• Содержание номера
  • Рейтинг:  1 
 

Возможна ли конкуренция на розничном рынке?

 

Автор

Пономарев Константин, Заместитель генерального директора ЗАО "Энерговыбор"

 

    Программа реформирования российской электроэнергетики предполагает, что помимо федерального оптового рынка электроэнергии будут созданы региональные розничные рынки, которые ориентированы главным образом на поставщиков, промышленных потребителей и население, не ставших участниками оптового рынка. Уже состоялся запуск торговой системы розничного рынка электроэнергии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Санкт-Петербург первым из российских регионов создал электронную систему свободной розничной торговли электроэнергией. Правда, пока нет ни самого рынка, ни реальной торговли. Однако теперь есть все условия и предпосылки для их появления.

    Не вызывает сомнения, что в ближайшие годы потребители электроэнергии могут получить значительные выгоды за счет развития рыночных отношений в российской энергетике.
    С открытием конкурентных торгов на оптовом рынке многие промышленные потребители, действующие пока на розничном рынке и обслуживаемые региональными энергетическими компаниями, заинтересованы в снижении затрат на покупку энергии за счет присоединения к оптовому рынку. Основные проблемы здесь обусловлены несоответствием реальных масштабов и ресурсов таких предприятий параметрам оптового рынка.
    Однако очевидно, что реальные выгоды конечных потребителей зависят прежде всего от успеха формирования конкурентных отношений на розничном рынке электроэнергии.
    Предлагаемая вашему вниманию концепция создания и развития региональных розничных рынков электроэнергии учитывает баланс интересов всех участников и позволяет ввести на розничном рынке конкурентные отношения независимо от реструктуризации АО-энерго и темпов реформирования отечественной электроэнергетики. Однако, прежде чем перейти к ее рассмотрению, необходимо четко разграничить оптовый и розничный рынки.
    Основная задача оптового рын-ка - обеспечение баланса производства и потребления электроэнергии ЕЭС России за счет ее выработки в объеме фактического спроса в каждый момент времени. На оптовом рынке формируется товарная масса, которая приобретается субъектами оптового рынка и реализуется на розничном рынке.
    При рассмотрении системы взаимоотношений между участниками и инфраструктурными организациями оптового рынка выбор пал на узловую модель, позволяющую учитывать все известные системные ограничения и наиболее соответствующую требованиям системного оператора по расчету и реализации энергетических режимов.
    Реализованная модель создала конкуренцию между участниками оптового рынка и путем экономических стимулов увеличила ответственность за планирование и осуществление энергетических режимов, что в конечном итоге увеличит надежность энергоснабжения в ЕЭС России.
    В то же время узловая модель не может обеспечить условия для привлечения финансовых игроков к торгам и для конкуренции энергосбытовых компаний. Данная проблема исчезает с появлением региональных розничных рынков, основная задача которых - формирование денежной массы и цены на поставку электроэнергии, осуществленную энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями для каждого конечного потребителя.
    Рассмотрим текущую ситуацию на розничных рынках электроэнергии.
    Плюсы:

