Новая модель

    31 августа 2006 г. было подписано постановление Правительства РФ "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности)", в соответствии с которым 1 сентября начала свою работу новая модель оптового рынка. Рассказать о преимуществах НОРЭМ и основных рисках мы попросили представителей ведущих компаний отрасли.
    1. Каковы преимущества введения новой модели оптового рынка?
    2. Какие проблемы не решены, с какими сложностями пришлось столкнуться при переходе к новой модели оптового рынка, каковы основные риски?
    3. Можно ли считать созданный рынок прозрачным для его участников?
    4. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок в дальнейшем?

    Андрей Макаров генеральный директор ОАО "ТГК-9"
    1. Новая модель оптового рынка электроэнергии и мощности позволила решить основные проблемы, которые были характерны для оптового рынка переходного периода, такие как искажение ценовых сигналов в свободном секторе торговли, накопление стоимостного небаланса регулируемого сектора и оплата в регулируемом секторе только части объема установленной мощности, а также отсутствие возможности постепенного расширения конкурентных отношений. С введением НОРЭМ для генерирующих компаний через систему регулируемых договоров определены постоянные партнеры-потребители и их обязательства по оплате электроэнергии и мощности. Такая определенность должна остановить процесс накопления тарифно-стоимостного небаланса или, другими словами, неоплачиваемого потребления электроэнергии, что, безусловно, можно назвать позитивным ожиданием от НОРЭМ. Еще одно положительное новшество - новый рынок дает более достоверные ценовые сигналы о фактической стоимости электроэнергии в конкретный день и час.
    2. Следует отметить, что ТГК-9 своевременно подготовилась к началу работы в новых условиях. Наша компания принимала участие в имитационных торгах, которые проводило НП "АТС", что позволило ТГК-9 опробовать новый принцип участия субъектов на рынке, протестировать программное обеспечение для работы в новых условиях, получить первые ценовые сигналы рынка по спросу и предложению электроэнергии. Анализ нашего участия в имитационных торгах был использован при построении стратегии ТГК-9 на рынке свободной торговли в соответствии с привязкой по регулируемым договорам. Также в нашей компании был своевременно обучен персонал по работе на НОРЭМ.
    В ходе подготовки к работе в новых условиях, а также по итогам первых месяцев работы в НОРЭМ мы выявили некоторые риски, которые следует учитывать при планировании деятельности на новом рынке.
    В первую очередь это обязательность сделок по продаже и покупке электроэнергии по рыночным ценам, поскольку вынужденные сделки по "невыгодным" ценам могут привести к финансовым потерям компании. Участие в имитационных торгах позволило компании более эффективно прогнозировать цены на рынке в разное время суток и в определенной степени минимизировать данный риск.
    Еще один фактор финансового риска характерен прежде всего для ТЭЦ, на которых выработка электроэнергии жестко "завязана" на выработку теплоэнергии, т. к. рынок тепла и планирование потребления тепловой энергии в нашей стране пока недостаточно развиты.
    Кроме того, требует решения вопрос накопленного ранее стоимостного небаланса. Необходимо отраслевое и государственное решение, ведь цена вопроса, например, для ТГК-9 составляет более 450 млн руб.
    3. НОРЭМ можно считать прозрачным для участников, потому что и продавцы энергии, и покупатели в любой момент могут получить полную информацию о текущих ценах. Кроме того, подготовлена вся необходимая нормативно-законодательная база.
    4. Мы ожидаем и надеемся, что в дальнейшем продолжится курс на либерализацию рынка. Будет сокращаться сектор с регулируемыми тарифами, однако этот процесс должен осуществляться осторожно, с учетом интересов всех участников рынка. Также, по нашему мнению, следует ожидать развитие рынка тепловой энергии.

    Галым Алниязов генеральный директор ООО "Металлэнергофинанс"
    1. Новая модель оптового рынка создала конкуренцию среди поставщиков, а также среди потребителей электроэнергии. Отношения участников рынка стали понятнее.
    Преимуществом данной модели является возможность организации сотрудничества продавцов и покупателей на долгосрочной основе.
    2. Сложности, с которыми пришлось столкнуться при переходе к новому рынку, носят технический характер и были ожидаемы. По итогам первого месяца функционирования рынка в новых условиях можно сказать, что к запуску рынка компания была вполне готова: первые результаты работы положительны и предсказуемы.
