Практика внедрения автоматизированной системы управления технологическими активами электросетевых предприятий на базе SAP ERP в ОАО «МРСК Центра»

Рубрика:

ИТ в энергетике

 

Автор

Трофимова Ольга, Начальник отдела консалтинга в логистике SCIENER

 

    Любые повреждения оборудования и события, которые приводят к потери качества электроснабжения или прекращению отпуска электроэнергии потребителям, влекут за собой экономические и юридические последствия. Чтобы избежать возникновения негативных ситуаций, их следует предупреждать. В этом смысле как нельзя кстати будут возможности глобальной корпоративной системы SAP. Такие ее свойства, как прозрачность, контролируемость всех колебаний снизу доверху, отсутствие искажений при передаче информации, сохранение динамики изменения параметров, а также огромный багаж аналитических инструментов, позволяют повысить объективность и точность оценки состояния оборудования и эффективность принятия решений о воздействиях на него.
    Для организации такого информационного пространства, в котором все сходные процессы протекают по одинаковым правилам, требуется тщательная методологическая подготовка. Именно в сфере управления технологическими активами предприятий энергетики, в том числе распределительных электросетей, в настоящее время пересматриваются и дорабатываются методические подходы к оценке состояния оборудования, вероятности его выхода из строя, последствий отказа, рисков и принятию решений о воздействиях на технические объекты. Пионером на российском энергетическом рынке в области разработки и применения новых методик управления активами на базе SAP ERP является ОАО ««МРСК Центра».
    Техническими специалистами ОАО «МРСК Центра» были подготовлены и утверждены ключевые методики управления технологическими активами, которые затем следовало интегрировать в систему в виде нормативно-справочной информации и алгоритмов обработки данных. В методиках уже были определены содержание и структура НСИ, на основе которой осуществляется управление активами. Перечислим для примера основные пособия, используемые в системе сбора информации о состоянии оборудования:

  • справочник статических характеристик оборудования (включает в себя заводские паспортные данные, стоимость приобретения, срок эксплуатации);
  • справочник видов испытаний, измерений;
  • справочник измеряемых параметров оборудования (для комплексной оценки состояния силового трансформатора требуется более 300 измеряемых параметров);
  • справочник материалов, необходимых для описания оборудования и его компонентов;
  • описательные каталоги для обработки дефектов, отключений, причин произошедших событий, оценки работы оборудования и т. п.
    Совместно с техническими специалистами энергетической компании и консультантами SCIENER — ИТ-партнера ОАО «МРСК Центра» — в процессе реализации данного проекта были установлены правила идентификации объектов, ведения их структуры, благодаря которым стало возможным быстро создавать, искать и актуализировать данные в базе технических объектов. Вся структура сети предприятия была освоена пользователями на местах примерно за три месяца.
    Процесс формирования базы комплексных технических объектов (подстанций, линий электропередачи и пр.) с установленными на них агрегатами в ОАО «МРСК Центра» продолжался около года и назывался «паспортизацией оборудования». В его обеспечении участвовали все подразделения, имеющие отношение к управлению активами, под руководством профессиональных экспертов по оборудованию.
    Эксперты по группам оборудования изучали и систематизировали поступающую с мест информацию (паспорта, чертежи, отраслевые проекты и т. д.) и определяли правила, по которым должно быть описано оборудование соответствующих групп. Иными словами, эксперты обрабатывали данные для наполнения справочников и анализировали алгоритмы их использования, которые сразу же применялись для идентификации и описания конкретного оборудования. Одновременно в системе создавался архив электронных копий всех собранных документов, которые являлись основой паспортизации, с отнесением их к конкретному оборудованию. К сожалению, именно наличие паспортов в электронном виде было узким местом паспортизации. Этот пробел заполнен коллективными усилиями: количество оборудования с паспортными данными в системе достигло 14 500 000 единиц.
    Формируемая в процессе паспортизации база оборудования служила не только для учета и актуализации сведений об управляемых объектах, но и для регистрации и анализа текущего состояния агрегатов. В настоящее время в системе задействовано около 3  000 000 измеряемых параметров. Ежемесячно в оперативном режиме пользователи регистрируют около 1 500 000 результатов испытаний и измерений.
    Быстрое внесение данных диагностики и учета повреждаемости в систему на основании базы оборудования и приведенных выше справочников сразу же позволило наблюдать текущее состояния актива и отслеживать динамику изменения его параметров во времени, фиксируя при этом дефекты, повреждения, сбои и отключения, а также причины их возникновения. Параллельно в системе регистрировались мероприятия по обслуживанию и ремонтам оборудования с указанием сроков, состава, объема выполненных работ и понесенных затрат.
    Спустя некоторое время после начала эксплуатации функционала учета состояния оборудования и повреждаемости появились предпосылки для комплексной оценки состояния активов и расчета результирующих параметров — индекса состояния, риска и вероятности отказа.
    Эти параметры согласно разработанной методике учитывают разнородные факторы, приводящие к отказу оборудования. При составлении формул расчетов используется подход, при котором результирующий параметр оценивается несколькими критериями с весовыми характеристиками их влияния на общий результат, а критерий — несколькими исходными параметрами. Так, для определения индекса состояния используются паспортные данные оборудования, исторические данные об обслуживании и ремонтах и данные диагностики. Прогнозируемые последствия отказа оборудования позволяют оценить связанные с этим риски.
    Встроенный в систему функционал формирования алгоритмов расчета результирующих параметров (лаборатория EAM), разработанный специалистами SCIENER, дает возможность:
  • определять состояние оборудования на основе первичных данных, введенных в систему;
  • тестировать алгоритм на реальных данных, моделировать результаты расчетов, сохранять версии алгоритмов;
  • вводить алгоритмы оценки состояния пользователями уровня ИТР с помощью соответствующего интерфейса;
  • в режиме online обновлять индекс состояния объекта в системе.
    Полученные результаты и методика расчета уточняются по данным статистики, которые также поставляет информационная система. Результирующие параметры оценки состояния оборудования и алгоритм их расчета подвергаются постоянному экспертному анализу и корректировке. Этот процесс продолжается до тех пор, пока система не начнет фиксировать устойчиво эффективные значения, подтверждаемые на практике.
    Исходя из заложенного алгоритма, на основе индексов состояния, рисков, вероятности отказа и их влияния на индекс состояния, а также справочной информации о видах, стоимости и периодичности воздействия система путем сопоставления сроков и приоритетов определяет предпочтительный вид и срок воздействия на объект. В итоге появляется техническая программа — список оборудования с рекомендациями о сроках и видах воздействия. После этого к делу приступают специалисты, в ведении которых находится оборудование. Только они могут учесть факторы, которые не были заложены в описанные выше алгоритмы. За ними остается последняя стадия доводки (корректировки) технической программы, составление планов ремонтов, замен, реконструкций.
    Обязательным этапом внедрения функционала EAM (управления активами) в ОАО «МРСК Центра» является подготовка регламентирующей документации по работе этого функционала в рамках существующих бизнес-процессов управления технологическими активами. Речь идет о процедурах, регламентах работы пользователей и инструкциях, учитывающих интеграционные аспекты и условия функционирования всей информационной системы, в которой действуют компоненты управления активами.