Журнал ЭнергоРынок   Журнал ЭнергоРынок
об ид рцбо журналеподпискаконференциипокупкаархиврекламагостевая книгаконтакты
Поиск

Журнал "Энергорынок" # 8 за 2007 год

Проблема управления надежностью в электроэнергетике


Эдельман Валерий

Научно-исследовательский институт экономики энергетики ОАО

    Постановка задачи управления надежностью в энергосистемах
    Во времена предреформенной энергетики, в период административного и централизованного корпоративного управления отраслью, надежность электроснабжения потребителей основывалась на следующих базовых принципах: ответственности за территориальное обеспечение электрической и тепловой энергией и комплексе требований к уровню надежности энергоснабжения, прописанных в различных межотраслевых и отраслевых документах.
    Реформирование электроэнергетики, образование самостоятельных генерирующих сетевых и сбытовых компаний исключило элемент территориальной ответственности за надежность энергоснабжения потребителей, не предложив взамен никакого другого эффективного инструмента, тем более в условиях ослабления действия положений, обозначенных в отраслевых документах. Скупо сформулированные в законе "Об электроэнергетике" требования к Системному оператору об обеспечении надежности энергосистем проблемы не решают.
    Следует добавить, что высокая цена обеспечения повышенного уровня надежности электроснабжения для ответственных потребителей в силу особенностей формирования цены на электроэнергию оплачивается всеми потребителями, в том числе, не претендующими на такую степень надежности. Практически это означает перекрестное субсидирование потребителей по "фактору надежности", что в дальнейшем по мере углубления коммерциализации отношений в рамках энергорынка вызовет активное противодействие. "Бесплатность" надежности в свою очередь будет стимулировать потребителей завышать свои требования и рассматривать любое отклонение уровня надежности от абсолюта как повод для предъявления исков к энергокомпаниям. У последних же при отсутствии внятных нормативов и неявно выраженной ответственности за надежное электроснабжение практически будет полностью отсутствовать мотивация действенного поддержания этого уровня.
    Развивающийся рынок электрической энергии и мощности никак не охватывает проблему обеспечения надежного электроснабжения потребителей. Отсутствуют ориентиры, необходимые для ее реализации, никак не прописана ответственность за ее обеспечение, не предполагается координации действий по надежности, оборот надежности как товара или услуги отсутствует и нет необходимых нормативно-правовых документов для его организации.
    Вывод, который следует из вышеизложенного, состоит в том, чтобы дополнить концепцию развития рынка в электроэнергетике системой управления надежностью электроснабжения потребителей, основанной на экономических и нормативно-правовых механизмах, охватывающих всех участников процесса, включая и потребителей электроэнергии.

    Зарубежный опыт управления надежностью в энергосистемах
    Степень и детализация организации процесса управления надежностью энергоснабжения потребителей за рубежом во многом зависит от индивидуальных особенностей энергетики в каждой стране и, в частности, от следующих факторов: располагаемые резервы мощности; степень резервирования в сетях ("медная доска"); продвинутость рыночных реформ; опыт системных аварий; сложившееся понимание об ответственности энергокомпаний перед обществом и т. д. Можно привести примеры применения различных инструментов (экономических и административных) в таких странах, как Бельгия, Германия, Франция, Великобритания, США, Канада, Япония, Израиль, Новая Зеландия и в ряде других. Ниже отмечены некоторые общие моменты практики управления надежностью в зарубежных энергосистемах.
    В большинстве развитых стран сложилось представление, активно поддерживающееся и правительствами и СМИ о том, что энергосистема страны является общественным достоянием независимо от формы собственности, и для поддержания ее надежности и живучести необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон (поставщиков, потребителей, властных структур, инфраструктурных институтов, СМИ и т. д.). На основании этого формируется правовая база энергетики, разрабатываются алгоритмы поведения в нормальных и аварийных режимах, проводятся исследовательские и аналитические работы, представляется информация об участниках рынка и т. д. Еще в 1990-е годы в национальных законодательствах ряда стран Европы и США была прописана ответственность и энергетических компаний и потребителей за соблюдение стандартов надежности и качества электроэнергии. В Директиве ЕС 03/54/Е (2003 г.) гарантия надежного снабжения сформулирована как приоритетная цель, в соответствии с которой должно осуществляться развитие отрасли. Гораздо дальше в плане экономического управления надежностью электроснабжения и совмещения этого обстоятельства с инвестиционным процессом и, в первую очередь, в сетевую компоненту, пошли авторы проекта Директивы ЕС СОМ (2003 г.) № 740. В рамках его сформулированы все основные требования и определения по отношению к процессу управления надежностью в единой европейской сети, в том числе и к странам ЕЭС: принять необходимые законодательные документы. На настоящий момент в странах-членах ЕС определен достаточно широкий круг мер, призванных обеспечить обязательства по надежному снабжению потребителей.
    Наиболее показательным в плане управления надежностью электроснабжения на основе экономичных и административных методов является опыт США. Так, cевероамериканский совет по надежности (NERC) преобразован из добровольной организации с консультативными функциями в североамериканскую организацию по надежности в электроэнергетике (NAERO), обладающую правом надзора над соблюдением обязательных стандартов и координации деятельности региональных органов управления надежностью. В основу механизма управления надежностью в США закладываются ответы на три вопроса:

  • ущерб экономике от ненадежного электроснабжения;
  • стоимость надежности сегодня и в перпективе;
  • надежность с точки зрения потребителя и управления возникающими рисками.
        С целью поиска ответов на них проводятся обширные исследования, обрабатывается статистический материал, формируются сценарии нарушений надежности с оценкой экономических последствий. Кроме этого разработаны методики определения ущерба от "ненадежности" и проранжирована вся масса промышленных и других коммерческих и бытовых потребителей по их требованиям к уровню надежности электроснабжения.
        В европейских странах, в США и Канаде разработаны и действуют индексы измерения надежности (стандарт IEEE 1366) на рынках электроэнергии, которые дают основания органам регулирования для принятия мер по отношению к тем компаниям, которые не обеспечивают заданный уровень, в том числе и путем наложения штрафных санкций.
        Важным инструментом, которому уделяется значительное внимание, является использование в разных формах дифференцированных тарифных планов в зависимости от уровня обеспечиваемой надежности электроснабжения потребителей. Последние вправе, опираясь на собственную потребность, определить для себя тот или иной вариант обеспечения надежности на основе выбираемого стандарта обслуживания. В качестве параметров определены: уведомление об отключении; частота и продолжительность отключения; объем недопоставленной электроэнергии и т. д. В свою очередь потребители несут ответственность за соблюдение ограничений по мощности и (или) энергии в зависимости от выбранного варианта обслуживания.
        Носителями нормативной информации практически повсеместно за рубежом являются стандарты на непрерывность электроснабжения и качество электроэнергии, которые подразделяются на гарантированные, т. е. определяющие индивидуальные условия для потребителя, и общие, устанавливающие некоторый обязательный уровень обслуживания в плане обеспечиваемой надежности электроснабжения и качества энергии. Так, в европейских странах действуют более двух десятков стандартов, при невыполнении которых штрафные санкции нацелены на:
  • компенсации потребителям при неисполнении стандартов;
  • демонстрирование потребителям, что система стандартов является эффективной;
  • наказание компаний-поставщиков за плохую работу.
        Кроме этого определены и размеры компенсации за недопоставленную электроэнергию, рассчитываемые в зависимости от степени невыполнения стандарта надежного электроснабжения. К тому же следует добавить, что в ряде стран действует правило ограничения ответственности энергокомпании, опирающееся на тезис упомянутого выше "общественного договора относительно энергосистемы как национального достояния".
        В числе механизмов управления надежностью электроснабжения потребителей за рубежом огромное внимание уделяется использованию страхования.
        Наиболее "популярная" форма ущерба, возникающего из-за отключений, - остановка деятельности компании, - для минимизации которого более крупные компании обычно применяют специальные системы страхования. Помимо того, отключения и скачки напряжения наносят прямой ущерб коммерческим и жилищно-коммунальным структурам.
        Страховые компании отмечают также возникновение новых форм ответственности, связанных с отключениями электроэнергии: в условиях конкурентного энергетического рынка поставщики несут юридическую ответственность за недопоставленную электроэнергию, поскольку потребитель сделал свой выбор, а поставщик не выполнил свои обязательства.
        Страховые компании достаточно серьезно относятся к проблемам надежности энергоснабжения. Важность последнего для страховщиков возрастает, что подчеркивает возникновение новых видов страхования, связанных с данной проблемой, а также существенное внимание, уделяемое проблеме в специальной литературе по управлению рисками и страхованию.

        Задачи построения системы управления надежностью электроснабжения в РФ
        Анализ ситуации в электроэнергетике нашей страны, характер и развитие рыночных отношений, опыт поддержания уровня надежности энергосистем в дореформенный период и обширный зарубежный опыт управления надежностью электроснабжения потребителей позволяют сформулировать некоторые предположения в отношении построения системы управления надежностью в электроэнергетике. Такая система должна базироваться на особенностях формирования рыночной среды в отрасли, выстроенной вертикали диспетчерского управления, созданной инфраструктуре для конкурентной торговли электроэнергией и т. д. Решая задачу построения системы управления надежностью электроснабжения потребителей, прежде всего полезно сформулировать базовые соображения, которые должны быть положены в ее основу:
        1. При построении системы и создании ее блоков необходимо исходить из примата поддержания надежности и живучести единой энергосистемы по отношению к коммерческим интересам участников энергорынка. Истоки данного требования берут начало из представления об инфраструктурной значимости электроэнергетики для функционирования и жизнеобеспечения национального хозяйства и социальной сферы страны.
        2. Участники энергетического рынка - предприятия энергетики и потребители энергии - должны получать справедливое возмещение относительно затрат и потерь, которые имеют место для поддержания заданного уровня надежности или возникают при снижении его ниже нормативных или договорных значений.
        3. Потребителям электрической энергии должна быть представлена свобода выбора желательного для них уровня надежности электроснабжения, обеспечиваемого их платежеспособным спросом. В случае если нормативный или договорной уровень надежности нарушен, потребитель должен получить возмещение ущерба.
        4. Управление надежностью электроснабжения потребителей должно базироваться на соответствующей правовой основе - законодательных документах, стандартах, нормативах, регламентах оптового и розничного рынков и т. д., - включающей:

  • разграничение зон экономической ответственности субъектов рынка электроэнергии за нарушения системной надежности и надежности электроснабжения потребителей;
  • разграничение понятий "форс-мажорные" и "нормативные" условия функционирования электроэнергетики с позиции мер ответственности за возможные отказы;
  • регламентация показателей надежности, наиболее пригодных для ее количественной оценки в сфере функционирования энергосистемы и системы электроснабжения потребителей;
  • ценовые инструменты экономического управления надежностью электроснабжения потребителя;
  • вопросы оценки имущественного ущерба потребителя от нарушения надежности его электроснабжения;
  • система страхования рисков в электроэнергетике и, в частности, касательно ответственности поставщиков за нарушение надежности электроснабжения потребителей;
  • обеспечение требуемого уровня надежности в электроэнергетике в процессе формирования прогнозов и стратегий ее развития.
        5. Эффективное функционирование системы управления надежностью электроснабжения потребителей должно основываться на количественной оценке комплекса показателей и критериев надежности применительно к каждому из субъектов энергетического рынка. Исходя из такого комплекса показателей следует выстраивать и систему ответственности за нарушения, являющиеся причиной и системных отказов и отказов в электроснабжении потребителей. Это позволит установить виновников возникновения отказов, определять степень их вины и обоснованно привлекать к экономической ответственности. Отсутствие такой регламентации не только снижает мотивацию энергопредприятий к поддержанию надежности функционирования принадлежащих им технологических объектов, но и существенно затрудняет выполнение требований ст. 39 п. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" и ст. 547 ГК РФ "О возмещении в полном объеме реального ущерба потребителей при нарушениях электроснабжения".

        Ценовые механизмы управления надежностью электроснабжения потребителей
        В качестве ценовых инструментов управления надежностью электроснабжения потребителей обычно предлагаются дифференцированные цены (тарифы) на электроэнергию и (или) электрическую мощность в зависимости от нормативного, или договорного уровня обеспечиваемой надежности. Такая практика имеет место в ряде европейских стран и дает хорошие результаты. Конкретная дифференциация цен (тарифов) осуществляется в виде надбавок-скидок к действующим значениям цены, либо практикуется система установления специальных цен на особый вид системной услуги - обеспечение индивидуального уровня надежности электроснабжения.
        Дифференцированная цена на электроэнергию, учитывающая обеспечиваемый уровень надежности, является наиболее простым и эффективным инструментом управления надежностью в рыночных условиях. Поставщик услуг гарантирует потребителю договорный уровень надежности и в случае его нарушения несет соответствующую имущественную ответственность.
        Указанные цены (тарифы) должны в максимальной степени учитывать интересы всех субъектов электроэнергетического рынка и включать в себя на каждой границе взаимодействия параметры, задаваемые принимающей стороной (желаемый уровень надежности), а также регулирующей стороной (ограничивающие нормативы, отражающие условия регулирования).
        В качестве базы надежности для дифференциации цен (тарифов) на электроэнергию и мощность на первом этапе допустимо использовать категорирование электроприемников в соответствии с "Правилами устройства электроустановок".
        При переходе к рыночным принципам управления надежностью электроснабжения потребителей в энергосистемах цена (тариф) на электроэнергию должна стать носителем полноценной экономической информации о том, во что обходится всем субъектам рынка электроэнергии обеспечение электроснабжения данного потребителя с определенным уровнем надежности.
        Тем не менее даже построенная на такой основе цена на электроэнергию не способна во всех случаях обеспечить сбалансированность возможностей поставщиков энергии и спроса потребителей на уровень надежности электроснабжения. Аварийные дефициты мощности и энергии в энергосистемах вызывают необходимость осуществления определенных оперативных мероприятий в целях сохранения их живучести и устойчивости.
        Следовтельно, модель управления электропотреблением можно представить в виде гармоничного сочетания ценовой политики как долгосрочного регулятора и оперативного управления нагрузкой как элемента, действующего на короткий период.

        Ущербы потребителей от перерывов электроснабжения
        В задачах организации системы управления надежностью электроснабжения потребителей категория ущерба последних от нарушений - отказов и отключений - занимает важное место. Во-первых, величина ущерба является определяющей при отнесении потребителя к категории обеспечения надежности электроснабжения, а следовательно, к масштабу резервирования его электропитания. В свою очередь это обстоятельство влияет на выбор потребителя относительно желательного для него уровня надежности электроснабжения и соответствующего "тарифного меню". Величина ущерба от перерывов электроснабжения непосредственно отражается в виде экономических санкций к стороне, виновной в нарушении нормального режима электроснабжения.
        Разнообразие целей использования категории ущерба от перерывов электроснабжения, множество субъектов электроэнергетического рынка, заинтересованных в корректной его оценке, а также вариабельность конкретных реализаций событий, которые могут способствовать нанесению ущерба потребителям, предопределяют требования к его оценке. Можно даже говорить о необходимости консенсуса всех заинтересованных сторон относительно методологии определения убытка, нанесенного потребителям по причине сбоев в подаче электроэнергии. При этом следует учитывать, что по проблеме определения объема потерь в силу коммерческой заинтересованности сторон расхождения в подходах и величине, как правило, весьма существенны. Практически полностью устарела информация об ущербах потребителей, накопленная в период 1970-1990 гг., поэтому на сегодня ни для целей проектирования, ни для других задач управления надежностью электроснабжения потребителей сведениями мы не располагаем.
        Теперь следует обратиться к опыту определения характеристик ущерба зарубежных стран, где экономика находится на высоком уровне развития, и в частности - США. Объемные исследования в этом направлении дали положительный результат. Американские энергокомпании и исследовательские центры располагают довольно полной информацией об ущербах предприятий практически всех технологических направлений, а также убытков от отключений в коммунальном хозяйстве и в быту. Степень подробностей располагаемой информации позволяет использовать последнюю с высокой точностью в целях управления надежностью электроснабжения практически каждого конкретного потребителя.
        Аналогичные исследования и разработки, включая систему постоянного мониторинга за ситуацией, связанной с возникновением ущербов потребителей при перерывах в электроснабжении, необходимо организовать и в нашей стране. Такая система должна стать неотъемлемой частью общей системы управления надежностью в энергосистемах.

        Страхование как инструмент управления надежностью электроснабжения
        С точки зрения конечного потребителя электроэнергии приобретение страховки - один из способов управления (выявления, контроля и устранения или минимизации последствий) экономическими рисками перебоев в энергоснабжении. С другой стороны, контроль собственных рисков стимулирует страховые компании к активному взаимодействию со своими клиентами-страхователями, ведь снижая их потенциальные риски, страховщики тем самым снижают собственные расходы, предусмотренные для выплат страховых сумм.
        Страховые компании, имея большой опыт проведения мероприятий по предотвращению потерь и так называемый "набор инструментов" управления рисками, могут выступать в качестве активного элемента систем управления рисками в сфере надежности энергоснабжения.
        Среди методов управления этой группой рисков в арсенале страховых компаний можно выделить:

  • финансовые "инструменты" (структурирование страховых выплат);
  • участие в управлении техническим риском клиентов (стимулирование создания резервных систем энергоснабжения и систем раннего предупреждения);
  • участие в планировании непрерывной работы клиентов.
        Все страховые компании занимаются управлением финансовым риском, но меры контроля и предотвращения потерь у страхователя варьируются. Контроль над потерями застрахованной компании обычно проводится специалистами, нанимаемыми страхователем, хотя иногда непосредственно и сам страховщик предлагает свои услуги по управлению рисками.
        Страховые компании также активно участвуют в разработке различных методов управления техническими рисками и стимулируют применение их страхователями путем установления надбавок к страховым премиям. По имеющимся данным, уровень такой надбавки может достигать 20 % для страхователей, которые имеют хороший план действий в аварийных ситуациях.
        Среди инструментов управления техническими рисками можно также отметить:
  • разработку строительных норм и правил, способствующих улучшению противостояния катастрофам и стихийным бедствиям;
  • внедрение у потребителей резервных систем энергоснабжения;
  • внедрение систем заблаговременного оповещения о стихийных бедствиях.
        Известны случаи, когда забота потребителей о повышении надежности их энергоснабжения стимулируется выдачей льготных страховых полисов.
        Страховые компании могут способствовать стандартизации технологий управления техническими рисками, а также намечать возможности снижения их посредством использования новых энергосберегающих технологий (помимо всего, это снижает нагрузку на энергосистему в целом, что повышает надежность энергоснабжения в кризисных ситуациях и в определенных пределах сокращает число этих ситуаций).
        Максимальная готовность к чрезвычайным ситуациям и снижение продолжительности последующего периода восстановления нормального бизнес-процесса приобретают в последнее время для компаний все большее значение. В силу этого планирование непрерывности деятельности все более часто выделяется в отдельную категорию - риск-менеджмента. Учитывая данное обстоятельство, многие страховые компании предоставляют свои услуги в этой сфере. Страховые компании поощряют компании, занимающиеся планированием непрерывной деятельности и подготовкой к критическим ситуациям, ведь быстрое восстановление энергоснабжения и непрерывность деятельности энергокомпаний очень важны для минимизации последствий от перерывов в работе страхователей, вызванных стихийными бедствиями и энергетическими авариями.
        Рассмотрение страхования применительно к проблеме надежности энергоснабжения крайне значимо и своевременно в условиях, когда отношение потребителей к отключениям электроэнергии обостряется, а суды начинают рассматривать так называемые "потери данных" в качестве материального ущерба, подлежащего возмещению с применением традиционных способов страхования собственности.


Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
Ваше имя:
Ваш Е-mail:
  Ваш комментарий к статье:
 

1 2 3 4 5         

Проголосовать по данной статье можно только один раз.
 
Диаграмма оценок статьи
1 балл 0 чел.
2 балла 0 чел.
3 балла 0 чел.
4 балла 0 чел.
5 баллов 0 чел.
об ид "рцб" / о компании / подписка / конференции / покупка / архив / реклама / гостевая книга / контакты
Copyright © 1992-2006 ИД " РЦ?"
E-mail: