем на-
        правлениям ввиду существования огромного количества функций, выполняемых вне зоны ответственности энерготрейдинговой компании.
        В данной связи своевременное обеспечение исполнителей необходимой для выполнения работ информацией есть гарантия поддержания эффективного энергопотребления предприятия в течение всего времени работы с консультирующей энерготрейдинговой компанией.
        Энергоконсалтинг осуществляется по трем направлениям и яв-ляется:

  • техническим (по отношению к энергоаудиту и энергопланированию);
  • экономическим (энергопланирование, энерготрейдинг, энергоменеджмент);
  • юридическим (энергопланирование, энерготрейдинг, энергоменеджмент).
        Энергоконсалтинг может осуществляться как непосредственно на мес-те, так и с использованием различных видов связи.
        Следует отметить, что результативность работы Модели зависит не только от наличия у субъектов оптового рынка финансовых, трудовых и политических ресурсов, но и от понимания значимости ее внедрения.
        Обращаться к комплексному решению вопроса энергоснабжения необходимо из соображений обеспечения должного уровня и подержания имеющихся темпов перевооружения энергомощностей потребителя как к первоочередной хозяйственной задаче; понимания, что только интенсификация деятельности и диверсификация использования возможностей оптового рынка электроэнергии позволят прогрессировать команде "энерготрейдинговая компания - потребитель"; необходимости более тесного сотрудничества со службами потребителя по вопросам энергопотребления; наличия существенной незавершенности всех происходящих в энергосистеме изменений и развития технологий взаимоотношений до уровня "единого организма". В противном случае, Модель будет восприниматься только лишь через призму маркетинговых приемов - то есть как PR-ход.

  •