Роль Smart Metering в реализации государственной политики в сфере энергосбережения

 

Автор

Сильвиян Сеу, Генеральный директор ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ»

 

    Сложно переоценить роль технологий современного учета энергоресурсов в реализации государственных планов по повышению энергетической эффективности. Во всем мире для этих целей активно используется Smart Metering — «умный» учет. В России также пришли к пониманию его необходимости: на государственном уровне разработана программа, начата реализация пилотных проектов.
    Можно ли сэкономить то, что нельзя измерить?
    Ключевыми понятиями ФЗ № 261 «Об энергосбережении…» являются «энергосбережение» и «энергоэффективность». Первое подразумевает реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Второе представляет собой характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов, к затратам энергоресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
    Очевидно, что достижение конкретных показателей и характеристик требует создания системы их объективной оценки. Однако можно ли сэкономить то, что нельзя измерить? Для подсчета эффекта от энергосбережения и повышения энергоэффективности требуются достоверные современные средства измерения.
    Катализатором процесса повышения энергоэффективности призвана стать Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Ее основная цель — снижение энергоемкости ВВП РФ к 2020 г. на 13,5%, а в совокупности с другими факторами — до 40%. Функция по оперативному управлению этой программой возложена на ФГБУ «Российское энергетическое агентство». РЭА поставлена задача по формированию технологических платформ — банка инновационных технологий, одной из которых станет интеллектуальная система учета энергоресурсов Smart Metering.
    Smart Metering: подсчитать то, что можно сэкономить
    Smart Metering — это современные, основанные на последних мировых научно-технических достижениях комплексы аппаратных и программных средств, с помощью которых на качественно новом уровне надежности можно обеспечить:

  • измерение энергетических ресурсов;
  • контроль и управление их поставкой, транспортировкой и потреблением;
  • автоматизированную передачу, обработку и представление информации о потреблении ресурсов;
  • формирование ситуационных баз данных об энергопотреблении с элементами информационной поддержки задач управления потреблением энергоресурсов и др.
    Системы Smart Metering позволяют оценивать эффективность внедрения энергосберегающих технологий, делать прозрачными расчеты за потребленные энергоресурсы, оперативно получать данные о текущем потреблении электроэнергии, режимах потребления, контролировать исправность счетчиков, осуществлять сведение баланса по группам счетчиков с целью выявления безучетного потребления и фактов воздействия на счетчики.
    Зарубежный опыт
    Системы интеллектуального учета имеют подтвержденные практикой преимущества. Для потребителей это уменьшение платежей за используемые энергию и мощность, для энергокомпаний — снижение пиков потребления и уменьшение капиталовложений в наращивание пиковых генерирующих мощностей. Такие системы позволяют производить сбор и удаленную передачу всего необходимого объема данных для оперативного контроля и коммерческих расчетов потребления электроэнергии. В перечень основных функций АСКУЭ входит, в том числе, целенаправленное регулирование режимов энергопотребления. Таким образом достигается энергосбережение и обеспечивается платежеспособный спрос.
    Технологии Smart Metering уже немало лет активно внедряются в развитых странах. Так, в конце 2008 г. в Западной Европе насчитывалось 39 млн приборов Smart Meter, по прогнозам экспертов, к 2014 г. их число вырастет вдвое. Реализации таких проектов государство уделяет значительное внимание — выделяются кредитные средства. В Италии беспроцентный кредит, выданный государством на создание интеллектуальной системы учета электро­энергии по всей стране, окупился в течение пяти лет и способствовал значительному повышению энергоэффективности государства.
    В США государство выступает соинвестором внедрения энергоэффективных систем. В 2010 г. были выделены целевые гранты более чем 20 сетевым компаниям. Самые крупные — порядка 200 млн долл. каждый — получили девять компаний.
    С 2006 г. в России происходит постепенный переход от традиционных технологий учета энергоресурсов к новому поколению систем учета Smart Metering. По данным ОАО «Холдинг МРСК», только 1% приборов учета может обеспечить автоматизированную передачу данных. Основным недостатком является тот факт, что внедрение систем до настоящего момента происходило децентрализованно — проекты, как правило, не связаны единой технической политикой.
    Проблемы в развитии и применении Smart Metering в РФ
    В России существует ряд проблем для внедрения технологий Smart Metering. В первую очередь это отсутствие регламентированных требований к созданию, внедрению и эксплуатации систем учета, измерительным приборам, автоматизации, коммуникативному обмену. Выдача технических условий (ТУ) на создание (проектирование) систем учета осуществляется и сбытовыми, и сетевыми компаниями. При этом состав ТУ и объем требований не регламентированы, что позволяет предъявлять потребителю любые требования.
    Помимо этого, в государственных правилах (стандартах) отсутствуют (либо не актуализированы) четко упорядоченные требования к ведению, актуализации и хранению эксплуатационной (первичной) документации систем учета, схем электроснабжения энергообъектов и многое другое. Системы коммерческого учета электроэнергии создаются различными участниками рынка, внедрение систем происходит децентрализовано. Как следствие — возникают проблемы с доступом к информации по отдельным владельцам систем коммерческого учета электроэнергии, в разрез с требованиями Постановления Правительства РФ № 530.
    УК и ТСЖ не имеют возможности привлечения финансирования для внедрения систем с поквартирной установкой приборов учета, т.к. отсутствует механизм стимулирования (тариф для УК на внедрение систем учета бытовых потребителей).
    Важная проблема — непрозрачность системы определения фактического полезного отпуска электроэнергии потребителям между сетями и ЭСК. Холдинг МРСК и энергосбытовые компании не заинтересованы в создании систем Smart Metering в секторе ЖКХ в связи с тем, что сети холдинга граничат в ряде регионов с городскими сетевыми компаниями или распространяются до трансформаторных подстанций или ввода в дом.
    Однако ситуация постепенно меняется. На государственном уровне принят ряд важных инициатив.
    17 марта 2011 г. президиум Правительства РФ принципиально одобрил проект Программы развития систем коммерческого учета электроэнергии. Этот документ предполагает оснащение 48 млн потребителей по всей России интеллектуальными приборами для учета расходов электроэнергии. Программа направлена на снижение удельного уровня энергопотребления путем стимулирования бережливого поведения потребителей энергоресурсов, а также на снижение уровня коммерческих и технических потерь энергии посредством оперативного выявления и локализации каналов непроизводственного расхода энергоресурсов. Благодаря формированию полных и достоверных энергетических балансов возрастет уровень информационной прозрачности розничного рынка электроэнергии (РРЭ), организация мониторинга параметров энергосистемы обеспечит надежность энерго­снабжения в РФ. Прогнозируемая экономия от реализации программы составляет до 8—9 млрд руб. ежегодно.
    Программа подразумевает три этапа:
  • подготовительный (2011—2012 гг.) — стимулирование рынка к использованию интеллектуальных приборов учета, формирование концепции интеллектуального учета, тестирование технологий в ходе реализации пилотных проектов;
  • переходный (2012—2015 гг.) — введение в действие изменений в законодательство, реализация проектов по интеллектуальному учету в части вновь создаваемых систем;
  • масштабное тиражирование технологий интеллектуального учета (2016—2020 гг.).
    Целевым направлением в сфере Smart Metering в России является формирование целостной и эффективной системы коммерческого и технического учета электроэнергии на основе интеллектуальных технологий. Благодаря этому сетевые организации смогут более оперативно выявлять и реагировать на неисправности и технологические нарушения, повысится эффективность системы прогнозирования и сглаживания пиков энергопотребления, за счет снижения постоянных расходов возрастет эффективность операционной деятельности РРЭ. Формирование баз данных об энергопотреблении и его прогнозирование обеспечат повышение качества планирования развития электрических сетей. Все это будет способствовать прозрачности и своевременности расчетов за энергоресурсы, стимулированию развития производства инновационной продукции и программного обеспечения на территории РФ.
    Системный подход к решению проблем
    Практически во всех европейских странах (Великобритания, Ирландия, Германия и др.) а также во многих других (Австралия, Сингапур и др.) различные неправительственные или правительственные организации разрабатывают и периодически пересматривают правила по измерениям. Интересен факт, что организации, осуществляющие контроль и регулирование в сфере измерений, не аффилированы с коммерческими операторами, выполняющими финансовые расчеты.
    К функциям оператора коммерческого учета традиционно относятся:
  • предоставление объективной информации всем участникам рынка;
  • централизованное создание и обслуживание систем с минимальными затратами для потребителей, участников рынка;
  • объективное и непредвзятое определение объема полезного отпуска и размера потерь электроэнергии в сетях;
  • создание в перспективе интегрированной системы учета энергоресурсов (вода, газ, тепло, электроэнергия);
  • создание систем учета Smart Metering на РРЭ;
  • централизованное обслуживание систем коммерческого учета энергоресурсов, включая создание единого дата-центра в каждом из субъектов Федерации и на уровне РФ;
  • использование данных системы для определения объемов полезного отпуска и потерь электро­энергии.
    Преимущества оператора коммерческого учета:
  • выявление источников сверхнормативных потерь электроэнергии, снижение коммерческих потерь на 10—15%;
  • получение инструмента регулирования дебиторской задолженности потребителей за счет возможности ограничения мощности;
  • сокращение расходов на оплату труда и содержание контролеров в сбытовых компаниях;
  • сокращение затрат сетевых компаний на создание систем SCADA и диспетчерского управления за счет использования в них данных, полученных от систем коммерческого учета электроэнергии;
  • выявление фактов несанкционированного подключения и без­учетного потребления электро­энергии;
  • появление механизма воздействия на неплательщиков путем ограничения/отключения потребляемой ими мощности;
  • создание благоприятных условий для развития конкуренции между энергосбытовыми компаниями на оптовом и розничных рынках электроэнергии;
  • повышение энергоэффективности сбытовых и сетевых компаний и стимулирование потребителей к повышению их энергоэффективности;
    Таким образом, системы Smart Metering являются опорным звеном в решении проблемы повышения энергоэффективности РФ. В связи с этим очевидна необходимость доработки нормативной базы в отношении систем Smart Metering. Для успешного достижения запланированных результатов необходимо объединение усилий органов власти и компаний — интеграторов систем Smart Metering в реализации программ по энергосбережению и энергоэффективности.