• Содержание номера
  • Рейтинг:  0 
 

Не хочу и не пущу? История о том, как ОАО <Мотордеталь> пробивается на оптовый рынок электроэнергии

 

Автор

 

    Интервью с заместителем технического директора по энергетике ОАО <Костромской завод "Мотордеталь"> Николаем Слезкиным

    ЭР: Николай Васильевич, как Вы в целом охарактеризуете сложившуюся ситуацию с выходом крупных потребителей на ФОРЭМ и ССТ ОРЭ?

    Н. С.: Для оценки ситуации в целом я не располагаю достаточным объемом информации. Судить приходится по опыту нашего предприятия и некоторым известным мне примерам. Однако даже в таком случае можно выявить типичные отношения энергоснабжающих организаций РАО <ЕЭС России> с их абонентами-потребителями.

    ЭР: Чем обусловлен выход ОАО <Мотордеталь> на ФОРЭМ и ССТ ОРЭ?

    Н. С.: Решение о необходимости выхода ОАО <Мотордеталь> на оптовый рынок электроэнергии было принято после того, как вопреки Постановлению РФ № 226 от 02.04.2002 <О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии> и соответствующим методическим указаниям, вопреки письменным указаниям ФЭК России, а также мнению РЭК и администрации Костромской области ОАО <Костромаэнерго> в 2003 г. уклонилось от перехода на расчеты за потребляемую заводом электроэнергию по тарифам высокого напряжения, соответствующим схеме электроснабжения предприятия. Когда энергосистемой взимается плата за эксплуатацию сетей 10 кВ, ни единого метра которых для электроснабжения завода не используется, отношения нельзя назвать партнерскими. В условиях 2003 г. разница между тарифами на электроэнергию ОАО <Костромаэнерго> по высокому и среднему напряжению составляла 30%.
    Дополнительным фактором является предстоящая передача подстанции 220/110/10 кВ <Мотордеталь> в Федеральную сетевую компанию. В результате завод окажется присоединенным непосредственно к Единой национальной (общероссийской) электрической сети и, естественно, должен иметь статус субъекта оптового рынка электроэнергии.

    ЭР: Каково было мнение администрации Костромской области по вопросу выхода предприятия на оптовый рынок? С какими проблемами Мотордеталь столкнулась по пути на оптовый рынок?

    Н. С.: Администрация Костромской области, способствуя расширению производства пользующейся спросом продукции, поддержала намерение предприятия. В соответствии с утвержденным Порядком вывода на ФОРЭМ энергоемких организаций-потребителей после согласования с РЭК Костромской области постановлением ФЭК России № 34-э/15 от 30.04.2003 ОАО <Мотордеталь> с 1 мая 2003 г. было включено в Перечень коммерческих организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии как крупный потребитель.
    В мае 2003 г. с соответствующими службами и техническими руководителями ОАО <Костромаэнерго> были согласованы условия создания АСКУЭ с размещением приборов учета на точках поставки электроэнергии, совпадающих с границей балансовой принадлежности электрических сетей (кабельные наконечники в ячейках КРУ-10 кВ подстанции 220/110/10 кВ <Мотордеталь>). От ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> мы получили соответствующие технические условия создания АСКУЭ. ООО <НПФ "Прософт-Е"> (г. Екатеринбург) приняло участие в предпроектном обследовании завода и питающей подстанции, в разработке технического задания и рабочего проекта; в результате была создана и с 15 августа 2003 г. сдана в опытную эксплуатацию АСКУЭ ФОРЭМ ОАО <Мотордеталь>. Для ревизии измерительных комплексов и метрологической аттестации АСКУЭ был подготовлен договор с Сергиев-Посадским ЦСМ.
    21 июня 2003 г. ОАО <Костромаэнерго> приняло для оформления наш проект договора на оказание услуг по передаче электроэнергии и мощности с ФОРЭМ. В течение июля-августа 2003 г. службы ОАО <Костромаэнерго> нехотя, медленно, но вели работу по согласованию положений договора. Федеральным законом <Об электроэнергетике> указанный договор определяется как публичный, т. е. обязательный к оформлению АО-энерго.
    В июне 2003 г. ОАО <Мотордеталь> в установленном порядке представило в необходимые инстанции согласованные ОАО <Костромаэнерго> и РЭК Костромской области заявки о включении в Плановый баланс производства и поставок электроэнергии и мощности в рамках ЕЭС России на октябрь-декабрь 2003 г. и на 2004 г. 8 сентября 2003 г. после обсуждения у заместителя губернатора Костромской области в целях сокращения выпадающих доходов ОАО <Костромаэнерго> было подписано соглашение о начале работы ОАО <Мотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии с 1 декабря 2003 г. в пределах 50% энергопотребления, а с 1 января 2004 г. - в полном объеме, что позднее было учтено в плановом балансе.

    ОАО <Костромской завод "Мотордеталь"> (сокращенно - ОАО <Мотордеталь>) является крупнейшим в СНГ специализированным поставщиком деталей цилиндро-поршневой группы для двигателей внутреннего сгорания. В Костромской области это самое крупное промышленное предприятие, обеспечивающее существенные отчисления в бюджеты города и области. Поскольку в производстве широко используется электротехнологическое оборудование, доля энергозатрат в себестоимости заводской продукции составляет около 20%. Электроснабжение ОАО <Мотордеталь> при заявленной собственной мощности 20-25 МВт с годовым потреблением электроэнергии 160-180 млн кВт.ч осуществляется с шин 10 кВ подстанции 220/110/10 кВ <Мотордеталь>, принадлежащей ОАО <Костромаэнерго>.

    Однако 9 сентября 2003 г., очевидно после доклада ОАО <Костромаэнерго> о подписанных накануне документах, от Северной энергетической управляющей компании (ОАО <СЭУК>, г. Вологда), в состав которой входит ОАО <Костромаэнерго>, последовало устное, но жесткое указание: <"Мотордеталь" на ФОРЭМ не выпускать!> В результате ОАО <Костромаэнерго> отказалось согласовывать проектную документацию по АСКУЭ, требуя выноса приборов учета электроэнергии с изначально согласованных точек, расположенных в сечении поставки в соответствии с Положением об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке. Были заблокированы работы по метрологической аттестации АСКУЭ, приостановлено оформление договора на оказание услуг по передаче электроэнергии.

    ЭР: Какие шаги вы предприняли, чтобы исправить ситуацию?

    Н. С.: Наши обращения в РАО <ЕЭС России>, ЗАО <ЦДР ФОРЭМ>, Костромское антимонопольное управление с просьбой обратить внимание на нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и правил оптового рынка электроэнергии оказались безрезультатными.
    25 ноября 2003 г. указанные выше обстоятельства рассматривались на рабочем совещании у заместителя председателя ФЭК России Ю. Е. Яковлева. Было принято решение учесть заявку ОАО <Мотордеталь> в плановом балансе производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС России на I квартал 2004 г. РАО <ЕЭС России> и ЗАО <ЦДР ФОРЭМ> было поручено принять необходимые меры по урегулированию отношений ОАО <Костромаэнерго> и субъекта ФОРЭМ ОАО <Мотордеталь>.
    Однако 3 декабря 2003 г. по распоряжению заместителя технического директора ОАО <СЭУК> по ОАО <Костромаэнерго> О. Г. Семиглазова без какого-либо предупреждения отключением токовых цепей были выведены из работы счетчики электроэнергии АСКУЭ ОАО <Мотордеталь>. Таким образом, была нарушена не только АСКУЭ ФОРЭМ, находящаяся в опытной эксплуатации, но и система коммерческого учета потребляемой заводом электроэнергии, и информационно-измерительная система, с 1988 г. обеспечивающая контроль и регулирование мощности, потребляемой подразделениями завода и предприятием в целом.
    При этом с декабря 2003 г. по март 2004 г. неоднократно производились попытки выставления к оплате счетов за якобы потребленную электроэнергию, на 900-1200 тыс. кВт.ч превышающих плановые расчетные показатели (до отключения приборов небаланс в учете энергопотребления завода не превышал +40-50 тыс. кВт.ч).
    11 мая 2004 г. в апелляционной инстанции Арбитражного суда Костромской области после рассмотрения поданного в декабре 2003 г. искового заявления ОАО <Мотордеталь> о принуждении ОАО <Костромаэнерго> к заключению договора об оказании услуг по передаче электроэнергии с оптового рынка было принято решение, требующее заключения договора в срок до 17 мая 2004 г. Однако ОАО <Костромаэнерго>, проигнорировав решение арбитражного суда, в субботу 15 мая демонтировало приборы учета электроэнергии АСКУЭ ОАО <Мотордеталь>.
    2 июня 2004 г. состоялось заседание комиссии при Наблюдательном совете НП <АТС>, посвященное рассмотрению взаимоотношений ОАО <Костромаэнерго> и ОАО <Мотордеталь> как субъекта ОРЭ. Действия ОАО <Костромаэнерго> признаны препятствующими доступу на оптовый рынок электроэнергии, о чем решено уведомить председателя правления РАО <ЕЭС России>. АО-энерго предложено в двухнедельный срок до очередного заседания комиссии определить меры по устранению допущенных нарушений.

    ЭР: Смогли ли вы найти механизм, позволяющий обойти многочисленные барьеры на пути к энергорынку?

    Н. С.: К сожалению, до настоящего времени барьеры, чинимые ОАО <Костромаэнерго> под управлением Северной энергетической управляющей компании, преодолеть не удается. В феврале 2004 г., после рассмотрения по поручению Правительства РФ взаимоотношений ОАО <Мотордеталь> и ОАО <Костромаэнерго>, ФЭК России признала действия АО-энерго противоречащими действующему законодательству и указала на необходимость пресечения их в административном порядке со стороны РАО <ЕЭС России> и администрации области, а также в судебном порядке. Однако правовое поле России позволяет ОАО <Костромаэнерго> в течение года уклоняться от заключения публичного договора на оказание услуг по передаче электроэнергии по региональным сетям. Предстоит кассационная инстанция арбитражного суда, рассмотрение дела в комиссии при Наблюдательном совете НП <АТС>, а также в комиссии РАО <ЕЭС России>. Руководство Северной энергетической управляющей компании дважды без каких-либо доказательств отклонило просьбы губернатора Костромской области не препятствовать началу деятельности ОАО <Мотордеталь> на ОРЭ. Очевидно, для большой энергетики экономика региона и тем более отдельно взятого промышленного потребителя не интересна.

    ЭР: Как обстоят дела в Костромской области с проблемой перекрестного субсидирования? Может ли она быть основной причиной того, что ОАО <Мотордеталь> не выпустили на ФОРЭМ?

    Н. С.: Потребление электроэнергии по Костромской области на 20-25% бытовое. Доходы населения невысоки, средняя зарплата составляет около 4700 руб. Тарифы на электроэнергию на 2004 г. при экономически обоснованном уровне 133 коп./кВт.ч для городского населения утверждены в размере 107 коп./кВт.ч, для сельского - 75 коп./кВт.ч. Необходимость перекрестного субсидирования при этом определена АО-энерго и РЭК в объеме более 250 млн руб. После экспертизы, проведенной аудиторско-консалтинговой группой <ЭКФИ> (г. Москва), ФЭК России постановлением № 29-э/5 от 29.04.2004 утвердила предельные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Костромской области: по сетям 110-220 кВ - 103,8 и 327,33 руб./МВт.ч, по сетям 6-10 кВ - 390,98 и 614,50 руб./МВт.ч. РЭК Костромской области утвердила тарифы на услуги по передаче электроэнергии на предельном уровне, т. е. с перекрестным субсидированием в размере 223,52 руб./МВт.ч (215% расчетной стоимости услуг по передаче электроэнергии по сетям 110-220 кВ). Очевидно, что экономическая эффективность выхода предприятия на ОРЭ в данных условиях оценивается как ничтожно малая величина. В расчете на разрешение вопросов перекрестного субсидирования в дальнейшем и в целях достижения поставленной цели - выхода на оптовый рынок электроэнергии - наше предприятие не отвергает перекрестное субсидирование, если оно осуществляется в разумных пределах.
    Следует отметить, что тарифы на электроэнергию ОАО <Костромаэнерго> на 2004 г. утверждены РЭК при условии работы ОАО <Мотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии с 1 января 2004 г. Следовательно, начало работы ОАО <Мотордеталь> на оптовом рынке электроэнергии не повлечет выпадающих доходов ОАО <Костромаэнерго>. Удерживая ОАО <Мотордеталь> на региональном рынке в текущем году, ОАО <Костромаэнерго> под руководством ОАО <СЭУК> обеспечивает себе дополнительную внеплановую прибыль. Это очевидное с любой точки зрения жульничество.
    Таким образом, проблемы перекрестного субсидирования не являются основанием для противодействия началу работы завода как на ФОРЭМ, так и в секторе свободной торговли ОРЭ.

    ЭР: Что сегодня помогает и что мешает становлению рынка?

    Н. С.: От лица промышленных энергетиков могу сказать, что потребителей электроэнергии вдохновляет на участие в ОРЭ монополизм и злоупотребление доминирующим положением со стороны АО-энерго, определяющие ущербную для промышленных потребителей тарифную политику в регионах. Отмечу, что приказ РАО <ЕЭС России> № 370 от 21.07.2003 <Об утверждении Методических рекомендаций по формированию программы ликвидации перекрестного субсидирования> ОАО <Костромаэнерго> проигнорировало. В результате вместо рекомендуемого конструктивного сотрудничества по вопросам экономического взаимодействия наше предприятие подтолкнули на оптовый рынок, осложняя решение вопросов перекрестного субсидирования в регионе.
    Мешает участию в оптовом рынке электроэнергии тот же монополизм и безнаказанное злоупотребление доминирующим положением АО-энерго. Приказ по РАО <ЕЭС России> № 521 от 07.10.2003 <Об обеспечении сбора данных коммерческого учета? в рамках подготовки к запуску конкурентного сектора ОРЭ> ОАО <Костромаэнерго> также проигнорировало. В соответствии с приказом оформление Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, а также Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласовании почасовых значений сальдоперетоков по точкам поставки поручено АО-энерго. Однако ОАО <Костромаэнерго> оставляет предложения завода без какого-либо ответа с декабря 2003 г.
    В приложении к указанному приказу отмечается, что <на сетевых элементах могут находиться несколько измерительных приборов, установленных? в распределительном устройстве одного субъекта>. Однако ОАО <Костромаэнерго> настаивает на выносе приборов учета АСКУЭ ОАО <Мотордеталь> с сечения поставки с принадлежащей ему подстанции, причем в качестве основания выдвигается единственный принцип, сформулированный заместителем генерального директора ОАО <СЭУК> по управлению ОАО <Костромаэнерго> И. В. Солониковым: <не хочу и не пущу>. Ситуация абсурдная. Ни в одном магазине не убирают весы с прилавка, предлагая покупателю взвесить товар дома?
    Мешает излишняя, как мне кажется, свобода основополагающих документов в области создания АСКУЭ или АИИС (автоматизированных информационно-измерительных систем). К договору о присоединении к торговой системе ОРЭ утверждено семь (!) приложений, содержащих требования к АИИС. Но при этом место расположения приборов коммерческого учета не регламентируется (таков ответ НП <АТС>). Как же тогда понимать п. 2.1 Технических требований переходного периода к системам коммерческого учета электроэнергии субъекта ОРЭ, где сказано следующее: <При создании АСКУЭ субъекта ОРЭ необходимо устанавливать измерительные комплексы средств коммерческого учета на точках учета, включенных в сечение поставки с ОРЭ>? Данное условие ранее присутствовало в Положении об организации коммерческого учета электроэнергии и мощности на оптовом рынке: <АСКУЭ субъектов рынка должны создаваться таким образом, чтобы сечение поставки и сечение учета для них совпадали>. Пункт 2.7 приложения № 11.1 к договору о присоединении к торговой системе ОРЭ также гласит: <При создании АИИС необходимо устанавливать измерительные комплексы средств коммерческого учета на точках поставки>.
    В результате с сентября 2003 г. ОАО <Костромаэнерго> препятствует вводу в промышленную (постоянную) эксплуатацию АСКУЭ ФОРЭМ ОАО <Мотордеталь>, требуя выноса приборов коммерческого учета с сечения поставки. ЗАО <Вологодский подшипниковый завод>, являющийся субъектом ФОРЭМ с 1 августа 2002 г., насколько мне известно, по настоянию ОАО <Вологдаэнерго>, наоборот, занимается переносом существующей системы учета на сечение поставки. В итоге указанные субъекты ОРЭ не могут начать работу ни на ФОРЭМ, ни в секторе <5-15%>, который предлагает в своих программных выступлениях председатель правления РАО <ЕЭС России> А. Б. Чубайс.
    По всей видимости, придется повторно обратить внимание В. Б. Христенко, ныне министра промышленности и энергетики, на организацию доступа на оптовый рынок электроэнергии, а также на необходимость исполнения антимонопольного законодательства.

    Комментарий специалиста

    Сергей Кочуров
    директор по сбыту ОАО <Северная энергетическая управляющая компания> (г. Вологда)


    К сожалению, представитель ОАО <Мотордеталь> искажает факты. Это предприятие подключено к п/с <Мотордеталь>, которая принадлежит ОАО <Костромаэнерго>, на стороне 10 кВ. При утверждении РЭК тарифов на 2003 г. завод был учтен как потребитель на среднем напряжении. А на высокое напряжение он был переведен в 2004 г., и ему предъявлялись расчеты исходя из соответствующих тарифов.
    По нашему мнению, п. 50 Методики расчета тарифов недостаточно четко определяет принцип отнесения потребителей к различным тарифным группам по уровню напряжения. Но в данном случае ОАО <Костромаэнерго> только выполняло решение РЭК.
    Представитель Мотордетали утверждает, что предприятие включено в плановый баланс производства и поставок электроэнергии на I квартал 2004 г., умалчивая, однако, что для предприятия установлен нулевой объем. Нас обвиняют в том, что ОАО <Северная энергетическая управляющая компания> без предупреждения отключило счетчики АСКУЭ Мотордетали. Но опять же не уточняют, что согласия на установку потребительского учета на подстанции, принадлежащей Костромаэнерго, никто не давал. Тем более что у потребителя имеется возможность организовать учет на своих установках. Это требование действующих правил.
    ОАО <Мотордеталь> ставит нам в вину и намеренное затягивание оформления документов, необходимых для выхода на оптовый рынок. Однако при этом предприятие до сих пор не представило никаких подтверждающих документов о создании и вводе в промышленную эксплуатацию АСКУЭ. Наши требования базируются на Положении об организации коммерческого учета энергии и мощности на ОРЭ: на одну зону поставки должны быть организованы две зоны учета по обе стороны от зоны поставки (одна - на электроустановках энергоснабжающей организации, вторая - у потребителя).
    Энергетиков часто обвиняют в том, что они действуют в ущерб развитию региона.
    На самом деле мы напрямую заинтересованы в развитии промышленности, так как это ведет к увеличению объемов производства и передачи энергии. Характерный факт: до принятия тарифов на 2004 г. Мотордеталью было подписано соглашение об участии в перекрестном субсидировании, однако сразу после их утверждения предприятие отказалось от выполнения своих обязательств. И кто же действует в интересах региона? На кого ляжет перекрестка? Нам нужна ясность в вопросе: как будут возмещаться выпадающие доходы АО-энерго и что станет с социально-экономической обстановкой в регионе после выхода потребителей на ОРЭ.
    Никаких незаконных действий, препятствующих выходу Мотордетали на ФОРЭМ, ОАО <Костромаэнерго> не предпринимает. Единственное наше требование - организовать учет на своих электроустановках в соответствии с действующими правилами. Мы работаем на территории трех областей (Архангельской, Вологодской и Костромской) и ни с одним потребителем у нас таких трений не возникало. Вся проблема в том, что Мотордеталь хочет сэкономить: вместо установки систем учета на нескольких своих подстанциях поставить одну, причем на нашей подстанции и с использованием нашего оборудования.

 
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему