• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Формы привлечения инвестиций в энергетику

 

Автор

Кияльбеков Мурат, Консультант АКГ "Развитие бизнес-систем"

 

    Проблема технического перевооружения и модернизации оборудования стоит практически перед каждым предприятием энергетического комплекса Российской Федерации. В данной статье предлагается ряд способов привлечения капитальных вложений в строительство, модернизацию или реконструкцию генерирующего оборудования.

    Энергосистема Российской Федерации является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергокомпаний. Производственный потенциал на данный момент состоит из электростанций общей установленной мощностью около 216 тыс. МВт, в том числе АЭС - 22,2 тыс. МВт и ГЭС - 45 тыс. МВт, остальное - ТЭС и децентрализованные источники энергии.
    В производственной отрасли остро стоит проблема физического и морального старения генерирующего оборудования. По мнению ряда экспертов, в настоящее время выработали ресурс 34 тыс. МВт, т. е. 16% мощности электростанций России, в том числе ГЭС - 22 тыс. МВт и ТЭС - 12 тыс. МВт, причем процесс развивается лавинообразно. Так, к 2010 г. 104 тыс. МВт, или 50% действующего оборудования ТЭС и ГЭС, выработают свой ресурс, а к 2020 г. - 150 тыс. МВт (70%).
    Обновление мощности возможно за счет следующих основных мероприятий:

  • продление срока эксплуатации действующих ГЭС, АЭС и значительного количества ТЭС с заменой только основных деталей и узлов;
  • достройка объектов, находящихся в высокой степени готовности;
  • сооружение новых энергетических объектов в дефицитных регионах;
  • техническое перевооружение ТЭС.
        Перечисленные меры требуют финансовых вложений, и энергетические компании и промышленные (энергоемкие) предприятия вынуждены искать источники инвестирования.
        Существуют различные варианты привлечения финансовых (капитальных) ресурсов в электроэнергетику:
  • собственные инвестиционные средства;
  • прямые инвестиции;
  • выпуск дополнительных акций (облигаций);
  • кредитные ресурсы;
  • бюджетное финансирование;
  • лизинговые схемы.

        Собственные инвестиционные средства (самофинансирование)
        В ноябре Правительство РФ одобрило инвестиционную программу РАО <ЕЭС России> на 2005 г., которая является частью программы энергохолдинга на 2004-2006 гг. В соответствии с нею РАО <ЕЭС России> в 2005 г. направит на финансирование генерации 25,9 млрд руб., за счет которых будут введены в промышленную эксплуатацию первый энергоблок Калининградской ТЭЦ-2 (450 МВт) и четвертый гидроагрегат Бурейской ГЭС (333 МВт). Объем инвестиционных программ РАО <ЕЭС России> на 1999-2003 гг. представлен на рис. 1.


        В отличие от материнской, дочерние компании (АО-энерго) в большинстве своем не способны аккумулировать значительные ресурсы для финансирования собственных инвестиционных проектов. Одна из проблем самофинансирования - существующая система тарифообразования на оптовом и розничном рынках электрической энергии. Региональные регулирующие органы рассматривают инвестиционные вложения как затратные, поэтому тарифы энергокомпаний напрямую зависят от оптимизации и минимизации инвестиционной программы. Соответственно только финансово устойчивые компании могут позволить себе расширение энергетического парка. В первую очередь финансируются теплогенерирующие объекты, где проводится реконструкция с использованием передовых технологий и современного парогазового оборудования, а также систем автоматизированного управления технологическими процессами. В частности, возведенная на Тюменской ТЭЦ-1 парогазовая установка суммарной мощностью 220 МВт - один из крупнейших парогазовых блоков в России. При этом задействована экологически чистая и экономная технология. После ввода энергоблока будет обновлена вся инфраструктура станции, что повысит эффективность и надежность остающегося в работе оборудования и позволит более быстро и менее затратно проводить дальнейшую реконструкцию. Но, к сожалению, такая форма финансирования редко используется в практике энергокомпаний.

        Прямые инвестиции
        Высокий уровень прямых инвестиций говорит о доверии инвестора и возможности получения гарантированного эффекта от проекта. Привлечение потенциальных инвесторов, в основном западных, - одна из основных стратегических задач РАО <ЕЭС России>. Практически все транснациональные энергетические компании проявляют интерес к российской энергетике, однако отказываются от финансовых вложений. Во-первых, не ясна позиция правительства по вопросам реформирования отрасли, и не только энергетической, но и газовой. И, во-вторых, не определена форма участия стратегических партнеров в управлении энергетическими объектами.
        По мнению автора, отечественные инвесторы готовы участвовать в финансировании только объектов коммунальной энергетики, так как:

  • это дешевле, чем вкладывать средства в <большую> энергетику;
  • cрок окупаемости составляет от 5 до 10 лет при модифицированной внутренней норме доходности (MIRR) на уровне 20%,что обьясняется относительно высокими тарифами, достигающими в среднем 1-1,5 руб./ кВт.ч на электрическую энергию и 600 руб./Гкал на тепловую энергию (в зависимости от региона);
  • есть возможность участия в управлении региональными (муниципальными) сетевыми объектами, которые являются главной целью инвесторов;
  • умеренный политический риск.
        Однако даже при финансировании таких проектов инвестор не застрахован от следующих рисков:
  • обязательной продажи электрической энергии гарантирующим поставщикам (согласно п. 92 проекта постановления Правительства РФ <Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики>). Для обеспечения эффективности проекта необходимо заключение долгосрочных контрактов на поставку электрической и тепловой энергии. В этом вопросе необходима поддержка региональной администрации;
  • выставления региональными властями на тендер арендных обязательств на долгосрочной основе для привлечения стратегических партнеров, поскольку схема приватизации муниципальных энергетических объектов нормативно не прописана и создаваемым администрациями компаниям передается арендное право на управление активами или право на техническое обслуживание.

        Выпуск дополнительных акций
        В настоящее время это один из распространенных рыночных способов привлечения средств в мировой практике.
        Однако в России при выпуске дополнительных акций нередко возникают проблемы. Так, например, РАО <ЕЭС России> или Российский фонд федерального имущества противостоят миноритариям: когда один из акционеров решил выпустить дополнительные акции Красноярской ГЭС с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для достройки Богучанской ГЭС, позиция РАО <ЕЭС> по вопросам, связанным с гидрогенерацией, осталась неизменной, а именно - над ГЭС необходим контроль. Попытки таким способом привлечь инвестиционные ресурсы вызывают негативную реакцию и у государственных органов.

        Кредитные ресурсы
        Как известно из практики, примерный срок окупаемости энергопроектов составляет в среднем от 7 до 30 лет в зависимости от мощности оборудования и финансовых возможностей рынка продаж электрической и тепловой энергии. На данном этапе отечественные кредитные институты могут предоставить только <короткую> позицию для энергетических компаний, а также энергоемких предприятий, т. е. кредит максимум на пять-семь лет под существенные проценты, которые могут достигать 10-15% годовых в валюте. В таких условиях прибыль предприятий будет уходить только на покрытие кредита. Кредитные институты в настоящее время обеспечивают лишь финансирование текущих обязательств энергетических компаний.
        А вот под разработку собственной энергетической стратегии (строительство генерирующих мощностей) зарубежные банки уже готовы предложить средства. Примером такого взаимодействия служит кредит на 75 млн долл., выданный на семь лет Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) ОАО <Уралкалий> Часть кредита предоставлена за счет собственных средств ЕБРР, андеррайтером второй половины займа выступил банк ABN-AMRO. Деньги будут направлены на модернизацию производства, обновление вагонетного парка Уралкалия, а также на реализацию программы развития собственной генерации. Основную часть займа - 55 млн долл. - Уралкалий планирует вложить в строительство собственной электростанции. Срок окупаемости проектов определен в четыре-пять лет.

        Бюджетное финансирование
        На данном этапе бюджетное финансирование имеет особое значение для развития энергетики страны. Комплексная экономическая политика государства может обеспечить инвестиционную привлекательность данной отрасли. При этом способы государственного финансирования могут быть разными: от регулирования денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия в результате амортизации, высвобождения от налогообложения средств, направленных на инвестирование в производство, до предоставления крупных кредитов на развитие энергетического комплекса.

        Лизинговые схемы финансирования
        Лизинг - более современный способ привлечения инвестиционных средств, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях лизингополучателю с последующим переходом права собственности к лизингополучателю при условии осуществления всех лизинговых платежей. Лизинг позволяет предприятию, не отвлекая собственные ресурсы, модернизировать (реконструировать) основные фонды и получить новое высокотехнологичное оборудование с одновременной оптимизацией налогообложения предприятия.
        Финансовая аренда (лизинг) в условиях оживления российской экономики и стабилизации макроэкономической ситуации в стране становится все более и более востребованным инвестиционным инструментом. Многие российские предприятия, не имевшие в течение последних 10-12 лет средств для обновления основных фондов, рассматривая различные варианты организации финансирования технологического обновления и развития производства, выбирают лизинг как наиболее выгодный способ решения своих инвестиционных задач.
        Лизинговая схема финансирования имеет ряд преимуществ, среди которых:

  • минимальное единовременное отвлечение денежных средств на приобретение нового оборудования, что позволяет лизингополучателю более эффективно использовать собственные финансовые ресурсы;
  • отсутствие роста кредиторской задолженности предприятия, улучшение его финансовых показателей и появление дополнительных возможностей для привлечения заемных средств, поскольку при реализации лизинговой схемы финансирования заемщиком является лизинговая компания;
  • снижение налогооблагаемой прибыли за счет того, что лизинговые платежи являются арендными и относятся на себестоимость;
  • ускоренная амортизация предмета лизинга, которая позволяет значительно уменьшить налог на имущество. В соответствии с п. 7 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации для основных средств, являющихся предметами лизинга, вправе применять коэффициент 3 при расчете амортизационных отчислений;
  • более высокая вероятность получения долгосрочного кредита, так как лизинговая компания постоянно работает с банком и является заемщиком с положительной кредитной историей;
  • возможность построения гибкого графика лизинговых платежей, позволяющего учесть индивидуальные особенности реализационной деятельности предприятия и получения выручки;
  • гарантия возврата оборудования лизиногодателя, поскольку в соответствии с законодательством объект лизинга может находиться на балансе как лизингополучателя, так и лизингодателя. Этот пункт особенно востребован при осуществлении операций по международному лизингу.
        На данном этапе институт лизинговых компаний в России только формируется, идет процесс накопления собственных оборотных средств, а также постоянный поиск <дешевых> денег для обеспечения лизинговых операций. При этом пользователями лизинговых схем являются в основном промышленные (энергоемкие) предприятия, а не энергетические компании; исключением служат лишь ОАО <Башкирэнерго>, ОАО <Татэнерго> и ОАО <Новосибирскэнерго>. На рис. 2 представлены источники финансирования инвестиционных программ АО-энерго.
        Централизация лизинговых операций с непосредственным участием РАО <ЕЭС России> позволила бы дочерним компаниям с неустойчивым финансовым положением обновить основные фонды (в особенности теплогенерирующие активы).
        Итак, каждый из вышеуказанных вариантов финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому энергетикам необходимо четко следовать бизнес-логике, а также учитывать текущую эффективность используемой схемы финансирования.
        Механизм привлечения внешних инвестиций должен быть понятен в первую очередь стратегическому инвестору, а для этого необходимо создать не только благоприятные финансовые условия, но и:
  • разъяснить механизм участия инвестора в управлении энергетическими объектами;
  • прописать государственные гарантии по обеспечению эффективности инвестиций;
  • принять нормативно-правовые акты по методическому обеспечению возврата инвестиций;
  • ужесточить контроль за использованием инвестиционных ресурсов;
  • ввести более прозрачную систему бухгалтерского учета;
  • создать специализированный институт оценки энергетических инвестиционных проектов;
  • организовать единую базу данных проектов и т. д.
        Технологическому прорыву в электроэнергетике будет способствовать формирование методологии инвестиционных процессов, объединяющих стратегию и механизм их реализации, качественная оценка инвестиционных проектов и их централизованный отбор для финансирования или обеспечения государственных контрактов (гарантий).

  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему