Оптимизация энергосбытовой деятельности. Европейский опыт решения проблем

 

Автор

 

    Долгое время понятие оптимизации энергосбытовой деятельности никак не ассоциировалось с установкой автоматизированных систем. Единственной сферой, хоть как-то связанной с комплексным применением ИТ-решений, была покупка электроэнергии на оптовом рынке. Для ее обеспечения требовалось создание АИИС коммерческого учета электроэнергии. Работа выполнялась чаще всего формально, только по минимально необходимому перечню точек, и некий оптимизационный эффект достигался не в результате внедрения системы, а вследствие разницы тарифов на оптовом и розничном рынках.
    Очередной этап реформы электроэнергетики на какое-то время вообще освободил энергосбытовые компании от проблем, связанных с учетом, переложив выполнение этих требований на сетевиков и потребителей. Но параллельно развернулся процесс ужесточения финансовой ответственности субъектов оптового и розничного рынков, начались изменения в структуре собственности энергосбытов. Данные факторы сыграли свою роль, и сбытовые предприятия стали рассматривать системы автоматизации в качестве реального инструмента оптимизации текущей деятельности.
    Маятник, что называется, качнулся в другую сторону. Началось массовое приобретение сложных ИТ-комплексов, которые, кажется, могут решить все накопившиеся вопросы.
    Между тем внедрение автоматизированной системы любой сложности без реального реинжиниринга действующих в компании бизнес-процессов не способно что-либо оптимизировать.
    Функционирование энергосбытового предприятия базируется на работе с потребителями. Более 60% исходной информации для этой работы составляют данные коммерческого учета электроэнергии. Эффективность автоматизированной системы при отсутствии или низком качестве 60% исходных данных вызывает большие сомнения. Способы решения проблемы можно проанализировать, исходя из опыта европейских энергосбытовых компаний.
    Здесь создаются специализированные ИТ-хранилища, в которых обеспечивается обработка, достоверизация и агрегирование данных коммерческого учета энергоресурсов. Прогнозные, биллинговые и аналитические системы получают уже готовый массив информации, привязанный к договорам, расчетам и прогнозам. Любые изменения в смежных системах фиксируются в каждой из них. Периодичность синхронизации чаще всего задается самим пользователем. Данные в хранилище могут поступать непосредственно с приборов учета, от систем коммерческого учета других производителей, с любых других носителей информации, а также путем ручного ввода. Пользователь всегда имеет возможность определить, каким образом те или иные сведения были добавлены в хранилище.
    В ноябре 2007 г. для группы российских ИТ-специалистов, в которую вошли представители компаний МРСК Центра и Северного Кавказа, Сайнер, ТГК-5, ТГК-9, Газпромэнерго, была организована ознакомительная поездка в венгерский филиал E.ON IS - подразделение немецкого энергетического концерна E.ON.
    Офис E.ON IS располагается на юге Венгрии в живописном городке Печ.
    С 2002 г. в E.ON IS эксплуатируется комплексное решение, построенное на продуктах Converge Landis+Gyr и SAP IS-U.
    Сегодня в задачи компании E.ON IS входит обеспечение необходимыми данными всех подразделений E.ON в Центральной Европе.
    В течение двух дней, проведенных в E.ON IS, мы получили весь объем информации по опыту эксплуатации решения, а также ответы на возникшие вопросы. Ценность такого рода встреч трудно переоценить. По сути, у нас появилась возможность как бы преодолеть временной промежуток и поговорить со специалистами, уже пять лет использующими ИТ-комплекс, который у нас только планируется к внедрению.
    Преимущество предлагаемых решений еще и в том, что их буквально можно пощупать руками, пообщаться с эксплуатационным персоналом, оценить практический эффект от внедрения, сравнить применяемые бизнес-процессы.
    Реформа электроэнергетики про-должается, и при реализации тех или иных ИТ-решений следует прежде всего ориентироваться на результат.