ИТ-процесс: оценка результатов

 

Автор

Селютин Александр, Заместитель начальника департамента информационных технологий РАО "ЕЭС России"

 

    Интервью с заместителем начальника департамента информационных технологий РАО "ЕЭС России" Александром Селютиным

    ЭР: Александр Васильевич, как Вы оцениваете современное состояние информационных технологий в компаниях электроэнергетики?

    А. С.: Прежде всего хотелось бы отметить, что состояние информационных технологий в энергетических компаниях во многом зависит от принадлежности к конкретному виду деятельности, а именно: генерации, передаче или сбыту.
    В секторе генерации уделяется особое внимание инвестиционной привлекательности компании, делается ставка на развитие основных производственных процессов. Особо хотелось бы отметить удачный, на мой взгляд, опыт управления информационными технологиями в ОАО "ОГК-6", ИТ-директором которой является А. Моничев, ОАО "ОГК-4" с ИТ-директором П. Пестряковым, "ОГК-2" с Е. Ровных.
    Положительные перемены происходят в ОАО "ТГК-9". Недавно ЗАО "КЭС-Холдинг" выкупило данную компанию. Со сменой собственника пришел новый современный ИТ-директор Д. Кириенко. В результате работа ИТ-подразделения ТГК-9 переориентировалась на внедрение эффективного инструмента для оперативного и достоверного контроля финансово-хозяйственной деятельности, что так необходимо новым акционерам.
    Электросетевые предприятия всегда уделяли достаточное внимание развитию информационных технологий. Это обусловлено централизацией управления ИТ-деятельностью в рамках государственной компании ОАО "ФСК ЕЭС". Руководство ФСК ЕЭС осознает, что без применения ИТ невозможно эффективно управлять состоянием и режимами функционирования электрических сетей. Говоря о сетевом сегменте, хотелось бы отметить как прогрессивный и успешный опыт МРСК-1.
    Особый интерес к информационным технологиям проявляют и компании энергосбытового сектора. Правда, здесь существует своя специфика. В частности, энергосбыты характеризуются, как правило, небольшой численностью персонала по сравнению с предприятиями генерации и передачи. Это ограничивает возможности финансирования масштабных ИТ-проектов. Соответственно, ИТ-деятельность энергосбытовых компаний в основном направлена на реализацию небольших проектов в условиях ограниченных ресурсов. Данное обстоятельство усложняет отношения энергосбытов с ведущими поставщиками ИТ-услуг и системных решений, которые, как правило, ориентируются на крупных заказчиков. Ситуация способна коренным образом поменяться в том случае, если стратегические вопросы развития информационных технологий станут решаться в рамках деятельности структуры, объединяющей в себе интересы всех энергосбытовых компаний. Например, в качестве подобного объединения может выступать Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.

    ЭР: Взаимодействуют ли ИТ-руководители между собой в решении вопросов ИТ-политики?

    А. С.: Взаимодействие между ИТ-директорами происходит в основном в форме участия в регулярно организуемых конференциях, круглых столах и семинарах, на которых есть возможность обменяться опытом и установить более тесные контакты.
    Следует отметить, что взаимодействие было бы эффективнее, если бы существовало объединение ИТ-специалистов энергетики. На текущий момент такого объединения нет. Вместе с тем идея создания ассоциации ИТ-руководителей энергетической отрасли в условиях реформирования становится все более актуальной.

    ЭР: В преддверии завершения реорганизации РАО "ЕЭС России" можно подводить итоги работы ИТ-департамента. Каких результатов удалось добиться? Все ли цели достигнуты?

    А. С.: Конечно, нам хотелось добиться как можно больших результатов. Вместе с тем при оценке нашей работы следует учитывать, что департамент информационных технологий создавался уже в процессе реорганизации компании, поэтому у нас было не так много времени, чтобы значительно улучшить, точнее, радикально изменить ситуацию в сфере информационных технологий в организациях энергохолдинга. Кроме того, наша деятельность была существенно ограничена невозможностью прямого воздействия на дочерние и зависимые общества. Решение даже небольшого вопроса требовало соблюдения строгих корпоративных процедур, что, конечно, снижало оперативность урегулирования возникающих проблем.
    Несмотря на вышеуказанные ограничения, нами были подготовлены "Стандарты организации ИТ-деятельности", "Техническая политика в сфере информационных технологий", а также многочисленные методические рекомендации для использования новыми субъектами отрасли.
    ИТ-стандарты оказали существенное влияние на разработку стратегии развития информационных технологий во вновь образующихся в процессе реформирования предприятиях энергетики России. Они позволили менеджменту компаний осознать необходимость внедрения ИТ для эффективного ведения бизнеса и предоставили формализованные требования по организации и управлению информационными технологиями с учетом специфики энергетической отрасли. Благодаря этому в энергокомпаниях появились центры ответственности за развитие ИТ с выделенным бюджетом и конкретными планами реализации проектов.
    Не осталась без внимания и "Техническая политика в сфере информационных технологий", которая также сыграла важную роль в становлении ИТ-подразделений новых предприятий энергетики. Она запретила внедрение устаревших и непроверенных технологий, определила требования к производительности и версионности программного обеспечения и многое другое. Выполнение указанных требований позволило ИТ-службам энергопредприятий более эффективно выстраивать отношения с внешними исполнителями ИТ-проектов.
    Также наш департамент вел интенсивную работу по подготовке и заключению стратегических соглашений с компаниями, предоставляющими ИТ-продукцию для электроэнергетики, в том числе соответствующие услуги, оборудование и лицензионное программное обеспечение. Сегодня достигнутые договоренности активно используются.
    Наконец, следует отметить, что департамент информационных технологий является подразделением РАО "ЕЭС России", поэтому на протяжении своего существования он поддерживал ИТ-инфраструктуру головной компании.

    ЭР: Чем занимается департамент на завершающей стадии реорганизации РАО "ЕЭС России"?

    А. С.: РАО "ЕЭС России" имеет в своем "багаже" большое количество информационных систем и баз данных. Информация по российской электроэнергетике накапливалась в течение десятилетий в различных форматах, и ныне она содержит производственные, экономические, социальные и экологические данные. Сегодня решается вопрос о преемниках. В связи с этим основная работа департамента заключается в инвентаризации программных решений и оборудования, подготовке регламентов архивирования и передачи информационных систем и баз данных правопреемникам РАО "ЕЭС России".

    ЭР: Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние ИТ-рынка решений и услуг?

    А. С.: Нельзя однозначно сказать, что рынок сегодня насыщен ИТ-продуктами. Решение задач в рамках реализации инвестиционных программ требует от предприятий масштабного строительства новых мощностей, использования передовых технологий, привлечения интеллектуальных и трудовых ресурсов, в том числе в сфере информационных технологий. Пока ИТ-рынок, на мой взгляд, не готов обеспечить возрастающий спрос со стороны предприятий энергетической отрасли.
    Несомненно, за последние годы уровень ИТ-компаний существенно вырос: повысилось качество предоставления услуг, расширилась линейка ИТ-продуктов.
    Вместе с тем появилась конкуренция не только за клиентов, но и за ИТ-кадры, компании зачастую "скупают" почти всех профильных специалистов под конкретные большие проекты. Возникает дефицит профессионалов, и это серьезная проблема как для ИТ-структур, так и для их клиентов. Крупные игроки ИТ-рынка, такие как КРОК, IBS, группа "Амфора" и другие, в течение двух лет увеличили свою численность в несколько раз.
    За последнее время практически все ведущие ИТ-компании объявили направление "энергетика" для себя приоритетным, и это дает надежду, что все проекты в нашей отрасли будут выполнены с должным качеством.