    Риски, сопровождающие переход к новой модели рынка, являются экономическими рисками. На показателях сбытовой компании, такой как Металлэнергофинанс, рост цен на электроэнергию или мощность может сказаться отрицательно. Однако в условиях постепенного сокращения объемов, поставляемых по регулируемым ценам, описанная ситуация весьма вероятна. На текущий момент ООО "Металлэнергофинанс" создает базу для плавного и безболезненного перехода к полностью свободным ценам.
    3. Рынок в целом прост и понятен как производителям, так и потребителям. Однако опыт работы в условиях нового рынка показывает, что на данный момент времени у потребителей, не являющихся участниками рынка, существует множество вопросов, касающихся новой модели, - в основном, необходимости вести почасовое планирование и учет. Также есть вопросы у конечных потребителей относительно поставки запланированных объемов электроэнергии по нерегулируемым ценам. Поэтому можно резюмировать, что принципы работы новой модели понимаются пока не достаточно полно.
    4. В ближайшей перспективе в целях минимизации рисков крупные потребители постараются получить контроль над генерирующими объектами, а генерирующие компании - над энергосбытовыми компаниями. Это означает, что имеются тенденции к вертикальной интеграции, способной вызвать на рынке волну слияний и поглощений. Потребители и генерирующие компании будут заключать свободные двусторонние договоры для хеджирования рисков. Можно предположить, что большая часть поставок будет производиться на основе именно таких договоров. В свою очередь, появление долгосрочных договоров позволит участникам контролировать финансовые потоки.

    Александр Лагутин генеральный директор ОАО "Нижноватомэнергосбыт"
    1. Изменения и новшества, которые внес в "большую энергетику" НОРЭМ, касаются прежде всего выработки электроэнергии. Мы не можем увидеть рынок глазами наших коллег из генерирующих компаний, но надеемся, что новые правила будут способствовать более уверенной работе генерации и системному укреплению энергостабильности нашей страны, поскольку теперь конкретный регулируемый двусторонний договор (РДД) четко регламентирует обязательства и генератора, и покупателя.
    С глобальной точки зрения НОРЭМ - это еще один шаг вперед, новый импульс развития энергетики как базовой отрасли экономики. Не исключено, что нам еще придется столкнуться с некоторыми недостаточно проработанными, "сырыми" моментами и адаптироваться к изменениям правил непосредственно в процессе работы. Энергетика еще только становится бизнесом - хлопотным, сложным, но на сегодняшний день, пожалуй, самым актуальным и динамичным. С этой точки зрения запуск НОРЭМ является очередным этапом реформирования отрасли.
    2. Поспешное и недостаточно подготовленное введение НОРЭМ с сентября 2006 г., когда все тарифы были уже согласованы, утверждены и заложены в бюджет, существенно осложнило и дестабилизировало работу энергосбытовых компаний. Однако, понимая не только неизбежность, но и необходимость принятия скорейших мер - и вряд ли это последнее изменение правил работы, - наша компания смогла вовремя подготовиться и сравнительно безболезненно перестроить свою работу в соответствии с требованиями времени.
    В новой модели рынка не вполне понятен механизм прикрепления по РДД, его критерии и правила. Например, неясно, какими принципами руководствовались специалисты НП "АТС", кроме необходимости приведения стоимости электроэнергии и мощности к тарифу ФСТ. Количество договоров участников ОРЭ и трудозатраты по их обработке увеличились в десятки раз. Как сама модель, так и ее реализация излишне усложнены, что снижает надежность и повышает вероятность возникновения сбоев в работе модели.
    На наш взгляд, основным риском является вероятность того, что внутренние проблемы, связанные с адаптацией компании к новым условиям рынка, негативно отразятся на нашем абоненте, чего допустить нельзя. Абонент - это самое ценное, что у нас есть, поэтому до тех пор, пока мы в состоянии обеспечить надежность энергопоставок, все остальные риски - это вопрос нашей компетентности и профессионализма.
    3. Математические модели, по которым рассчитывается весь рынок и каждый его участник - это весьма сложные построения, со многими вводными. Естественно, весь этот комплекс трудно контролировать и приводить "к единому знаменателю". Сейчас всей полнотой информации владеет только НП "АТС". Конечно, данная организация не может быть обвинена в умышленном сокрытии информации от участников рынка, однако на данный момент и мы, и многие наши коллеги вынуждены с сожалением констатировать, что мы не получаем в полном объеме ту информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с регламентами НОРЭМ.
    4. Любое изменение рынка влечет за собой появление более жесткой конкуренции. На появление такой конкуренции и была направлена реформа электроэнергетики, поскольку высокая конкурентоспособность участников является смыслом целевой модели рынка. В настоящее время нормальной конкуренции препятствуют только преференции относительно необходимости строительства АСКУЭ, которыми пользуются компании "под флагом" РАО "ЕЭС России". Мы надеемся, что в дальнейшем и эта проблема будет решена и все поставщики электроэнергии окажутся в равных условиях.
    Что касается других направлений - даже тех, которые казались тупиковыми на начальных этапах реформы, - в них наблюдается отчетливая положительная динамика. Поэтому теперь - особенно это относится к независимым энергосбытам - результат деятельности компаний будет зависеть от их менеджмента, от правильности и дальновидности управленческих решений. Залогом успешности энергосбытовых организаций станут: оптимальное использование инструментов НОРЭМ, таких как РДД, СДД, БР, умение и желание работать, а также отсутствие боязни новизны и сложности поставленных задач.

    Тимур Уфимцев генеральный директор ООО "Мечел-Энерго"
    1. Главным преимуществом новой модели, безусловно, является ее экономическая логичность. Модель ССТ являлась искусственно созданным "тренажером" для отработки технологии торговли электроэнергией на основе конкурентного отбора заявок поставщиков/покупателей.
    2. Для независимых энергосбытовых компаний основными нерешенными проблемами на оптовом рынке по-прежнему остаются: доступ на оптовый рынок и неконкурентные условия в отношениях с гарантирующим поставщиком. Доступ на рынок затруднен в связи с необходимостью согласования множества документов с различными организациями. Проблемы согласования с ГП понятны всем: коммерческая организация не хочет сокращать свой рынок сбыта. Однако сложности возникают и с другими субъектами рынка - сетевыми, смежными организациями. Каждый при процедуре согласования вынужден как заинтересованная сторона идти на компромиссные решения. Эффективность механизмов недискриминационного доступа, на мой взгляд, крайне низка. Проблемы неконкурентных условий для независимых энергосбытовых компаний в первую очередь связаны с установлением тарифов региональными энергетическими комиссиями субъектов РФ. Вопрос перекрестного субсидирования по-прежнему не решен, что является "прикрытием" для любых необоснованных решений.
    Основная трудность перехода к НОРЭМ заключалась в самом переходе: планируемые сроки запуска неоднократно переносились, и в итоге новая модель рынка была запущена "со вчерашнего дня". Кроме того, организация и проведение имитационных торгов оставляли желать лучшего. Объективно новая модель вызывает затруднения с точки зрения ее структурной сложности, связанной с множеством деталей и особенностей.
    3. На сегодняшний день созданный рынок не является прозрачным до такой степени, до которой, на мой взгляд, это возможно. Считаю это не проблемой модели, а несовершенством некоторых регламентов и обязательств участников и поэтому надеюсь на улучшения в данной области в ближайшее время.
    4. Считаю, что и в дальнейшем рынок должен развиваться поэтапно в сторону либерализации. По результатам развития необходимо будет вносить коррективы, учитывая как собственный, так и зарубежный опыт.

    Александр Хвалько заместитель директора по экономике ФГУП "Концерн "Росэнергоатом""
    1. Новый рынок отражает реальные ценовые сигналы на электроэнергию, формирующиеся от существующего в данный момент времени на рынке соотношения спроса и предложения. Кроме того, прекращен рост стоимостного небаланса. Также хотелось бы отметить введение с января 2007 г. системы гарантий исполнения участниками финансовых обязательств на оптовом рынке.
    2. В ходе работы рынка выявились сбои в системе информационного обмена и в системе финансовых расчетов между участниками НОРЭМ. Помимо этого, значительное увеличение числа контрагентов привело к тому, что затянулись сроки по оформлению регулируемых договоров.
