Журнал "ЭнергоРынок" №9 за 2016 год ( Архив )

Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в октябре 2016 годаВ октябре 2016 г. акцент изменений в нормативном регулировании в сфере энергетики был сфокусирован на особенностях деятельности сетевых организаций.
В частности, были ужесточены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к сетевым организациям, скорректирован порядок технологического присоединения к электрическим сетям с целью усиления ответственности за несоблюдение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, скорректирована процедура расчета величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций.
Кроме того, изменения коснулись порядка присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Далее приведено развернутое описание вышеуказанных изменений.
Юрий Татаринов, Советник Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Сравнительный анализ ответственности за неплатежи на розничных рынках электроэнергии в контексте взаимоотношений основных субъектовВ статье представлен сравнительный анализ мер по обеспечению исполнения обязательств по оплате электроэнергии перед гарантирующими поставщиками и услуг по ее передаче перед сетевыми организациями.
Одним из последствий финансового кризиса 2008—2009 гг. для нашей страны стало серьезное обострение проблемы неплатежей за энергетические ресурсы. В последние годы сохраняется тенденция увеличения задолженности потребителей за газ, электрическую и тепловую энергию, а также за услуги водоснабжения и водоотведения. По данным Министерства энергетики РФ, к сентябрю 2015 г. суммарный долг промышленных и бытовых потребителей перед поставщиками энергоресурсов достиг почти 815 млрд руб. Проблема вызвала обеспокоенность органов власти, т.к. масштабы неплатежей приводили к серьезному недофинансированию ремонтных программ сетевых и генерирующих компаний, под угрозой оказалась надежность работы систем энергоснабжения потребителей.
В связи с этим в 2015 г. был принят Федеральный закон от 03.11.15 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ, Закон о платежной дисциплине). Разработанный Минэнерго России документ стал первым системным законодательным актом, направленным на решение проблемы неплатежей в сферах ТЭК и ЖКХ.
Рустам Гайфутдинов, Заместитель председателя правления Ассоциации ГП и ЭСК по юридическим вопросам
О ценообразовании на централизованном рынке электроэнергииНа централизованных рынках электроэнергии решаются две принципиальные задачи: определение оптимальных для рынка плановых объемов покупки/поставки электроэнергии участниками (так называемых торговых графиков, ТГ) и расчет соответствующих рыночных цен на электро­энергию. Мы будем рассматривать случай неэластичного суммарного спроса на электроэнергию в условиях справедливости ряда предположений1. Актуальные проблемы цено­образования на электроэнергию проявляются даже в существенно упрощенных версиях действующих процедур выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО) и модели рынка «на сутки вперед» (РСВ). Для этого нам понадобится понятие равновесной цены. Равновесной является цена, при которой суммарный объем спроса покупателей равен суммарному объему предложения поставщиков. При этом объем предложения поставщика при данной цене на электроэнергию определяется как множество его объемов поставки (совместимых с соответствующими ограничениями), при которых его прибыль как функция объема поставки электроэнергии достигает максимального значения2.
Вадим Борохов, PhD, советник по развитию рынка электроэнергии ООО «Эн+ Девелопмент»
Тарас Вдовенко, Глава представительства АО «LS Networks» (Республика Корея) в Москве
Юрий Иванов, Генеральный директор ООО «Вторая розничная генерирующая компания» (РГК-2)
Олег Ильин, Генеральный директор ООО «Инженерный центр — Газотурбинные технологии», АО «Первая розничная генерирующая компания» (РГК-1)
Ольга Селляхова, Заместитель председателя правления Ассоциации ГП и ЭСК по развитию
Ольга Юрчук, Директор по развитию РГК-1
Односторонний отказ потребителя от исполнения договора энергоснабжения (Определение Верховного суда РФ от 25.08.16 № 310-ЭС16-1135 по делу № А68-5615/2014)Законодательство в области электроэнергетики содержит в себе нормы о распространении установленных правил на ранее заключенные договоры, тем самым по существу изменяя отношения сторон договора без внесения изменений в его текст. Одним из примеров такого правила является необходимость уведомления гарантирующего поставщика в определенный срок для соблюдения экономического баланса интересов поставщика и покупателя электрической энергии. В настоящее время указанный срок составляет не менее 20 рабочих дней до заявляемой даты расторжения.
Вместе с тем на практике арбитражные суды допускают ошибки в применении норм материального права и вместо императивно установленного срока уведомления гарантирующего поставщика ориентируются на иной срок, указанный в ранее заключенном договоре.
Данную ошибку исправил в порядке кассационного обжалования Верховный суд Российской Федерации при рассмотрении дела № А68-5615/2014.
Александр Киселев, Юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Преднамеренные электромагнитные деструктивные воздействия — угроза национальной безопасности страныПроблема преднамеренных электромагнитных деструктивных воздействий (ПЭДВ) на электронную аппаратуру стала актуальной уже через несколько лет после проведения США в 1946 г. на атолле Бикини (Маршалловы острова) испытательных ядерных взрывов под шифром «Операция Кроссроудс». В ходе этих испытательных взрывов было обнаружено новое физическое явление — возникновение мощного импульса электромагнитного излучения, охватывающего обширную зону, к которому сразу же был проявлен повышенный интерес со стороны военных. С целью изучения этого явления с 1958 по 1962 г. в США и в Советском Союзе были проведены серии высотных (40—450 км) ядерных взрывов различной мощности. Было установлено поражающее действие электромагнитного импульса высотного ядерного взрыва (ЭМИ ЯВ) на электронную аппаратуру, системы связи, радиостанции и радары, энергосистемы на расстоянии в тысячи километров от эпицентра взрыва [1].
Примерно с 80-х гг. прошлого века в ряде стран начали усиленно работать над созданием так называемого супер-ЭМИ — ядерного заряда, в котором эффект ЭМИ многократно усилен по сравнению с обычным ядерным зарядом. Параллельно во многих странах велись работы по созданию сверхмощных направленных источников ЭМИ неядерного типа, а также электромагнитных бомб, боеголовок ракет, гранат и других бое­припасов, являющихся неядерными источниками ЭМИ, предназначенных для поражения электронных устройств важнейших систем инфраструктуры, в первую очередь систем связи, водо- и электроснабжения. В последнее время на рынке в свободной продаже появились мощные компактные источники ЭМИ, представляющие опасность уже не как средства ведения боевых действий противоборствующими сторонами, а как инструменты криминальных и террористических структур.
Применение специального оружия, способного разрушить систему электроснабжения и другие важнейшие элементы национальной инфраструктуры, не воздействуя напрямую на человека, является весьма заманчивым, поскольку может привести к коллапсу целой страны, притом что лиц, ответственных за принятие решения о применении такого оружия, никто не сможет осудить за массовое убийство гражданского населения, поскольку это оружие не имеет прямого воздействия на людей.
Проблема преднамеренных электромагнитных деструктивных воздействий на электроэнергетические системы становится в последнее время все более актуальной в связи с тремя современными тенденциями:
Владимир Гуревич, к.т.н.
Территория распространенияРоссийский рынок энергосервиса получил свое развитие относительно недавно, при этом сегодня наблюдается рост интереса потенциальных заказчиков к работе в рамках энергосервисных договоров (далее — энергосервисный контракт). Поскольку ключевой целью энергосервиса является снижение затрат на оплату потребляемых заказчиком энергоресурсов, развитие энергосервиса осуществляется в тех сферах экономики, где необходимость снижения затрат на энергоресурсы выражена наиболее остро — государственный (муниципальный) сектор, ЖКХ, промышленность.
В обзоре РАЭСКО рассмотрен пул энергосервисных контрактов, заключенных в государственном (муниципальном) секторе, жилищном фонде, а также ресурсоснабжающими организациями в соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также с Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Во II кв. 2016 г. заключено 39 энергосервисных контрактов.
Анна Бурчакова, Консультант Ассоциации энергосервисных компаний — «РАЭСКО»
открытые статьи - Статьи в открытом доступе      открытые статьи - Статьи доступны на платной основе