Тарифы на техприсоединение: результаты есть

 

Автор

Федоров Вадим, Заместитель генерального директора ОАО "МРСК Центра" по развитию и реализации электросетевых услуг

 

    Интервью с начальником департамента по взаимодействию с субъектами рынка электроэнергии ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа" Вадимом Федоровым

    ЭР: Вадим Николаевич, в каких регионах зоны ответственности МРСК сегодня действуют тарифы на технологическое присоединение?

    В. Ф.: Технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям, которое осуществлялось и до начала реформирования энергетики, стало рассматриваться как отдельный вид деятельности энергокомпаний после выхода ФЗ "Об электроэнергетике". Позднее были разработаны и утверждены постановлением Правительства № 861 правила, определяющие процедуру подключения. Данные документы послужили основой для разработки и утверждения Федеральной службой по тарифам Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, согласно которым потребители оплачивают и возмещают лишь текущие расходы сетевой компании по присоединению. На сегодняшний день тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям утверждены региональными энергетическими комиссиями (РЭК) практически во всех регионах, в которых осуществляет свою деятельность МРСК Центра и Северного Кавказа, за исключением двух регионов - Нижегородской и Орловской областей.
    При расчете оплаты за техприсоединение мы, как компания, деятельность которой регулируется государственными органами, руководствуемся утвержденной Федеральной службой по тарифам методикой, которая, к сожалению, пока не отличается универсальностью и не предусматривает однозначного толкования. Размер платы за техприсоединение к сетям варьируется в зависимости от региона и характеризуется большим разбросом значений - от 200-300 руб. до 6-10 тыс. руб. за 1 кВт мощности. В первом случае в состав платы включены лишь, как говорят, затраты "на чернила" - плата за оформление необходимых документов и непосредственные расходы на проведение мероприятий по подключению, однако, не предусмотрены затраты капитального характера, предназначенные для развития сетей и усиления существующих мощностей. Учтенная в себестоимости доля амортизации позволяет производить расходы на поддержание и незначительное обновление основных фондов сетевых компаний без возможности расширения производства. При этом спрос на присоединяемую мощность растет гигантскими темпами: развивается экономика, ведется строительство жилья, присоединяются крупные промышленные потребители.
    Сегодня, помимо платы за присоединение, другой источник финансирования, а следовательно, и развития инфраструктуры сетевого комплекса государственными органами не определен. Поэтому мы, представляя обоснование на установление платы за техприсоединение, исходили из того, что в тарифе обязательно должны быть учтены инвестиционные средства, необходимые для обеспечения растущего энергопотребления и спроса. Это инвестиции на строительство подстанций 110, 35 кВ, линий электропередачи, инфраструктуры распределительной сети, трансформаторных и распределительных пунктов.

    ЭР: Находит ли данная позиция понимание, особенно, в регионах?

    В. Ф.: Да, но, к сожалению, не во всех. Методика определения платы за техприсоединение, которая бы четко предусматривала, помимо текущих затрат, инвестиционную составляющую компании, действует не везде, носит несистемный характер. Мы ждем принятия в ближайшее время законодательных решений, которые внесут ясность в методику оплаты и предоставят возможность включать затраты компании на обеспечение и увеличение пропускной способности. На мой взгляд, введение данных изменений должно проходить поэтапно. На первом этапе целесообразно внести изменения в постановление Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г., однако это прерогатива ФАС. На втором - ФСТ должна внести соответствующие изменения непосредственно в методику формирования оплаты. Решение этих вопросов привнесет ясность и прозрачность в формирование размера платы за техприсоединение, в чем заинтересованы как потребители, так и регулирующие государственные органы.
    Еще одной важной задачей, которую мы перед собой поставили, является донесение до региональных властей и до потребителей, в том числе потенциальных, важность новой схемы технологического присоединения. Получаемый источник финансирования в виде тарифа на присоединение может регулироваться региональными властями, от решения которых зависит дальнейшее развитие энергетики региона и, как следствие, региональной экономики. Сегодня у нас должно быть общее стремление к развитию территорий. Тем не менее, в некоторых регионах возникают определенные проблемы, связанные с хаотичностью и отсутствием системности в территориальном планировании: спонтанно появляются новые потребители, начинается освоение незапланированного строительства, выделяются земельные участки и др. Для того, чтобы сетевые компании в полной мере удовлетворяли запросы потребителей на подключение и не стали тормозом развития на пути бизнеса и программ жилищного строительства, необходимо осуществлять совместное планирование с целью увязать развитие инфраструктуры сетевых компаний с развитием территорий. На законодательном уровне следует четко определить ответственность как региональных властей, так и сетевых компаний по вопросу совместного планирования. Введение тарифа на технологическое присоединение при наличии внятного плана развития конкретных объектов позволит обеспечить более четкое планирование развития сетей. В решении этого вопроса мы надеемся на понимание региональных властей.

    ЭР: Недавно ФАС разработала поправки в постановление Правительства, которые облегчают обоснование энергетиками тарифа в части его инвестиционной составляющей. Как отнеслись к этому сетевые компании?

    В. Ф.: Безусловно, если разработки ФАС будут приняты, это можно считать вкладом в дальнейшее развитие отрасли, поскольку согласно проектным изменениям плата за присоединение будет включать не только непосредственные затраты сетевых компаний на подключение, но и инвестиционную составляющую. Об этом на разных уровнях энергетики говорят еще с июня прошлого года. Согласно предложениям ФАС, подвергается изменению также определение технической возможности подключения. Сейчас энергетики учитывают лишь объем мощностей, которыми уже располагают. Поправки же учитывают потенциал, мощности и развитие сетей, заложенные в инвестиционной программе.