    3. Новый рынок пока нельзя назвать полностью прозрачным, поскольку отсутствует прозрачность в формировании цен в узлах на рынке "на сутки вперед" и на балансирующем рынке. Субъектам рынка недоступна информация от Системного оператора, который непосредственно формирует и контролирует режим работы генерирующих и принимающих мощностей. Также отсутствует механизм урегулирования накопленного ранее стоимостного баланса.
    4. В дальнейшем увеличится объем электроэнергии, реализуемый по свободным ценам. Помимо этого, будет введен механизм системы гарантий исполнения участниками НОРЭМ финансовых обязательств на оптовом рынке. Также планируется запуск рынка торговли мощностью, в связи с чем будут введены новые инструменты торговли электроэнергией и мощностью (фьючерсы, форварды).

    Андрей Жуковский заместитель генерального директора по энергорынкам ОАО "ОГК-4"
    1. Главное достижение НОРЭМ - это решение многолетней проблемы недоплаты по балансам и тарифам. Кроме того, у генерирующих компаний появилась реальная возможность загрузки генерирующего оборудования в соответствии с наличием и ценой топлива, то есть осуществления выработки по цене не ниже топливных затрат, а в некоторых режимах еще и получения дополнительной прибыли от разгрузки собственных мощностей.
    2. Основные риски в работе на рынке электроэнергии и мощности ОГК-4 связывает с неоплатой отпущенной электроэнергии. Механизм финансовых гарантий пока находится на стадии разработки. Кроме того, для осознанной и прогнозируемой работы, учитывающей всевозможные риски, обусловленные состоянием оборудования, топливным балансом, системными ограничениями, необходимо внести изменения в регламенты рынка, определяющие оплату мощности (качество мощности), оплату дозагрузки оборудования на балансирующем рынке при вынужденных режимах, критерии неконкурентного поведения участника на рынке. Сегодня работа в данном направлении ведется, и возникающие проблемы, скорее всего, являются следствием детского возраста нового рынка.
    3. Сделан большой шаг вперед к более открытому и понятному рынку электроэнергии. В отличие от предыдущей модели рынка (ССТ), ценовые индикаторы отражают реальную картину как по часам максимума и минимума нагрузки, так и по сезонным периодам, связанным с вынужденными режимами работы. В дальнейшем, формализация процедуры конкурентного выбора состава оборудования Системным оператором позволит рынку стать еще более прозрачным.
    4. Будущее за увеличением доли конкурентных секторов рынка. Объемы и цены на электроэнергию, мощность, системные услуги должны определяться непосредственно продавцами и покупателями в ходе открытых торгов. Ожидается, что рынок производных финансовых инструментов будет также достаточно интересен для участников.

    Владислав Сурменко заместитель генерального директора по развитию ОАО "Энергосбытовая компания "Восток""
    1. Одним из важнейших положительных аспектов новой модели рынка является вступление в силу Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, которые призывают крупных потребителей в рознице следовать правилам оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), тем самым вынуждая потребителей "переходить" из розницы в опт.
    2. Первая проблема, с которой столкнулась ОАО "Энегосбытовая компания "Восток"" при запуске НОРЭМ - это убытки, причиненные действиями НП "АТС", а именно: заявленные объемы в НП "АТС" и, соответственно, объемы торгового графика были приняты равными нулю. Такой результат НП "АТС" мотивирует неверной датой подачи заявок (заявки были подписаны тестовым сертификатом 28 августа 2006 г., в то время как по версии НП "АТС" они должны были быть подписаны тестовым сертификатом, но подаваться 30 августа с. г.). При этом в телефонных консультациях 30 августа 2006 г. специалисты НП "АТС" заверили нас в правильности поданных заявок.
    Распространенным риском для энергосбытовых компаний является невозможность корректировки заявленных объемов электропотребления и величин мощности в прогнозном балансе поставок электроэнергии и мощности ФСТ России 2006 г. при заключении регулируемых договоров. Величины мощности были заявлены в 2005 г. и обусловливались исключительно производственными планами, но никак не логикой возможного запуска новой модели рынка. При снижении производственных планов предприятиями в текущем году энергосбытовые компании вынуждены нести убытки от невозможности продать излишек заявленной мощности.
    3. В настоящий момент оценить оптовый рынок электроэнергии с точки зрения прозрачности сложно, в то время как розничный рынок электроэнергии можно скорее назвать непрозрачным, чем прозрачным. Независимым энергосбытовым компаниям достаточно тяжело противостоять энергосбытовым компаниям ДЗО РАО "ЕЭС России". В силу непрозрачности механизма распределения штрафных санкций и нерегулируемых цен оптового рынка на потребителей в рознице энергосбытовые компании ДЗО РАО "ЕЭС России" (гарантирующие поставщики) могут выборочно как "поощрять", так и "наказывать" потребителей, планирующих перейти на электроснабжение с оптового рынка к независимым энергосбытовым компаниям.
    4. С точки зрения энергосбытового бизнеса термин "частичный потребитель" уйдет в историю. Частичные потребители естественным образом исчезнут, поскольку потребители 30% от планового потребления в ближайшие годы перейдут на 100%-ное электроснабжение с ОРЭ, а потребителей 15% от планового потребления останется очень мало в связи с крайне низкой рентабельностью этого бизнеса.

    Лев Осика руководитель проекта Проектного центра развития генерации ОАО "СУЭК", канд. техн. наук
    1. Новый этап рыночных отношений, который начался в сентябре этого года с выходом постановлений Правительства РФ № 529 и № 530, нельзя свести только к созданию нового оптового рынка (НОРЭМ). На мой взгляд, самым важным на данном этапе является появление правил розничного рынка, которые произвели настоящую революцию для огромного числа потребителей, а также организаций, обеспечивающих их электроснабжение.
    Что касается НОРЭМ, то последняя редакция Правил оптового рынка является, безусловно, важным фактором на пути реформирования электроэнергетики. Однако данная редакция, кроме системы регулируемых договоров, не внесла принципиально новых и неожиданных изменений в уже сложившуюся систему. Можно сказать, что происходит процесс упорядочения всех компонентов системы - нормативно-правового, организационного и технологического. Я считаю, что с точки зрения значимости в исторической перспективе, первая редакция Правил, введенная постановлением Правительства РФ № 643 от 24 октября 2003 г., была тем прорывом, который определил судьбу отрасли на много лет вперед. В определенном смысле это неплохо, так как свидетельствует о последовательности курса реформ и устойчивости основных черт модели оптового рынка.
    2. В числе осложняющих движение реформы проблем я бы назвал правовой нигилизм всех участников отношений: несмотря на хорошую юридическую базу рынка, практически все серьезные конфликты решаются не в суде (в том числе и третейском), а с помощью административного ресурса или по принципу "ты - мне, я - тебе".
    С точки зрения технологий электроэнергетики существенное негативное воздействие на рынок оказывает отсутствие системы технического регулирования в соответствии с действующим законодательством. До сих пор не принято ни одного технического регламента, а обсуждаемые редакции таких регламентов демонстрируют растерянность авторов перед поставленными задачами.
    Что же касается рисков, то сейчас их уровень нельзя назвать опасным, и, думаю, те или иные факторы могут лишь повлиять (и то несущественно!) на скорость достижения целевой модели преобразований.
    3. На вопрос о прозрачности рынка однозначно ответить сложно: смотря что понимать под прозрачностью. Если говорить о доступности в принципе информации по каждому аспекту деятельности всех субъектов рынка, то каждый отдельный участник рыночных отношений вправе ознакомиться с правилами рынка и договором о присоединении к торговой системе с его объемными приложениями, получить информацию о ценах и объемах продаж, вести дискуссию с Системным оператором и НП "АТС" по поводу загрузки генерирующего оборудования и т. д.
    Однако настораживает сложность всей рыночной конструкции. Чтобы ею овладеть, нужно не только время, но и специальные знания, и опыт практической деятельности, поскольку многие вопросы решаются лишь при непосредственных контактах с исполнителями в инфраструктурных организациях. Сейчас менеджмент потребителей (а также других участников рынка) и тем более их технологический персонал "теряется" в обилии правил, формулировок и терминов. Думаю, что до конца всех тонкостей складывающихся отношений и возможного поведения участников рынка не представляет себе уже никто, кроме, возможно, нескольких человек из Центра управления реформой РАО "ЕЭС России" и НП "АТС". Не способствует лучшему пониманию новых отношений и крайне трудный язык, которым написаны как постановления Правительства, так и договор о присоединении к торговой системе.
    Такой уникально сложный рынок трудно назвать прозрачным в полном смысле слова, особенно по сравнению со всеми другими известными рынками. Я считаю, что разработчикам следует находить пути разумного упрощения модели, даже в ущерб ее теоретической строгости.
    4. Следуя общим принципам теории стоимости и технологическим особенностям товарной продукции и услуг на рынках электроэнергии, развитие НОРЭМ будет идти путем сглаживания различий функционирования оптового и розничного рынков. Мы должны прийти к единым правилам, которые лишь подчеркивают особенности тех или иных субъектов на данном этапе рыночных отношений.
    Кроме того, я убежден, что правила рынка должны совершенствоваться в направлении наглядности, простоты и доступности для понимания не только профессионалами-энергетиками, но и всеми остальными гражданами страны. Ведь энергетика создавалась и развивалась для потребителей; именно с ними связано настоящее и будущее отрасли, а о качестве рынка можно судить лишь учитывая мнение тех, ради кого проводились реформы.

    Дмитрий Скрябин старший аналитик по электро-энергетике компании "Атон"
    1. Одним из основных положительных изменений в новой модели рынка стало устранение так называемого небаланса ФОРЭМ за счет прямой привязки поставщиков и потребителей через систему РДД. Отсутствие платежного небаланса положительно скажется на денежном потоке энергокомпаний и, как следствие, на их оценке инвесторами.
    Другое изменение заключается в более рыночном механизме ценообразования в секторе свободной торговли (ССТ), а именно в отсутствии предельного уровня роста тарифа на электроэнергию, который присутствовал в предыдущей модели рынка благодаря арбитражу покупателя: покупатели энергии могли выбирать между ценой регулируемого сектора и ценой ССТ, что создавало естественное ограничение для последней. В новой модели покупатель будет вынужден приобретать весь не покрытый РДД объем по рыночным ценам либо отказаться от потребления этого объема.
    Еще один очень важный момент - долгосрочные индексируемые тарифы в РДД. Долгосрочный период регулирования создает дополнительный стимул для сокращения энергокомпаниями своих издержек, позволяя им зарабатывать на операционных улучшениях.
    2. Одной из основных и нерешенных пока проблем механизма торговли электроэнергией в России остается неопределенность в отношении будущих темпов либерализации тарифа, а именно темпов сокращения объемов РДД в новой модели ОРЭ, которые будут ежегодно утверждаться Правительством.
    Также структурной проблемой или даже тормозом эффективного развития рынка электроэнергии является тот факт, что порядка 70% генерирующих активов в стране контролируется одним собственником - РАО "ЕЭС России". Это делает невозможным формирование абсолютно рыночной цены: по сути, на сегодняшний момент цена в ССТ практически полностью зависит от позиции РАО "ЕЭС России", и ситуация существенно изменится, по нашим оценкам, лишь когда более половины генерирующих активов, контролируемых РАО "ЕЭС России", будут приватизированы. На наш взгляд, это вряд ли случится ранее 2009 г.
    Еще одна структурная проблема - механизм ценообразования и правила рынка в Сибирской ценовой зоне, где избыток гидрогенерации (особенно во время паводков) и недостаточный спрос формируют нулевую цену рынка, делая продажи энергии невыгодными для станций. Кроме того, во время недостатка воды многие ГЭС вынуждены докупать энергию на РСВ (по цене замыкающих угольных станций) и продавать ее в исполнение РДД (по тарифу ГЭС, который намного ниже), что приводит к убыткам ГЭС. Для исключения подобных ситуаций необходимо изменить механизм ценнообразования в Сибирской энергозоне с учетом указанных выше особенностей.
    Дополнительным риском для генераторов мы считаем потенциальную возможность регулятора ограничивать ценовые заявки (по сути дела, вводить предельный уровень роста тарифа) на РСВ путем прописанного в Правилах НОРЭМ механизма антимонопольного регулирования, а именно установления дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (ст. 15 Правил НОРЭМ).
    3. Можно считать, что до конца текущего года рынок будет более-менее прозрачным. В отношении 2007 г. и последующих периодов пока сохраняется неопределенность, связанная с привязкой к РДД, объемами РДД и т. д.
    4. Следует отметить, что на данном этапе рынок не является развитым. На наш взгляд, реализовано не более 1/10 всех преобразований, необходимых для становления полноценного рынка энергии в России. В условиях отсутствия единого понимания по многим важным вопросам относительно рынка электроэнергии (темпы либерализации, риск ввода предельного уровня роста тарифа) нам предстоит утвердить правила рынка мощности, правила рынка системных услуг, запустить срочный рынок и т. д. Мы полагаем, что рынок будет развиваться в направлении расширения торговых площадок и сектора услуг одновременно с увеличением объемов РСВ. Тем не менее мы не слишком оптимистично смотрим на темп либерализации рынка электроэнергии: по нашим расчетам, генераторы и покупатели будут полностью свободны в ценовой политике на 100% объемов продаваемой/потребляемой электроэнергии лишь в десятилетней перспективе - не ранее 2017 г.

    Александр Сергеев член правления ОАО "ГидроОГК"
    Основной проблемой работы ГЭС в новой модели оптового рынка стал высокий плановый баланс электроэнергии, на основании которого формировались обязательства по регулируемым договорам. На Волге и Каме за период январь-сентябрь с. г. было зафиксировано сильное маловодье, притоки в водохранилища гидростанций Волжско-Камского каскада были ниже нормы на 15-20%. Поэтому Волжско-Камские ГЭС не смогли выработать необходимые объемы электроэнергии и вынуждены были для покрытия обязательств закупать существенные объемы электроэнергии на рынке "на сутки вперед" (РСВ). Это отразилось на финансовых результатах работы компании. На наш взгляд, проблему можно решить путем установления балансов не выше гарантированной выработки ГЭС (объем, который ГЭС выработает с гарантией 90%). В настоящее время этот вопрос активно обсуждается компанией с ФСТ России. Братная ситуация сложилась в Сибири: в условиях многоводья существенно вырос объем узкопринимающих заявок ГЭС на РСВ, что привело к образованию "нулевых" цен. При этом не все "нулевые" объемы удалось захеджировать двусторонними договорами на РСВ. Следует отметить, что даже при продаже по нулевой цене ГЭС платит водный налог.
    Мы очень рассчитываем, что свободный сектор рынка будет расти, причем темпы роста могут быть выше 5-10% в год. Кроме того, мы ожидаем, что в ближайшем будущем заработает рынок мощности и рынок системных услуг. На сегодняшний день гидро- и гидроаккумулирующие станции оказывают такие услуги фактически бесплатно.

    Виктор Свистунов начальник департамента торговли НП "АТС"
    Внедрение новой модели рынка требует серьезной подготовки - как организационной, так и технологической, и запуск НОРЭМ не стал исключением из этого правила. Учитывая сжатые сроки запуска, потребовалось уделять особое внимание вопросам, связанным с подачей ценовых заявок по новой модели, для чего НП "АТС" 30 августа 2006 г. разместило на сайте информационное письмо "Рекомендации по подготовке Субъекта ОРЭ к запуску новой модели ОРЭПП с 1 сентября 2006 г.". К сожалению, не все участники оказались обязательными.
    Что касается ЭСК "Восток", то 12 октября 2006 г. она обратилась в НП "АТС" с письмом, где просила провести перерасчет результатов торгов на 1 сентября 2006 г. Проведенный анализ выявил, что ЭСК "Восток" не выполнила Рекомендаций по подготовке к запуску НОРЭМ, размещенных на сайте НП "АТС". Следует отметить, что специалисты НП "АТС" 30 августа с. г. в течение дня неоднократно консультировали представителей ЭСК "Восток" по вопросам выполнения Рекомендаций, но, к сожалению, представители ЭСК "Восток" их не учли, и ценовые заявки на участие в процедуре конкурентного отбора на сутки вперед от них не поступили.
    Таким образом, основания (ошибки и сбои ПО) для перерасчетов объемов и стоимости купленной/проданной электрической энергии и мощности в соответствии с разделом 13 приложения № 16 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка отсутствуют, о чем НП "АТС" официально уведомило ЭСК "Восток".