Коммерческий учет электроэнергии: история и проблемы ИТ-обеспечения

 

Автор

Осика Лев, Начальник управления по развитию энергетики ЗАО "Объединенная металлургическая компания"

 

    Не вызывает сомнений, что коммерческий учет электроэнергии - это сложная системная проблема, почти каждая грань которой связана тем или иным образом с информационными технологиями и средствами их реализации. Технические компоненты (средства) информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), прежде называемых АСКУЭ, прошли путь от аналоговых (ранее - даже электромеханических) приборов и устройств до микропроцессорных комплексов, возможности которых намного опережают нынешний уровень требований к процессам сбора и передачи учетных показателей.
    Согласно сути предоставления данных для расчетов субъектов оптового и розничных рынков предлагается следующее определение АИИС КУЭ: это совокупность правового, технологического и организационного компонентов, функционирующих как единое целое и обеспечивающих узаконенной коммерческой информацией соответствующую финансово-расчетную систему (системы). Из определения следует необходимость приоритетного решения учетных задач, которые являются условиями измерительных задач, а те в свою очередь служат условиями для постановки технических задач синтеза измерительных (в том числе автоматизированных) ИТ-систем.
    Разумеется, кто-то должен сформулировать перечисленные задачи. Естественно предположить, что это могут быть: государство, проводящее свою фискальную политику и стратегию планирования и отчетности, а также НП "Совет рынка", т. е. так называемое "рыночное сообщество". Например, в настоящее время самой актуальной проблемой на рынках электроэнергии стало корректное определение технических потерь сетевых компаний на часовых интервалах. Учетная задача содержится в известных нормативных документах оптового рынка, но общепризнанного решения измерительной задачи пока не существует.
    Наличие средств измерений в технологическом (техническом) компоненте системы предполагает проведение метрологического анализа, заключающегося в вычислении известных систематических погрешностей и границ неисключенных систематических погрешностей в результатах измерений не только по каждому измерительному каналу, но и совокупных - по ГТП, а также технических потерь в сетях.
    Таким образом, система коммерческого учета представляет собой единство цели, нормативов, методов, технических средств достижения этой цели и организованных действий людей, воплощающих цель. Непременным условием ее функционирования является понимание того, в каком направлении она будет развиваться во всех своих компонентах, что невозможно без нормативного документа, согласованного заинтересованными сторонами.
    Начиная с подготовительного периода, предшествовавшего запуску оптового рынка в ноябре 2003 г., специалисты уделяют повышенное внимание коммерческому учету электроэнергии, который во многих случаях выступал (и выступает) существенным фактором ограничения разных направлений реформирования энергоотрасли России.
    Тогда же НП "АТС", выполняя предписанную ему Законом "Об электроэнергетике" и Правилами оптового рынка функцию организатора на ОРЭМ режима измерений и сбора информации о производстве и потреблении электроэнергии, приступило к созданию соответствующей системы коммерческого учета. Ее нормативной основой стали регламенты оптового рынка - приложения к договору о присоединении к торговой системе.
    К сожалению, по разным причинам вся дальнейшая работа, связанная с различными аспектами обмена коммерческой информацией на оптовом рынке, свелась, главным образом, к проблемам бюрократического оформления АИИС КУЭ. Недостаточно внимания уделялось проекту интегрированной автоматизированной системы управления коммерческим учетом (ИАСУ КУ), результаты реализации которого на сегодня явно не соответствуют поставленным целям. И почти совсем выпали из поля зрения вопросы корректного определения учетных показателей, принимаемых к расчетам между субъектами рынка, их легитимизации, а также выявления технических потерь электроэнергии - как в отдельных элементах электрической сети, так и в сетях в целом. По замыслу идеологов рыночных реформ описанная выше система впоследствии должна была распространиться и на розничные рынки, разумеется, с учетом особенностей, присущих данному процессу в сегменте конечных потребителей.
    Основные требования к техническим средствам КУЭ на розничных рынках и принципы взаимоотношений субъектов по созданию и эксплуатации соответствующих систем приводятся в Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, введенных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. Согласно этому документу нормативную базу следовало бы дополнить Правилами коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках, которые должны содержать следующее1:
    1) способы определения объема потребленной электроэнергии в случае отсутствия ":учета электрической энергии и оказанных услуг с использованием приборов учета, отвечающих требованиям, установленным разделом XII настоящих Правил";
    2) ":порядок получения статистических данных о распределении по часам суток объемов потребления электрической энергии гражданами-потребителями и иными категориями потребителей для аналогичных по характеристикам потребления электрической энергии дней по сезонам года и составления на их основе типовых профилей нагрузки для соответствующей категории потребителей";
    3) ":порядок применения типовых профилей нагрузки для приведения совокупных за расчетный период фактических объемов потребления электрической энергии потребителями, обслуживаемыми соответствующей энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком), к почасовым значениям указанных объемов";
    4) ":порядок определения в отношении каждого часа разности суммы почасовых объемов электрической энергии, измеренных приборами учета, используемыми для определения обязательств энергосбытовых (энерго-снабжающих) организаций и гарантирующего поставщика на оптовом рынке, и суммы почасовых объемов покупки электрической энергии указанными энергосбытовыми организациями и гарантирующим поставщиком, определенных с использованием типовых профилей нагрузки, и порядок распределения этой разности между соответствующими лицами".
    Именно такую практическую методику ждут до сих пор сетевые, сбытовые компании и потребители. По общему мнению, в По-ста-новлении № 530 содержится достаточно указаний, касающихся параметров системы коммерческого учета на розничном рынке и ее эксплуатации. И только вышеприведенные положения пока носят вариативный характер в заключаемых договорах хозяйствующих субъектов и являются самыми спорными в их взаимоотношениях.
    Как известно, на рассмотрение группы по разработке Правил коммерческого учета, образованной в конце 2006 г., изначально был представлен всеобъемлющий текст, который описывал всю систему КУЭ, включал большой объем терминов и определений, содержал технические требования к измерениям, их метрологическому обеспечению и т. д. На мой взгляд, такой подход только запутывал ситуацию с нормативной базой в данном сегменте, так как в лучшем случае должен был привести к созданию документа, дублирующего ПП РФ № 530, а в худшем - вступающего в противоречие с ним и с действующими нормами коммерческого учета на оптовом рынке.
    Проект Правил был передан в Правительство РФ летом 2007 г., но по разным причинам оказался не рассмотрен в установленные сроки и отложен на неопределенное время.
    Сегодня НП "Совет рынка" и ОАО "АТС", по сути, взяли на себя функции организаторов системы коммерческого учета на розничных рынках. Первым их шагом стала переработка Правил, которые все еще проходят процедуру согласований. За основу был взят текст, подготовленный прежней рабочей группой, в него добавили несколько новых терминов и определений, а также градацию требований к техническим средствам по категориям субъектов рынка. Причем параметры систем коммерческого учета никак не обосновывались и не обсуждались среди специалистов. Поэтому "новым" Правилам присущи те же недостатки, что и "старым", но, главное, они совершенно не соответствуют смыслу Постановления № 530 и бесполезны для практического использования в договорных отношениях на розничных рынках.
    Между тем методики (которых, кстати, нет в последнем варианте Правил) - это лишь алгоритмы решения задач. Чтобы получать результат корректно, быстро, подвергать его анализу в режиме реального времени и при этом оптимизировать способы решения, нужны соответствующие программы и технические средства, которые еще только предстоит разработать и внедрить, что осуществимо не ранее чем через 6-8 месяцев после официального утверждения Правил.
    Основным итогом деятельности НП "АТС" в части коммерческого учета следует признать постановку и выполнение (пусть и далекое от оптимального) задач метрологического обеспечения АИИС КУЭ оптового рынка. В этой области прослеживается системность, логика и целенаправленность. Однако необходимо также последовательное совершенствование всех компонентов измерительных систем, включая вычислительный, что связано, в том числе, с легитимизацией расчетов технических потерь на основе измерительной информации и сведений о моделях сетевых элементов.
    Вторым по значимости положительным фактором является упорядочение требований к техническому компоненту разрабатываемых АИИС КУЭ субъектов рынка, хотя обоснованность ряда положений действующих регламентов вызывает серьезные сомнения. Кроме того, в сложившейся системе коммерческого учета достаточно удовлетворительно (за исключением организационной составляющей) налажены оценка соответствия и контроль эксплуатации. Надо отметить, что производители счетчиков и контроллеров, системные интеграторы очень быстро откликнулись на запросы рынка, и это позволило в достаточно сжатые сроки инструментально обеспечить полноценные сбор и передачу данных в ОАО "АТС".
    Слабое звено системы - обработка информации, а также применение в расчетах величины суммарного оборота электроэнергии через группы точек поставки, расплывчатость определения технических потерь,т. е. учет в самом прямом понимании этого термина. И здесь уже в который раз необходимо подчеркнуть, что измерение и учет - это две различные технологические области, две разные сферы деятельности. Рамки статьи не позволяют подробно останавливаться на их характеристиках, соотношении и сути соответствующих бизнес-процессов. Читатели при желании могут ознакомиться с проблематикой и подходами к решению практических задач измерения и учета в многочисленных публикациях и двух моих монографиях2. Хочу лишь отметить, что учет той или иной информации, в том числе полученной посредством отдельных приборов или АИИС КУЭ, и разработка материальных балансов имеют многочисленные юридические, экономические, организационные, технические и даже психологические аспекты.Эти вопросы до сих пор не нашли адекватного ответа ни у нас в стране, ни за рубежом. К сожалению, не наблюдается даже намека на комплексный способ решения, а о пренебрежении к указанной проблематике на розничных рынках говорит уже упоминавшаяся ситуация с Правилами коммерческого учета.
    Оставляет желать лучшего также юридическое обеспечение функционирования системы коммерческого учета электроэнергии, во многом не соответствующее представлениям о современном уровне законодательной базы. Вызывает сомнение правильность сосредоточения всех нормативных требований, в том числе имеющих сугубо технический характер, в договоре о присоединении к торговой системе. Нет перспективных предложений (во всяком случае, в публичном пространстве) о целевой модели сбора учетных показателей по ГТП с применением широкого спектра допустимых средств, включая АИИС КУЭ различной степени готовности. Зачастую во взаимоотношениях субъектов рынка, инфраструктурных организаций отсутствует логика, наличествует дублирование функций, велика бюрократическая составляющая. На Администратора торговой системы, основная задача которого быть торговой площадкой, возложены обязанности: а) разработки нормативных требований к АИИС КУЭ (сейчас, правда, они перешли к Совету рынка, но нормотворчеством по-прежнему занимаются специалисты ОАО "АТС"); б) подтверждения соответствия упомянутым требованиям; в) надзора за эксплуатацией комплексов; г) пользования результатами учета.
    Все это, безусловно, является следствием того факта, что система коммерческого учета создавалась, начиная с 2002 г., практически в правовом вакууме, когда любой значимый вопрос мог быть урегулирован только с помощью конкретного договора.
    Еще одной институциональной проблемой коммерческого учета электроэнергии является выбор организации, осуществляющей сбор измерительной информации и преобразование ее в информацию учетную. Есть понимание, что такими организациями должны быть юридические лица, не аффилированные ни с одним из субъектов рынка. В ряде публикаций их называют "специализированными компаниями", но общепринятый термин - "операторы коммерческого учета", или ОКУ. Попытки их создания предпринимались еще во времена ФОРЭМ, однако, несмотря на логическую безупречность тезиса о необходимости выделения функций учета в независимый бизнес, на сегодняшний день мы имеем лишь считанные примеры, когда подобные операции выполнялись для субъектов рынка сторонними организациями. Да и ответственность за предоставление данных в ОАО "АТС" всегда лежит на самих хозяйствующих субъектах.
    На пути внедрения нормы ответственности независимых ОКУ за коммерческий учет и предоставление иных данных по ГТП лежат два основных препятствия. Во-первых, отсутствует законодательно утвержденный принцип разделения ролей "коммерческого участника" (субъектов рынка) и "технологического оператора". Во-вторых, и это во многом следует из первого тезиса, нет установленных источников финансирования деятельности ОКУ: органы государственного регулирования почти никогда не признают правомерность включения соответствующих затрат в необходимую валовую выручку сетевых или сбытовых компаний; поставщики же и потребители электроэнергии в большинстве случаев не желают передавать функции сбора и учета данных сторонней организации.
    Изложенные выше технологические аспекты проблемы коммерческого учета электроэнергии должны позволить сообществу производителей ИТ-компонентов и систем более четко понимать перспективы своего бизнеса и успешно отвечать на вызовы и сигналы, исходящие от субъектов отрасли, при их совместном продвижении к полноценным рыночным отношениям.