  • ответственность существующих акционерных обществ энергетики и электрификации за обеспечение надежности энергоснабжения обслуживаемого региона и выполнение технологических и коммерческих требований ОРЭ;
  • гарантированная поставка электроэнергии в объеме фактического спроса по фиксированным тарифам, устанавливаемым органами государственного регулирования на год.
        Минусы:
  • отсутствие конкуренции в сфере сбыта электроэнергии;
  • отсутствие или слабая заинтересованность энергоснабжающих организаций в присоединении новых потребителей и стимулировании развития промышленного производства;
  • завышение договорных объемов потребления на розничном рынке (для ухода от штрафов);
  • отсутствие возможности подавать ценовые сигналы, стимулирующие увеличение/уменьшение потребления в целях оптимизации удельных переменных затрат на производство/покупку электроэнергии.
        Главной проблемой на розничных рынках является отсутствие конкуренции в сфере сбыта электроэнергии. В то же время ни конечные потребители (за исключением промышленных гигантов), ни энергосбытовые организации не могут обеспечить выполнение технологических требований оптового рынка в части организации планирования и учета почасового потребления электроэнергии каждого конечного потребителя - это работа субъектов оптового рынка.
        Так что же, конкурентные отношения на розничных рынках для основной массы потребителей в ближайшем будущем невозможны и сбытовая деятельность останется монопольной? Предлагаемая модель снимает эту проблему.
        Для начала рассмотрим интересы участников розничного рынка.
        Интересы конечных потребителей
  • снизить затраты на оплату потребляемой электроэнергии (мощности);
  • улучшить условия договоров энергоснабжения.
        Снижение затрат на оплату потребляемой электроэнергии (мощности)
        В действующих условиях средний тариф на поставку электроэнергии с розничного рынка практически равен сумме затрат:
  • на приобретение электроэнергии в регулируемом секторе оптового рынка;
  • на оплату услуг РАО <ЕЭС>, СО-ЦДУ ЕЭС, ФСК ЕЭС, ЦДР ФОРЭМ и услуг на передачу электроэнергии по сетям АО-энерго.
        Значительный эффект от выхода на оптовый рынок (более 15-20 коп./кВт.ч) возможен только за счет отмены перекрестного субсидирования.
        Разница между ценами в регулируемом секторе и секторе свободной торговли оптового рынка составляет на сегодняшний день до 5 коп./кВт.ч, но в случае превышения предложения над спросом может достигать 10-15 коп./кВт.ч. Таким образом, затраты на покупку электроэнергии (мощности) для конечного потребителя при работе в ССТ могут снизиться на 5-10%, т. е. для среднего промышленного предприятия с месячным потреблением в 3 млн кВт.ч экономия составит 50 тыс. руб. ежемесячно.
        Улучшение условий договоров энергоснабжения
        Под улучшением договорных условий потребители, как правило, понимают уход от авансовых платежей и расчеты с энергоснабжающей организацией за фактический объем потребления.
        В то же время на оптовом рынке расчеты производятся:
  • в регулируемом секторе (за плановый объем) - по 25% еженедельно в течение месяца поставки;
  • в секторе свободной торговли (спотовый рынок) - ежедневно по итогам торгов на следующие сутки.
        Следовательно, речь идет о желании потребителя кредитоваться за счет энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, что может быть реализовано путем увеличения цены по договору купли-продажи с конкурентной сбытовой компанией, оперативного внесения корректировок в договорные объемы потребления электроэнергии (мощности) и уменьшения штрафных санкций за превышение договорных объемов.
        С одной стороны, месячный договорной объем поставки электроэнергии (мощности) каждому отдельно взятому потребителю не влияет на формирование планового почасового потребления субъекта оптового рынка на следующие сутки и соответственно на его расчеты в регулируемом секторе и секторе отклонений. С другой стороны, потребители розничного рынка завышают договорные (плановые) месячные объемы потребления на 20-30% и не несут за это никакой ответственности, хотя нарушают тем самым финансовый план своей энергоснабжающей организации.
        Вышеуказанная проблема возникла в последнее десятилетие, так как до начала 1990-х гг. объемы потребления электроэнергии планировались и утверждались на министерском уровне и спускались конкретным предприятиям в виде квот (лимитов). Отделы распределения и контроля (ОРК) Энергонадзоров контролировали соблюдение выделенных квот и регулярно отчитывались в Минэнерго, а предприятия, в свою очередь, обосновывали в министерствах свое потребление и отчитывались за отклонение от плана.
        Таким образом, решение данного вопроса возможно, но исключительно за счет введения рыночных механизмов на розничном рынке.
        Интересы энергосбытовых компаний АО-энерго
        С точки зрения энергосбытовых компаний АО-энерго, лучше оставить все как есть. Но сбытовая деятельность должна стать конкурентной, и в конечном итоге такая компания потеряет часть рынка сбыта в лице крупных потребителей, ушедших на оптовый рынок или заключивших договоры со сбытовыми компаниями, предложившими более гибкие условия.
        В условиях сохранения перекрестного субсидирования данная ситуация спровоцирует рост тарифов или, в случае их сдерживания, сделает регулируемую энергосбытовую деятельность нерентабельной.
        У энергосбытовых компаний АО-энерго есть в запасе 1-2 года, так как действующие Правила оптового рынка переходного периода хотя и предусматривают возможность присоединения потребителей и/или конкурентных энергосбытовых компаний к сектору свободной торговли, но пока выполнить требования оптового рынка смогут только промышленные потребители или энергосбытовые компании, снабжающие тех же промышленных потребителей либо потребителей выделенных районов, с соответствующим коммерческим учетом на узловых подстанциях.
        Таким образом, действующие энергосбытовые компании заинтересованы в сохранении рынка сбыта.
        Интересы конкурентных энергосбытовых компаний
        Конкурентные энергосбытовые компании стремятся прежде всего занять часть рынка сбыта. Ситуация осложнена действующими Правилами оптового рынка в части организации учета и выполнения технологических требований, а также возникновением у АО-энерго выпадающих доходов из-за <увода> промышленности из-под <перекрестки>. Соответственно сбытовым компаниям нужно получить возможность конкурентной сбытовой деятельности по отношению к любому конечному потребителю без выполнения требований оптового рынка.
        Интересы генерирующих компаний
        Генерирующие компании хотели бы получить возможность реализовывать электроэнергию потребителям розничного рынка без посредников в лице субъектов ОРЭ - покупателей.
        Соблюдение баланса интересов вышеуказанных сторон и легло в основу концепции создания и развития региональных розничных рынков электроэнергии.
        Концепция создания и развития региональных розничных рынков электроэнергии
        1. Территория регионального розничного рынка электроэнергии (РРЭЭ) - территория, обслуживаемая в настоящее время акционерным обществом энергетики и электрификации со сложившейся технологической инфраструктурой генерирующих, электросетевых, энергоснабжающих/сбытовых организаций, а также диспетчерского управления.
        2. По способу определения цены электрической энергии и условиям поставки/потребления электроэнергии РРЭЭ разделен на два сектора:
  • регулируемый сектор, где расчеты производятся по тарифам, утвержденным органами государственного регулирования;
  • сектор свободной торговли, где расчеты производятся по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных тарифов, установленных органами государственного регулирования.
        3. Все потребители и энергоснабжающие (энергосбытовые) организации, не являющиеся субъектами регулируемого сектора ОРЭ:
  • сохраняют договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком на поставку электроэнергии (мощности) из регулируемого сектора РРЭЭ;
  • имеют право приобретения до 30% от фактического объема потребления (процент устанавливается органами государственного регулирования) электроэнергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам.
        4. Статус гарантирующего поставщика присваивается энергоснабжающей (энергосбытовой) организации - субъекту регулируемого сектора ОРЭ в отношении потребителей (энергоснабжающих организаций) розничного рынка, с которыми данная организация имеет действующий договор энергоснабжения.
        Сектор свободной торговли
        1. В секторе свободной торговли РРЭЭ реализуются:
  • поставки электроэнергии из сектора свободной торговли ОРЭ в группу точек поставки потребления территории РРЭЭ;
  • поставки электроэнергии, не приобретенной гарантирующим поставщиком, от региональных электростанций, которые не являются субъектами ОРЭ.
        2. Участниками сектора свободной торговли РРЭЭ являются поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации и конечные потребители, подписавшие договор о присоединении к торговой системе РРЭЭ. Субъекты ОРЭ обязаны выполнять правила и регламенты оптового рынка, независимо от участия в секторе свободной торговли РРЭЭ.
        3. Поставки электроэнергии из сектора свободной торговли РРЭЭ реализуются через торговую систему в соответствии с заявками участников ССТ.
        4. Сторонами сделки по купле/продаже электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам по итогам торгов РРЭЭ являются:
  • участник сектора свободной торговли РРЭЭ;
  • участник сектора свободной торговли ОРЭ в группе точек поставки потребления РРЭЭ.
        5. Энергосбытовые организации реализуют электроэнергию, приобретенную в секторе свободной торговли, конечным потребителям РРЭЭ на основании договоров купли/продажи в пределах процента, установленного органами государственного регулирования.
        Регулируемый сектор
        1. В переходный период объем электроэнергии, приобретаемый в регулируемом секторе, определяется как разница между фактическим потреблением и объемом покупки в секторе свободной торговли:

        WРС = Wфакт - WССТ.

        2. После окончания переходного периода:

  • объем электроэнергии, приобретаемый в регулируемом секторе, ограничивается объемами (лимитами), которые выделены на поставку электроэнергии по тарифам, установленным органами государственного регулирования;
  • объем электроэнергии, приобретаемый в секторе свободной торговли, определяется как разница между фактическим потреблением и объемом покупки в регулируемом секторе:

        WССТ = Wфакт - WРС.

        Надежность энергоснабжения обе-спечивается электросетевой компанией, к сетям которой присоединен конечный потребитель.
        Расчеты за услуги по передаче электроэнергии по региональным электрическим сетям, а также за услуги инфраструктурных организаций ОРЭ (РАО <ЕЭС>, СО-ЦДУ ЕЭС, ФСК ЕЭС, ЦДР ФОРЭМ и НП <АТС>) осуществляются по тарифам, утвержденным органами государственного регулирования, независимо от участия в секторе свободной торговли.
        Плюсы:

  • сохранение надежности энергоснабжения;
  • гарантированная поставка электроэнергии из регулируемого сектора рынка (в переходный период - 100%, по его окончании - в пределах выделенных лимитов);
  • организация конкуренции между энергосбытовыми компаниями за реализацию конечным потребителям разрешенного процента поставки по свободным (нерегулируемым) ценам;
  • сохранение государственного контроля за развитием рыночных отношений на розничном рынке электроэнергии;
  • ограничение участия в секторе свободной торговли процента от фактического потребления;
  • установление предельных (максимальных и минимальных) тарифов, ограничивающих изменение цены в ССТ;
  • установление объемов (лимитов) гарантированной поставки из регулируемого сектора (после окончания переходного периода) для бюджетных организаций, населения и прочих категорий потребителей.
        Минусы:
  • увеличение ответственности конечных потребителей за отклонение от договорных объемов потребления;
  • возможный рост свободных (нерегулируемых) цен на розничном рынке в случае участия конечных потребителей в секторе свободной торговли в целях ухода от штрафных санкций за превышение договорного объема потребления.
        Рассмотрим теперь, как в вышеприведенной модели соблюдается баланс интересов участников розничного рынка:
        Потребитель:
  • повышается ответственность за выполнение обязательств по потреблению (минус);
  • предоставляется право оперативной оптимизации объема из регулируемого сектора за счет участия в секторе свободной торговли (плюс);
  • за счет конкуренции энергосбытовых компаний снижается рыночная цена, формируется рынок дополнительных услуг (плюс).
        Энергосбытовая организация АО- энерго:
  • уступает сектор свободной торговли конкурентным энергосбытовым компаниям (минус);
  • сохраняет за собой регулируемый сектор (плюс);
  • повышает ответственность потребителей за выполнение обязательств по потреблению (плюс).
        Конкурентные энергосбытовые организации:
  • не <уводят> от АО-энерго промышленных потребителей (минус);
  • получают рынок сбыта в лице всех потребителей регионального розничного рынка в пределах процента, установленного органами государственного регулирования (плюс).
        Генерирующие компании:
  • устанавливается дополнительная ответственность за выполнение обязательств по поставкам участникам регионального розничного рынка (минус);
  • появляется возможность поставок электроэнергии напрямую потребителям розничного рынка (плюс).
        Представленная система взаимоотношений реализуется через электронную торговую систему, обеспечивающую доступ всех участников регионального розничного рынка к конкурентным торгам.
        Такая система создана компанией <Энерговыбор> и запущена в промышленную эксплуатацию в мае 2004 г. С июля текущего года все участники регионального розничного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области вправе принять участие в имитационных торгах, чтобы на практике изучить возможности конкурентного розничного рынка электроэнергии.

        Комментарий специалиста
        Татьяна Дудкина независимый эксперт ЗАО <РЦЭР> Розничный Петербург

        Спецификой регионального розничного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области является закупка на оптовом рынке примерно 50% электрической энергии (мощности), реализуемой своим потребителям, а также значительная доля промышленного потребления электрической и тепловой энергии.
        Таким образом, в настоящее время розничный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляет собой систему распределения больших объемов электроэнергии, купленных на оптовом рынке и выработанных собственными станциями, между конечными крупными, средними и мелкими потребителями. Юридической основой этого рынка являются двусторонние договоры между покупателем/продавцом, а технологической - электрические сети ОАО <Ленэнерго>, муниципальных образований, промышленных предприятий и других энергоснабжающих предприятий-перепродавцов, а также система оперативно-диспетчерского управления, приборы коммерческого учета электроэнергии и их обслуживание.
        Организация розничного рынка электрической энергии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области необходима по нескольким причинам. Во-первых, не все потребители могут приобретать электроэнергию на оптовом рынке. Во-вторых, развитие розничного рынка является экономически и коммерчески оправданным шагом. Экономическая целесообразность заключается в уменьшении суммарных издержек мелких и средних покупателей по сравнению с затратами, необходимыми в случае их работы на ОРЭ; коммерческая - в снижении ценового риска для конечных покупателей и более профессиональной <игре> на оптовом рынке посредников-сбытовиков, в том числе заключении финансовых договоров (фьючерсов, форвардов и др.). Заметим, что розничный рынок может эффективно функционировать в рамках только одной основной модели - конкурентной, при которой на определенной территории работает несколько соперничающих продавцов и поставщиков электроэнергии.
        Внедрение конкуренции на розничном рынке потребует выполнения ряда условий, в числе которых:
  • равный доступ конкурирующих энергосбытовых и энергоснабжающих компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке;
  • равный доступ конкурирующих энергосбытовых и энергоснабжающих компаний к технологической инфраструктуре рынка;
  • отсутствие регулирования цен на электроэнергию, продаваемую потребителям конкурентными энергосбытовыми компаниями;
  • оснащение потребителей сертифицированными приборами коммерческого учета электроэнергии;
  • наличие эффективной системы государственного регулирования монопольных сетевых услуг и диспетчерского управления;
  • наличие субъектов розничного рынка, ответственных за потери электроэнергии на территории, которая охватывается данным розничным рынком;
  • определение условий присвоения предприятию статуса гарантирующего поставщика.
        Из всех перечисленных пунктов на данный момент выполнен только один - наличие системы государственного регулирования монопольных сетевых услуг и диспетчерского управления.
        Одним из наиболее важных условий существования конкуренции на розничном рынке является равный доступ энергосбытовых и энергоснабжающих компаний к покупке электроэнергии на оптовом рынке. Отсутствие равного доступа объясняется наличием в регионах перекрестного субсидирования. На эту проблему необходимо обратить особое внимание.
        С октября 2003 г. многие АО-энерго утверждали в ФЭК России новые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, где величина выпадающих доходов и <перекрестки> включалась в вышеобозначенный тариф, что привело к росту цен в 2-4 раза. Более того, при расчете выпадающих доходов не всегда учитывается расходная часть, т. е. из баланса убирается товарная продукция, но не вычитаются затраты, которые АО-энерго уже не будет нести, если отпустит потребителя покупать электрическую энергию на оптовый рынок. Таким образом, АО-энерго получает компенсацию.
        Электроэнергия, безусловно, представляет собой стратегическую товарную продукцию, и ее производство и распределение надо оплачивать в полном объеме. Но АО-энерго, как любой другой производитель стратегической товарной продукции, являются акционерными обществами. Почему же у какого-нибудь другого предприятия не возникает желания попросить <отступные>, если его продукцию перестали покупать?
        Конечно, вопросы перекрестного субсидирования необходимо решать на правительственном уровне, иначе рынки электрической энергии (мощности) не будут развиваться должным образом.
        Сейчас основной задачей при формировании новых отношений на региональных рынках электроэнергии, как ни банально это звучит, является снижение тарифов. И цены упадут, если рынку позволить развиваться по нормальным рыночным законам. Энергосбытовые и энергоснабжающие компании, работающие в условиях конкуренции, должны стремиться к уменьшению издержек на покупку электрической энергии для своих клиентов. При этом управление спросом может заключаться в формировании и предложении потребителям таких ценовых условий, которые стимулируют:
  • выравнивание суммарного графика нагрузки, т. е. снижение электропотребления в пиковые часы и увеличение в ночные часы;
  • оптимизацию нагрузки в электросетях в зонах с повышенным спросом на мощность;
  • энергосбережение.     Какие же существуют варианты развития рынка? Беспрецедентным является предложение создать региональную торговую площадку (биржу) по аналогии с НП <АТС>, что повлечет за собой лишь появление еще одного посредника со своими затратами, тем более что Санкт-Петербург и Ленинградская область являются дефицитными регионами.
  •  
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему