Автор:
Где Искать?
Рынок Ценных Бумаг
РЦБ. Товарный рынок
Управление компанией
Фраза в статье:
   
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ | РЦБ. ТОВАРНЫЙ РЫНОК | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ
Investor Relations

Что такое Investor Relations

    Термин Investor Relations можно перевести как "отношения с инвесторами" или "связь с инвесторами". Если говорить строго научным языком, то Investor Relations - это использование информационных каналов и публичной коммуникационной деятельности для достижения требуемой ответной реакции инвесторов. Как правило, требуемой ответной реакцией является повышение внимания инвесторов к ценным бумагам данного эмитента. Эта деятельность предполагает осмысление стратегического плана развития компании и понимание того, как эмитент воспринимается инвестиционным сообществом.

    На Западе вопросу отношений с инвесторами уделяется очень важное внимание. Существует отдельная индустрия, в которой работают консультационные фирмы, специализирующиеся в области Investor Relations. Это мощная отрасль, оборот которой только в США исчисляется несколькими сотнями миллионов долларов в год.

    Практически все компании-эмитенты, выходящие на рынок капитала, работают с агентством, оказывающим услуги в области Investor Relations. Наиболее крупные компании-эмитенты, кроме этого, имеют в своем штате специальное подразделение (иногда до 50-60 человек), отвечающее за эту работу и контактирующее с выбранным агентством. И это не просто правило хорошего тона или мода. Это жизненная необходимость для эмитента в странах с развитой рыночной экономикой, где существует высокая конкуренция за привлечение капиталов. Размещение акций и облигаций - это тоже продажа своеобразного товара и для того, чтобы успешно это сделать, нужно уметь профессионально общаться как с потенциальными потребителями этого "товара" - инвесторами, так и с теми, кто уже приобрел "товар" - акционерами.

    Таким образом, Investor Relations - это специфическая форма маркетинга - маркетинга инвестиционных идей, главной задачей которого является убедительный ответ на вопрос пристрастного инвестора - а почему, собственно, он должен покупать ценные бумаги именно этого эмитента?

    Именно то, что со стороны эмитента не установлены вообще или установлены неправильно отношения с инвесторами и вызывает наибольшее недоверие. Именно это повышает уровень риска и снижает инвестиционную привлекательность ценных бумаг российских эмитентов.

    В странах с нормально работающей рыночной экономикой эмитент является стороной, заинтересованной в оказании инвестору максимального содействия в исследовании уровня инвестиционной привлекательности. Эмитент не может сделать эти исследования за инвестора, т.к. последний просто не поверит результатам такого анализа. Однако эмитент может и должен предоставить инвесторам необходимую информацию именно в тех формах, которые будут удобны разным категориям инвесторов для проведения их собственного исследования. Требуется не просто раскрыть информацию, а профессионально и честно показать существующие риски, слабые и сильные стороны эмитента.

    Деятельность в области Investor Relations не стоит путать с Public Relations. Последнее входит в Investor Relations одной из составных частей, но в целом реализацию программы взаимоотношений с инвесторами необходимо понимать как гораздо более широкий фронт работ. Кроме этого, наиболее существенным моментом является то, что оказанием услуг в области Investor Relations на Западе, как правило, занимаются люди, имеющие большой опыт работы в финансовой сфере, а не в чистой журналистике, как это обычно бывает в фирмах, занимающихся Public Relations.

    В основе Investor Relations лежит углубленный анализ инвестиционных настроений российского и общемирового инвестиционного сообщества и их использование для реализации потребностей эмитента. Для того, чтобы убедительно и профессионально представлять информацию о компании людям, принимающим инвестиционные решения, представители эмитента или компании, разработавшей и реализующей по заказу эмитента его программу взаимоотношений с инвесторами, должны сами очень хорошо знать специфику деятельности данного эмитента, а также хорошо понимать какие именно вопросы и почему больше всего интересуют потенциальных инвесторов по данному эмитенту.

    Только при этом условии могут быть достигнуты основные три цели, которые ставятся при реализации программы взаимоотношений с инвесторами:
  • убеждение желаемого круга потенциальных инвесторов в том, что ценные бумаги данного эмитента являются для них привлекательными;
  • достижение наиболее благоприятной цены ценных бумаг;
  • создание благоприятной среды для операций с ценными бумагами данного эмитента и будущих капитальных вложений.
    Успешно достичь этих целей удается в случае, если найдены правильные ответы на ряд ключевых вопросов, стоящих перед эмитентом. Кто является потенциальным и желаемым инвестором для данного эмитента? Каковы его инвестиционные ожидания при вложении средств в ценные бумаги данного эмитента? Как этот инвестор принимает инвестиционные решения? Как привлечь нужного эмитенту инвестора? Как удержать инвесторов, уже являющихся владельцами ценных бумаг данного эмитента? Ответы на эти вопросы не появятся сами по себе. Для этого нужно проделать большую исследовательскую работу, которая и составляет программу взаимоотношений с инвесторами.

    В результате удается сделать несколько конкретных вещей, нужных для любой компании, выходящей на инвестиционный рынок.

    Во-первых, у компании должен быть хорошо продуманный и качественно оформленный пакет документов, рассказывающих о предприятии и его проектах. В этот пакет может входить годовой отчет, брошюра о компании и другие документы. Очень важно, чтобы эти документы были сделаны в едином содержательном стиле, т.е. чтобы они не противоречили друг другу. Стратегия развития компании должна проходить "красной нитью" сквозь все документы.

    Во-вторых, прежде чем выходить на рынок с новой эмиссией, желательно провести опрос среди крупнейших профессиональных участников финансового рынка на предмет выяснения их мнения о данной компании. Что они думают о перспективах предприятия? Каково их мнение о менеджменте компании? Какой информации о компании им не хватает для принятия инвестиционного решения? Опыт показывает, что проведение подобных опросов способно дать массу положительных результатов.

    В-третьих, компания должна быть хорошо подготовлена к проведению встреч с представителями российских и зарубежных инвестиционных компаний, банков, фондов и т.д., т.е. с инвестиционным сообществом. Проведение таких встреч - важная составная часть программы по привлечению капитала. Именно на встречах инвесторы имеют возможность убедиться, что планы по развитию компании не фикция, что во главе компании стоят люди, имеющие необходимый опыт и возможности для реализации заявленных планов. Хорошо проведенная встреча с потенциальными инвесторами способна дать гораздо больший эффект, чем изучение стандартизированной информации.

    В качестве примера можно привести один из последних проектов, реализованных "Агентством Деловых Связей": по заказу ОАО "Ростелеком" была организована и проведена инвестиционная конференция "Ростелеком - 10 лет", на которую было приглашено более 100 представителей ведущих финансовых институтов. На следующий день после проведения конференции курс акций "Ростелекома" вырос на 13,5%, а ряд известных инвестиционных компаний, таких как, например, "Тройка Диалог", повысили рекомендации по акциям "Ростелекома" для своих клиентов до уровня "buy" ("покупать").

    Но для такого результата все аспекты встречи должны быть тщательно подготовлены. В случае с "Ростелекомом" это не понадобилось, но для многих директоров бывает полезным проведение предварительного тренинга, на котором им необходимо объяснить, какие вопросы могут быть заданы инвесторами на встрече, почему их интересуют ответы именно на эти вопросы, как нужно отвечать и т.д. Большое внимание должно быть уделено основному тексту выступления представителей предприятия на встрече, подготовке слайд-презентации. Очень важно иметь необходимые базы данных для того, чтобы правильно определить, кого именно нужно приглашать на такие встречи. И, наконец, не менее серьезно нужно подходить ко всем организационным деталям проведения подобных мероприятий, особенно при их проведении за рубежом.

    В-четвертых, работа эмитента с инвестиционным сообществом должна сопровождаться профессионально подготовленной кампанией в средствах массовой информации.
    Совокупность перечисленных действий при их профессиональном исполнении способна решить задачу установления нормальных отношений эмитента с инвестиционным сообществом и сформировать имидж надежного объекта для инвестиций.

Что предлагает "Агентство Деловых Связей"

  • Проведение опросов инвестиционного сообщества с целью выяснения мнения об уровне инвестиционной привлекательности предприятия, муниципального образования или субъекта федерации;
  • Подготовка комплекта документов для общения с инвесторами;
  • Подготовка и проведение встреч с инвесторами;
  • Подготовка и обеспечение выступления представителей руководства компании, города или региона на крупнейших инвестиционных и финансовых конференциях;
  • Публикация аналитических материалов о компании, городе или регионе в специализированной финансовой прессе.
Карта сайта | Подписка | Реклама | Архивы | Редакционные планы | Об ИД "РЦБ"
Конференции | Выставка | Investor Relations | История проектов | Об АДС
Контакты | Гостевая книга | Голосование | Последние номера | Наши партнеры


Copyright © 1992-2003 ИД " РЦБ "
E-mail: