• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Конкуренция на розничных рынках электроэнергии

 

Автор

Мальцев Максим, Заместитель генерального директора ОАО "Тульская сбытовая компания"

 

    "Розничные рынки электрической энергии - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии".
    Федеральный закон РФ № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"

    Субъектами розничных рынков электроэнергии, соперничающими за право поставлять электрическую энергию конечным потребителям, являются энергосбытовые организации (ЭСО) и производители электрической энергии, не имеющие права участвовать в оптовом рынке. С принятием и реализацией Правительством РФ соответствующего подзаконного акта часть ЭСО обретет статус гарантирующих поставщиков (ГП), которые займут самостоятельное место среди субъектов рынка, включенных в конкурентные отношения. В настоящее время наиболее представительной группой являются ЭСО, которые подразделяются в зависимости от причин создания тех или иных энергосбытовых компаний на четыре подгруппы:

  • ЭСО, образованные в результате "распаковки" вертикально интегрированных АО-энерго (далее - основные ЭСО);
  • ЭСО, образованные на месте оптовых покупателей-перепродавцов (далее - локальные ЭСО);
  • ЭСО, созданные для работы в секторе свободной торговли ОРЭ (далее - свободные ЭСО);
  • ЭСО, созданные потребителями в качестве своих 100%-ных дочерних компаний для оптимизации затрат на электроснабжение в себестоимости продукции (далее - кэптивные ЭСО).
        Каким образом взаимодействуют вышеперечисленные подгруппы? Инструментарий SWOT-анализа позволит ответить на этот вопрос, выявив преимущества рассматриваемых субъектов.
        Для основных ЭСО таковыми являются наличие статуса субъекта ОРЭ, знание рынка, принятие на себя всех рисков работы на ОРЭ, способность обеспечить коммерческую составляющую надежности электроснабжения потребителей.
        Локальные ЭСО хорошо знают локальный рынок; как правило, аффилированы с муниципалитетом (или с должностными лицами муниципальных образований), что позволяет воздействовать на потребителя через административный ресурс; лишены ценовых рисков на покупную энергию.
        Для свободных ЭСО характерны наличие статуса субъекта ОРЭ, нерегулируемое ценообразование, освобожденное от перекрестного субсидирования, мобильность, а для кэптивных - наличие статуса субъекта ОРЭ, аффилированность с потребителем, нерегулируемое ценообразование, освобожденное от перекрестного субсидирования.
        Однако каждая из подгрупп обладает и очевидными минусами:
  • основные ЭСО - ярлык бывшего монополиста, регулируемое ценообразование, ценовые риски ОРЭ;
  • локальные ЭСО - ярлык посредника (лишнего звена), регулируемое ценообразование, отсутствие статуса субъекта ОРЭ;
  • свободные ЭСО - взаимодействие только с крупными потребителями, перенос всех рисков работы на ОРЭ на потребителя, юридические риски;
  • кэптивные ЭСО - ограничение субъектного состава потребителей аффилированными лицами, перенос всех рисков работы на ОРЭ на потребителя, второстепенность этого вида бизнеса для собственника.
        Кроме того, каждая из подгрупп располагает следующими возможностями:
  • основные ЭСО - захват рынка локальных ЭСО, возвращение потребителей, ранее перешедших к свободным ЭСО;
  • локальные ЭСО - захват рынка основных ЭСО (как правило, при условии внешней финансовой поддержки);
  • свободные ЭСО - дальнейшее привлечение крупных потребителей с рынка основных ЭСО в том числе 100%-ный перевод объема потребления;
  • кэптивные ЭСО - дальнейшее привлечение крупных потребителей с рынка основных и свободных ЭСО.
        Однако дублирование возможностей на одном рынке создает конкуренцию среди групп.
        В паре "основные и локальные ЭСО" предпочтительнее первая подгруппа, так как на территории локальных ЭСО потребителям известен брэнд основного ЭСО без негативой оценки былого монополизма с соответствующей деловой репутацией. При этом локальное ЭСО, являясь потребителем основного, зачастую имеет перед ним задолженность, это создает угрозу ограничения для конечных потребителей, т. е. локальные ЭСО не способны обеспечить коммерческую надежность. Единственным преимуществом локальных ЭСО перед основными (кроме нерыночного административного принуждения потребителя к сотрудничеству) является стабильность цены на покупную энергию, но это обстоятельство вряд ли влияет на выбор потребителем ЭСО.
        До сих пор существуют локальные ЭСО, которые не разделили сбытовой и сетевой бизнесы. В случае отказа от разделения или выделения и создания самостоятельной компании "с нуля" (без правопреемства) они могут потерять рынок. На дату, когда такое МУП (ОПП) прекращает выполнять сбытовые функции и предлагает потребителям заключить договоры электроснабжения с неким ООО (ЗАО, ОАО), рынок доступен каждому, кто заблаговременно организовал свою рекламу и первым либо одним из первых направил всем потребителям оферты договоров, а гражданам - счета.
        С другой стороны, локальные ЭСО являются плацдармом для завоевания рынка основных. Подобное развитие событий возможно при наличии у локальных ЭСО собственника, способного финансировать противостояние с основными ЭСО, и собственного капитала, достаточного для удовлетворения лицензионных требований и получения статуса участника ОРЭ.
        На данный момент оценить перспективы свободных ЭСО на рынке основных сложно. Очередные изменения правил ОРЭ переходного периода свидетельствуют об отсутствии норм, регулирующих отношения в области оборота электрической энергии, а свободные ЭСО очень уязвимы с точки зрения юридических рисков. Их конкурентоспособность обеспечивалась не исключительными успехами и внедрением новой системы менеджмента и маркетинга, а правовой преференцией. При этом данная группа ЭСО никогда не пользовалась популярностью у потребителей, что вызвано переносом на них ценовых рисков.
        Основные ЭСО, образованные в результате выделения из АО-энерго и обслуживающие региональный энергорынок, который характеризуется глубокой дифференциацией по составу потребителей (с точки зрения объемов и графиков потребления, их зависимости от тех или иных факторов) получили серьезное конкурентное преимущество - возможность предложить своим потребителям определять обязательства интегрально за месяц. Таким образом, они приняли на себя риски, связанные с волатильностью графика потребления электроэнергии внутри каждого часа и соответствующими финансовыми потерями.
        С другой стороны, за два года работы на рынке свободные ЭСО приобрели большой опыт и хорошую репутацию, а также шанс сместить основные ЭСО с их позиций, действуя по схеме "локальные ЭСО - плацдарм". Но в то же время возможно увеличение объема потребления клиентов свободных ЭСО с 30 до 100%, что вкупе с привлечением других крупных потребителей на ССТ ОРЭ (или его новый аналог) и перекрестным субсидированием существенно подорвет экономику основных ЭСО.
        Кэптивные ЭСО обычно не ведут на рынке агрессивной политики (если это не касается снабжения материнской компании), но по желанию собственника могут расширять бизнес по аналогии со свободными ЭСО или привлекать потребителей последних к себе.
        Все остальные варианты отношений между подгруппами в данной статье не рассматриваются, поскольку маловероятны и представляют собой, скорее, исключения из правил.
        Подводя итог, отметим, что конкуренция на розничном рынке электрической энергии развивается.

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему