• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Нет - монополии, да - рынку

 

Автор

Голомолзин Анатолий, Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России

 

    Интервью с заместителем министра Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолием Голомолзиным

    ЭР: Анатолий Николаевич, 1 ноября 2004 г. исполнился год, как начал функционировать сектор свободной торговли в рамках федерального оптового рынка электроэнергии. Как Вы оцениваете результаты его работы?

    А. Г.: Первый год работы конкурентного сектора оптового рынка электроэнергии прошел достаточно успешно. Результаты свидетельствуют о создании работоспособной рыночной инфраструктуры. 1 ноября 2003 г. в НП "АТС" проводились самые первые процедуры по купле-продаже электроэнергии. Тогда еще никто не знал, удастся ли сформировать конкурентные отношения между участниками энергорынка. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это удалось. За прошедший год значительно выросло число зарегистрированных участников рынка, подписавших договор о присоединении к торгам, доля свободного сектора торговли оптового рынка на сегодняшний день составляет почти 10% от торгуемой в Европейской части России и на Урале электроэнергии, а цены, складывающиеся в конкурентном сегменте рынка, ниже, чем в регулируемом.
    Перед организаторами торговой площадки стоят новые задачи: расширение сектора свободной торговли и развитие системы прямых долгосрочных контрактов. Необходимо найти оптимальное сочетание спотового рынка и рынка прямых договоров, а также решить, каким должен стать регулируемый сегмент и как будет проходить его трансформация.
    В наблюдательный совет НП "АТС" входят как представители поставщиков и потребителей электроэнергии, так и представители государства. В результате правила игры на конкурентном рынке, находящемся на этапе становления, формируются с учетом интересов всех его субъектов, а не отдельных участников.

    ЭР: Как в целом можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию с выходом крупных потребителей на рынок?

    А. Г.: Выход предприятия на рынок затруднен рядом проблем. Без решения главной из них - перекрестного субсидирования - эффективная работа предприятия на рынке невозможна. На сегодняшний день перекрестное субсидирование в той или иной степени присутствует во всех российских регионах. В отдельных случаях наблюдается положительная тенденция, выражающаяся в росте соотношения тарифа для населения к тарифу для промышленных потребителей, но нигде еще не достигнут уровень дифференциации тарифов, который действительно был бы экономически обоснован. В некоторых регионах ситуация просто удручающая.
    Существует несколько подходов к решению проблемы перекрестного субсидирования. Один из них заключается в формировании фонда универсальной услуги. Создание такого фонда предполагает обязательное отчисление в него всеми участниками рынка определенной доли выручки и дальнейшее использование собранных средств для ликвидации перекрестного субсидирования. Однако описанный вариант может быть реализован лишь в рамках федерального закона. Кроме того, средства будут собираться по всей стране, а направляться в отдельные регионы. Причем в те, которые не принимали в свое время решения о сокращении перекрестного субсидирования, несмотря на то что законодательство их к этому обязывало. Таким образом, мы будем поощрять тех, кто недобросовестно выполнял свои обязанности.
    Еще один подход к решению проблемы перекрестного субсидирования заключается в ускоренном его сокращении. В данном случае необходимо учитывать социальную составляющую проблемы - адресную поддержку населения, так как низкий уровень дохода большинства россиян не позволяет существенно повысить тарифы и довести их до реального уровня.
    Говоря о проблемах ФОРЭМ, стоит отметить отсутствие четкого регламента выхода на этот рынок. Существует двухэтапная процедура выхода на федеральный оптовый рынок электроэнергии. На первом этапе ФЭК/ФСТ разрешает промышленным потребителям закупать электроэнергию на оптовом рынке, а на втором этапе правительство утверждает предоставленный ему список. Вместе с тем законодательные акты, стандарты и правила, регламентирующие выход предприятий на ФОРЭМ, которые можно было бы трактовать однозначно, отсутствуют.
    Несмотря на четкую позицию РАО "ЕЭС России", поддерживающего любого, кто собирается работать в ССТ ОРЭ, промышленным предприятиям до сих пор сложно выйти в конкурентный сегмент рынка. Главной преградой, помимо наличия перекрестного субсидирования, является противодействие региональных энергосистем участию потребителей в ОРЭ, поскольку в результате выхода предприятия на рынок АО-энерго теряют часть своей выручки.

    ЭР: Какие существуют механизмы защиты промышленных потребителей от противоправных действий АО-энерго?

    А. Г.: В настоящее время выстроено четыре линии защиты от действий недобросовестных участников рынка, препятствующих выходу предприятий в конкурентный сегмент. Проблему можно решить посредством корпоративного разбирательства в рамках РАО "ЕЭС России". Второй способ отстоять право выхода на рынок - обратиться в конфликтную комиссию при НП "АТС". А если и конфликтная комиссия не сможет решить данный вопрос, то в антимонопольные органы. Последней инстанцией является арбитражный суд.

    ЭР: Представители РАО "ЕЭС России" заявляют, что поддерживают выход крупных предприятий в конкурентный сектор оптового рынка, а энергосистемы, находящиеся в прямом ведении РАО "ЕЭС России", не пускают потребителей на рынок. Чем обусловлено такое положение дел?

    А. Г.: Действительно, в ходе разбирательств в конфликтной комиссии НП "АТС" представители РАО "ЕЭС России" зачастую подтверждают, что
    АО-энерго ограничивает права доступа. Но при дальнейшем рассмотрении конфликта в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных ФАС России, юристы РАО "ЕЭС России" доказывают правомочность действий энергокомпании. Получается, что правая рука не знает, что делает левая.

    ЭР: Как вы оцениваете работу конфликтной комиссии, функционирующей при НП "АТС"?<

    А. Г.: На данный момент обращение в конфликтную комиссию при НП "АТС" является действенным способом заставить АО-энерго выполнять правила рынка. Конфликтная комиссия является своего рода товарищеским судом, в ее состав входят члены, избранные наблюдательным советом НП "АТС": представители заинтересованных сторон - участников рынка, Федерального собрания РФ и органов исполнительной власти. Наличие в комиссии экспертов помогает Федеральной антимонопольной службе решать на ранней стадии, т. е. до обращения в ФАС или в суд, конфликты, связанные с ограничением доступа на рынок. Практика показывает, что большая часть спорных ситуаций решается в рамках созданной комиссии. Разбирательство очень быстро переходит в плоскость "разговора по существу": представителям АО-энерго сложно выдвигать весомые аргументы перед экспертами и участниками рынка, которые знают процедуру выхода в ССТ вдоль и поперек. Если компромисс не найден, вопрос выносится на обсуждение в наблюдательном совете НП "АТС", который может признать действия субъекта электроэнергетики не соответствующими Правилам ОРЭ и обратиться в антимонопольные органы с просьбой рассмотреть этот факт в рамках дела, возбужденного ФАС. Пока не принималось самой крайней меры - запрещения работать на торговой площадке. В случае расторжения договора о присоединении АО-энерго не сможет участвовать в секторе свободной торговли, что негативно повлияет не только на экономику АО-энерго, но и на репутацию ее руководителя.

    ЭР: Как известно, ФАС наложила вето на поправки к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии. Чем это обусловлено?

    А. Г.: Федеральная антимонопольная служба действительно наложила вето на изменения к договору о присоединении, принятые НП "АТС" в связи с созданием дочернего общества партнерства - ЗАО "Центр финансовых расчетов". Дело в том, что изначально предложенный НП "АТС" орган управления ЗАО "ЦФР" не учитывал интересов всех участников рынка. Кроме того, в предлагаемом составе совета директоров ЗАО "ЦФР" отсутствовали представители государства. В результате Федеральная антимонопольная служба как орган, контролирующий НП "АТС", не имела бы реальных рычагов воздействия на ЦФР, а это неприемлемо, так как последний является инфраструктурной организацией оптового рынка электрической энергии и занимает монопольное положение на рынке оказываемых услуг. Поэтому ФАС предлагает внести изменения в устав ЗАО "ЦФР" и передать функции совета директоров общества, в том числе по определению платы за услуги, общему собранию акционеров, в роли которого выступит наблюдательный совет НП "АТС".

    ЭР: Как, по Вашему мнению, в дальнейшем будет развиваться энергорынок?

    А. Г.: На сегодняшний день с уверенностью можно говорить лишь о том, какими будут структурные решения. В ближайшее время произойдет формирование конкурирующих генерирующих компаний по территориальному и экстерриториальному принципу. На мой взгляд, это самые кардинальные преобразования с момента начала реформы. Впервые будет проведена вертикальная дезинтеграция компаний и сформирован организованный конкурентный рынок электроэнергии. В ближайшее время решится вопрос о развитии системы долгосрочных контрактов.
    Кроме того, будет сформирован рынок производных инструментов, которые позволят участникам рынка электроэнергии хеджировать свои риски. Еще одним важным направлением деятельности является формирование программ развития системообразующих источников энергии. Это ключевая задача, так как основные цели реформирования - создание условий развития отрасли на основе частных инвестиций и гарантия устойчивого развития энергетики, а значит, жизнеобеспечения населения и обеспечение необходимых условий развития экономики в целом.

 
Добавить комментарий
Комментарии (1):
Pappu
30.11.-0001 00:00:00
I'm so glad I found my soltuoin online.