"Главная опасность - нарушение правил игры"

 

Автор

Синюгин Вячеслав, Заместитель министра энергетики РФ

 

    Интервью с заместителем министра энергетики РФ Вячеславом Синюгиным

    ЭР: Вячеслав Юрьевич, как вы оцениваете состояние электросетевого комплекса страны?

    В. С.: С моей точки зрения, оно аналогично "самочувствию" отрасли в целом. Электроэнергетика долгое время пребывала в системе тарифного регулирования, вследствие чего мы получили недостаток инвестиций и серьезную тенденцию к старению оборудования. Все это касается и электросетевого комплекса, где ввод нового оборудования никак не поспевает за изнашиванием существующего. Думаю, в ближайшие пять лет мы переломим этот тренд, выйдем из пике. В целом положение бедственным не назовешь, однако предстоит выполнить огромный объем работы. Среди технических трудностей следует выделить большое количество физически и морально устаревшего электрооборудования. износ ЕНЭС в среднем составляет 41%, в частности подстанционного оборудования -65%, ЛЭП - 36%, зданий и сооружений - 23,2%, также очевидна недостаточная пропускная способность межсистемных и системообразующих электрических сетей в ряде регионов страны. Протяженность ЛЭП, прослуживших более 30 лет, в России до-стигает 32%, в то время как, например, во Франции - 27%.

    ЭР: Какие субъекты РФ испытывают нехватку пропускной мощности, где сети имеют наиболее высокий уровень износа?

    В. С.: Большие проблемы с надежностью обеспечения электроэнергией и возможностью подключения новых потребителей испытывают регионы с высокими темпами роста валового регионального продукта, причем не только в промышленности, но и в сфере обслуживания населения - то есть там, где ведется строительство жилья, коммерческой недвижимости торгового, офисного и складского назначения. Такие регионы у всех на слуху: прежде всего это мегаполисы - Москва и Санкт-Петербург, а также промышленные и транспортные зоны - Тюменская область, Краснодарский край.

    ЭР: Какие цели, задачи ставит перед собой Минэнерго в области регулирования электросетевого хозяйства?

    В. С.: Можно сформулировать несколько целей. Прежде всего необходимо четко понимать, как в контексте реализации генеральной схемы развития электроэнергетики сетевой комплекс будет обеспечивать выполнение своей части задач по снабжению экономики и потребителей электроэнергией. Это первая, имеющая стратегический характер, цель. Вторая - подготовка программ перспективного развития ЕНЭС, которые должны способствовать присоединению генерирующих станций, обеспечению управляемости энергетической системы всей страны в горизонте генеральной схемы, то есть до 2020 года.
    Следующий уровень - это балансировка инвестиционной программы сетевого комплекса. На сегодняшний день мы имеем, к сожалению, проект дефицитной программы ФСК ЕЭС на предстоящие три года. Объем задач в этой программе огромен, но дефицит ресурсов еще больше -- свыше 100 млрд рублей. В данной связи важно еще раз проанализировать ситуацию и расставить приоритеты в планируемых мероприятий. Я не исключаю, что какие-то из них придется отложить.
    Особо хотел бы обратить внимание на тему, имеющую отношение к подключению генераторов к сетям. В настоящее время вырабатываются соответствующие стандарты, рассматриваются разные подходы и предложения по поводу оплаты услуг технологического присоединения от ФСК ЕЭС и генерирующих компаний. Это один из вопросов, которые нужно решить в ближайшее время путем разработки соответствующего регламента.
    Среди актуальных проблем, связанных с технологическим присоединением к сетям, нельзя обойти стороной еще одну, которая на всех уровнях - от руководства страны до рядового гражданина - имеет значение очень серьезное, отчасти даже скандальное. Правительством поставлена задача подготовки плана действий по упрощению процедуры техприсоединения для малого бизнеса, а также внесения соответствующих изменений в правила недискриминационного доступа к сетевым объектам. Решение этой проблемы является сейчас одним из приоритетов деятельности Министерства энергетики и наших коллег из других ведомств и ФСК ЕЭС. До конца 2008 годанеобходимо выпустить документы, которые регламентировали бы сферу технологического присоединения и разъяснили каждому потребите-лю - какова процедура обращения по поводу присоединения, как минимизировать возможные злоупотребления со стороны сетевиков, сделать процесс максимально прозрачным и помочь малому бизнесу пробиваться в этой непростой среде.
    Наконец, в ходе подготовки к предстоящему осенне-зимнему периоду мы выделили несколько регионов с повышенными рисками, которые, в частности, исходят от сетевого комплекса. Министерство принимает решительные меры по минимизации угрозы срыва энергоснабжения, в настоящее время проводится целый ряд технических мероприятий, связанных со строительством, ремонтом и реконструкцией сетей. Были выявлены "болевые точки" - приоритетные объекты, на которых нужно сосредоточить усилия, финансовые и трудовые ресурсы. Я надеюсь, что предстоящий осенне-зимний период страна пройдет достойно.

    ЭР: Какие районы попали в зону риска?

    В. С.: Их восемь. Это Московский и Пе-тербургский регионы, кубанская, тю-менская, нижегородская энергосисте-мы, а также Дальний Восток - Кам-чатка, Сахалин, Приморский край.

    ЭР: Что может препятствовать развитию электросетевого комплекса страны?

    В. С.: На сегодняшний день среди препятствующих факторов я бы выделил дефицит финансовых ресурсов для инвестиционных программ.В любом случае для успешной реализации задуманного нужно найти баланс между требованиями макроэкономики и темпами роста тарифов на каждый последующий год. Напомню, в 2009 г. цена на электроэнергию вырастет не более чем на 19%, и в этих пределах компании электроэнергетики (в том числе сетевики) должны планировать свои инвестиционные программы. А это очень непросто, если учесть тенденцию по удорожанию всех расходов, предусмотренных планами компаний. Если энергетики ограничены 19% роста стоимости своих услуг, то их поставщики - нет. Цены на мазут, к примеру, увеличились более чем на 40%, а на дворе лишь сентябрь.

    ЭР: Насколько остро стоит проблема дефицита оборудования? И как сильно его нехватка касается сетевых компаний?

    В. С.: Проблема дефицита оборудования для сетевых компаний не критична, она не приведет к росту тарифов и резкому увеличению инвестиционных программ. Анализ рынка показал, что потребность в оборудовании в основном обеспечивается мощностями имеющихся заводов, при этом есть потенциал привлечения дополнительных поставщиков, в том числе зарубежных.

    ЭР: Составлен ли план мероприятий по упрощению и удешевлению техприсоединения, который должен быть сформирован согласно указу президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности"?

    В. С.: Проект плана сформирован и в настоящий момент проходит обсуждение с профильными ведомствами. Результат, как мы надеемся, позволит упростить доступ малых и средних предпринимателей к услугам техприсоединения в русле решений, заложенных в последней редакции федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Закон предусматривает отмену платы за технологическое присоединение в части инвестиционной составляющей, а также исключение возможности отказа в техприсоединении потребителям, обратившимся за такой услугой в сетевые компании.

    ЭР: Какие, на ваш взгляд, меры могли бы упростить и удешевить процедуру технологического присоединения?

    В. С.: Перечень таких мер уже достаточно давно широко обсуждался и в целом известен. Он включает в себя облегчение финансового бремени, связанного с осуществлением техприсоединения, упрощение процедуры техприсоединения, значительное расширение требований к сетевым организациям в части раскрытия информации об используемых процедурах и свободных для технологического присоединения ресурсах сети. Наконец, повышение прозрачности деятельности сетевых компаний в области техприсоединения, в том числе за счет расширения возможностей потребителей по обжалованию действий сетевых компаний в органах государственной власти. Критерии простоты и удобства, с нашей точки зрения, очевидны: прозрачность и контролируемость процесса техприсоединения для потребителя.

    ЭР: Как вы оцениваете предложения из "Программы мер по оптимизации технологического присоединения для субъектов малого предпринимательства", выложенной на сайте РАО "ЕЭС России" (рассрочка платежа, штрафные санкции за нарушения сетевой организацией сроков, предоставление спецкредитов и т. д.)?

    В. С.: Сформированный экспертами РАО "ЕЭС России" перечень мероприятий по оптимизации технологического присоединения представляет собой серьезную проработку причин и вариантов решения проблем, связанных с осуществлением технологического присоединения. Предложенные в данной программе меры предполагают ее реализацию в масштабах всей страны, но это только первые шаги навстречу потребителю. Нужно идти дальше.

    ЭР: В чем, на ваш взгляд, кроется проблема огромного количества отказов в присоединении?

    В. С.: Проблема отказов в техприсоединении связана с тем, что доступность ресурсов электрической се-ти - как магистральной, так и распределительной - неравномерна. При этом наблюдающийся в последнее время рост объемов энергопотребления (на 3-5% в год) делает ситуацию с дефицитом сетевых мощностей еще более острой в целом ряде регионов: в Москве, Московской и Ленинградской областях, Тюмени и т. д. В связи с этим возможности технологического присоединения не одинаковы на различных участках и узлах. В данном случае отказ означает практически запретительные для потребителя требования по осуществлению дополнительных капитальных вложений в сети, не позволяющие осуществить технологическое присоединение за минимально возможную плату. Задача сетевых компаний и государства - посредством реализации инвестиционных программ добиться дополнительного прироста сетевых мощностей, который обеспечит максимальное количество присоединений потребителей. Именно эту проблему и пытаются решить государство и сетевые компании, осуществляя беспрецедентно большие вложения в создание сетевых мощностей по всей территории России, и прежде всего в регионах с дефицитом сетевых ресурсов.
    Потребитель же, независимо оттого, является ли он предпринимателем или физическим лицом, должен иметь доступ к актуальной информации о свободных ресурсах сети, срокам их высвобождения или создания дополнительных сетевых мощностей - в контексте реализуемых сетевыми организациями инвестиционных программ. Эта задача решается в рамках мер по повышению прозрачности процесса техприсоединения.
    Кроме того, потребители иногда сталкиваются с волокитой и другими недружественными действиями монополистов, это требует серьезной работы.

    ЭР: Плата за техприсоединение дифференцирована - по напряжению, по присоединяемой мощности, по уровню надежности, по субъектам Федерации и даже по отдельным районам в пределах субъектов. Оправданно ли это?

    В. С.: Дифференциация платы в зависимости от напряжения, присоединяемой мощности и региона отражает рыночные реалии. Потребитель, заинтересованный в обеспечении сверхнадежного присоединения и энергоснабжения, должен иметь возможность приобрести такую услугу, оказываемую сетевой компанией. В данном случае несходство в размере платы отражает различный объем затрат, который сетевая компания должна понести для осуществления техприсоединения потребителя с разными требованиями к надежности.
    Действующая система платы за техприсоединение, как и существующая топология сети, является отражением несбалансированности развития отдельных регионов в новейшей истории энергетики в России. Проблемы и сложности формирования сетевой инфраструктуры в стране отражают ту географию экономического развития государства, которую мы наблюдали в последние годы. Некоторые энергосистемы оказались дефицитными, так как рыночные процессы предопределили возникновение таких центров энергопотребления, которых там ранее никто не предполагал. С целью избежать проблем дефицита в будущем государство совместно с ключевыми субъектами отрасли ведет работу по формированию интегрированных планов развития энергосистемы страны и отдельных регионов.

    ЭР: Внедряемая новая модель тарифообразования RAB не предусматривает существования платы за технологическое присоединение. Какой выход из сложившейся ситуации вы видите? Возможна ли отмена платы за присоединение, или произойдет ее снижение?

    В. С.: Предусмотренная в федеральном законе № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отмена платы за техприсоединение предусматривает прежде всего отмену ее инвестиционной составляющей. Это значит, сетевые компании не смогут включать затраты на "глубокое" усиление сетевой инфраструктуры в состав платы, взимаемой с потребителей. Расходы на эти цели будут покрываться за счет инвестиционной программы, усовершенствованная система финансирования которой и должна прийти вместе с методикой RAB. Таким образом, плата за технологическое присоединение будет отражать лишь тот минимум мероприятий, который необходимо осуществить для присоединения конкретного потребителя, а остальные затраты понесет сама сетевая компания. Одновременно переход на RAB потребует вовлечения в систему финансирования сетевого развития большего количества разнообразных инвесторов.

    ЭР: По каким критериям выбирались сетевые компании для проведения пилотных проектов при введении новой методики тарифообразования RAB?

    В. С.: Пилотные проекты запускаются в условиях абсолютно новой нормативной базы, поэтому главный критерий - готовность региональных властей участвовать в эксперименте. Впереди администрации и региональные энергокомиссии пяти регионов -Астрахани, Белгорода, Оренбурга, Перми и Твери. Думаю, власти здесь ясно понимают необходимость развития сетевого комплекса и вместе с тем настроены использовать современные рыночные методы регулирования для привлечения инвестиций.

    ЭР: Не вызовет ли введение новой методики тарифообразования резкого увеличения тарифов?

    В. С.: Рост тарифов ограничен предельными уровнями, утвержденными на 2009-2011 годы правительством РФ 15 мая 2008 года. Вместе с тем согласно федеральному закону № 35-ФЗ регионы имеют право превышать предельные уровни тарифов, если это связано с инвестициями. На примере пилотных проектов мы видим, что среднегодовой рост тарифов на передачу электроэнергии на период 2009-2011 годов составляет 24%(в среднем по пяти пилотам) - притом что инвестпрограммы увеличены в два с половиной раза. Компании должны будут занимать средства на рынках капитала и возвращать их через тарифы в течение 35 лет -в этом и есть главный смысл новой системы регулирования.

    ЭР: Какие существуют риски в результате внедрения новой системы тарифообразования?

    В. С.: Внедряемая система регулирования новая только для нас. Уже20 лет она работает в Великобрита-нии, странах Америки и Европы, в том числе Восточной Европы. Мы изучили мировой опыт, оценили риски и очень подробно прописали их в нормативной базе. Сегодня главнаяопасность - нарушение установленных правил игры. Нельзя вносить какие-либо изменения - это отпугнет долгосрочных инфраструктурных инвесторов.

    ЭР: В соответствии с методическими указаниями срок возврата инвестированного капитала - 35 лет. Не слишком ли долго? Не отпугнет ли это инвесторов?

    В. С.: Абсолютно нормальный срок, в мировой практике он варьируется от 25 до 40 лет, в зависимости от среднего срока службы активов предприятий. Это время позволяет потребителю платить за сети "в рассрочку" в течение всего периода полезного использования актива. Что касается инвестора - он может вкладываться и на меньший период (компания имеет право перекредитовываться, скажем, через каждые 5-10 лет). Главное, инвестор видит, что "тело" инвестиций возвращается, а на оставшуюся часть он получает рыночную доходность. По нашей оценке, данный способ инвестиций будет привлекателен для пенсионных фондов, страхо-вых компаний и других консервативных долгосрочных инвесто-ров.