Журнал "ЭнергоРынок" №8 за 2016 год ( Архив )

Электроэнергетика. Рынок мощностиВ октябре-ноябре 2015 г. прошли КОМ на 2016—2019 гг. , попробуем проанализировать, преодолены ли в новых правилах недостатки предыдущих КОМ и решены ли проблемы, обозначенные в [1].
Механизм формирования платы за мощность на КОМ на 2016—2019 гг. представлен на рисунке (график определения цены на КОМ из презентации Системного оператора к ХI Конференции «Риск-менеджмент в энергетике»).
В новых правилах КОМ принципиальный подход к правилам, определяющим величину оплаты мощности, остался прежним — одна цена для всех электростанций ([4, п. 4.5.3]). Был изменен только алгоритм формирования цены.
Плата за мощность для электростанций — это средства на содержание оборудования в работоспособном состоянии. Совершенно очевидно, что для различных электростанций требуется совершенно разный объем средств на поддержание 1 МВт мощности оборудования. Это зависит от типа электростанции, вида топлива, времени постройки, состава оборудования и других обстоя­тельств. Плата за мощность не может быть произвольной. Она идет на вполне определенные цели — ремонт оборудования, налоги, заработную плату персонала, амортизационные отчисления и т.п. Эти средства поэтому и называются условно-постоянными.
Авторы КОМ не рассматривают других методов формирования оплаты мощности, кроме так называемого конкурентного отбора и маржинального принципа определения цены.
Алгоритм получения цены на КОМ (см. рисунок) — схема с непонятно откуда взятой максимальной ценой в точке V1 и минимальной ценой в точке V2.
Поскольку ни в одной презентации по правилам КОМ нет объяснений алгоритма формирования цены, то попробуем самостоятельно проанализировать графики и объяснить, откуда взялись цены в точках V1 и V2.
Виктор Шурупов, Эксперт
Практика консолидации ТСОС задачей консолидации электросетевых активов в той или иной форме сталкиваются и крупные государственные электросетевые компании, входящие в Группу ПАО «Россети», и региональные органы государственной власти, и частные собственники.
Для первых и вторых причина заключается не столько в необходимости реализации положений Стратегии развития электросетевого комплекса РФ (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 03.04.13 № 511-р.), предполагающей поэтапную консолидацию сетевых организаций, сколько в ощущаемой ответственности за надежность и бесперебойность энергоснабжения на территориях присутствия в случае форс-мажорных обстоятельств (как правило, независимо от того, кому действительно принадлежит аварийное электросетевое оборудование; именно компании Группы «Россети» региональные и местные власти докладывают о ходе устранения нарушений в энергоснабжении). Поэтому часто в вопросах управления электросетевым комплексом ПАО «Россети» и региональные органы власти выступают единым фронтом: заключают соглашения о консолидации активов, создают совместные предприятия (как в Республике Коми, Мурманской и Ленинградской областях, республиках Северного Кавказа). Для ПАО «Россети» консолидация — механизм ужесточения контроля над объемом региональной необходимой валовой выручки (НВВ). Для региональных властей ситуация, при которой на вверенной им территории функционируют десятки, если не сотни, сетевых организаций — ТСО (как, например, в Московской области — рис. 1), неудобна с точки зрения контроля и управления, например при установлении тарифов и определении взаимных обязательств компаний при распределении котловой выручки. Для них чем меньше участников процесса, тем проще и надежнее система. Частный инвестор за счет консолидации активов решает похожие задачи — упрощение системы управления собственностью, улучшение финансового состояния компаний, усиление своего присутствия в регионе. Всех участников рынка к переконфигурации активов подталкивают и изменения в законодательстве, одним из которых стало введение критериев ТСО (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.15 № 184).
При этом и государственные компании, и органы власти, и частные инвесторы сталкиваются с общим набором задач, проблем и вопросов, которые необходимо решить в процессе подготовки и непосредственной консолидации сетевых компаний.
Наталья Богданова, Директор подразделения «Энергетика», ООО «Бранан»
Консолидация ТСО — энергобезопасность регионовВопрос консолидации ТСО (территориальных сетевых организаций) уже давно стоит на повестке дня в энергетическом сообществе. Сегодня в России существует около полутора тысяч электросетевых микрокомпаний, обслуживающих отдельные крупные промышленные предприятия, которые благодаря этому снижают свои издержки на транспортировку электроэнергии.
Количество ТСО на порядок больше, чем генерирующих или энергосбытовых компаний. Изначально, в далекие девяностые, когда российская электроэнергетика только начинала реформироваться, такой подход поддерживался властями, т.к. предполагалось, что закон спроса и предложения отрегулирует ситуацию на рынке передачи электроэнергии. Однако сегодня абсолютно ясно, что такая дезинтеграция ТСО и отсутствие централизованного управления электсросетевым комплексом как на федеральном, так и на региональном уровне могут стать угрозой для энергобезопасности страны.
Денис Еленин, Эксперт
Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в августе 2016 годаЗаконодательство в сфере энергетики в августе настоящего года претерпело незначительные изменения. В частности, изменения коснулись следующих актов:
Постановление Правительства РФ от 09.08.16 № 759 «Об уточнении порядка осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью»;
Распоряжение Правительства РФ от 01.08.16 № 1634-р «Об утверждении схемы территориального планирования в области энергетики»;
Распоряжение Правительства РФ от 01.08.16 № 1628-р «Об установлении значений цены на мощность, используемых для определения спроса на мощность при проведении в 2016 году долгосрочного конкурентного отбора мощности с началом периода поставки с 1 января 2020 года»;
Приказ ФАС России от 04.07.16 № 888/16 «О внесении изменений и дополнений в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.13 № 760-э».
Изменения направлены на уточнение порядка осуществления технологического присоединения, а также порядка расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Кроме того, законодатель внес изменения в схему территориального планирования в области энергетики.
Ниже приведено подробное описание указанных изменений.
Юрий Татаринов, Старший юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Хава Аушева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Абсорбционные тепловые насосы в тепловой схеме ТЭЦ для повышения ее энергетической эффективностиПеревод на парогазовую технологию ТЭЦ резко повышает их эффективность. Согласно исследованиям Российской академии наук он более эффективен, чем переход к парогазовым КЭС [1], и его следует осуществлять в первую очередь. Однако усовершенствование ТЭЦ с помощью газотурбинных высокотемпературных надстроек не исключает реализации на ТЭЦ иных мероприятий, сохраняющих свою актуальность, например интеграции в состав ТЭЦ тепловых аккумуляторов [2] и других нововведений, как-то перевод турбогенераторов на работу с ухудшенным вакуумом.
Последнее вместе с тем связано с необходимостью изменений конструкции паротурбинной установки (встраивание в конденсатор сетевого пучка, модификация последних ступеней турбины). И то, и
другое, как и сама работа турбоустановки с ухудшенным вакуумом, не всегда приемлемы по тем или иным причинам. В этих условиях в качестве альтернативного решения переходу на ухудшенный вакуум можно использовать абсорбционные бромисто-литиевые тепловые насосы (АБТН). С их помощью обеспечивается более эффективно решение той же задачи — блокирования рассеяния тепловой энергии с циркуляционной водой и при этом не требуется каких-либо изменений конструкции турбоустановки. Выпускаются АБТН в готовой и удобной для использования конструкции, получившей название чиллера. Они допускают одновременное использование и в роли холодильных машин, обеспечивающих отпуск холодной воды по температурному графику 7/12 °С, что необходимо на ТЭЦ при ее переводе на работу с газотурбинной надстройкой для охлаждения воздуха, поступающего в компрессор ГТУ. В результате достигается практически непрерывное использование абсорбционной установки в течение всего года. Интеграция АБТН, например, в тепловую схему турбо-генератора ПТ-60-130 снижает удельный расход условного топлива на выработку 1 КВт/ч электроэнергии на 20 г, что обеспечивает годовую экономию условного топлива до 5,5 тыс. т у.т. и, при этом достигается выполнение требуемых экономических ограничений: простой срок возврата инвестиций, соответствующие значения динамического срока, чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR) и пр.
Андрей Матейко, Главный энергетик ГК «Штарк»
Энергосервисные контракты: преимущества, условия применения, перспективы развития рынкаЯ обеспечу Вам паровой двигатель бесплатно. Мы установим машину за свой счет и будем поддерживать ее в течение пяти лет. Мы гарантируем, что уголь на эксплуатацию машины будет стоить дешевле, чем продукты питания для лошадей до сих пор. Мы хотим, чтобы вы отдали нам 1/3 этих сбережений.
Джеймс Уатт (1736—1819)

В настоящее время в условиях экономического спада многим как промышленным, так и коммунальным предприятиям становится все сложнее изыскивать средства для финансирования мероприятий, повышающих энергетическую эффективность. В таких условиях в первую очередь решаются задачи, направленные на поддержание текущей операционной деятельности, многие инвестиционные программы секвестрируются, особенно это касается инфраструктурных проектов.
Однако приостановка работ по повышению энергетической эффективности — только одна сторона медали, вторая — накапливающаяся с годами изношенность энергетических систем предприятий. Именно это нередко приводит к тяжелым аварийным ситуациям, последствия которых влияют на основную деятельность предприятий, к ухудшению социальных условий и, как следствие, к высоким финансовым затратам на устранение последствий. Давно известно, что в конечном счете дешевле устранять причины, а не последствия.
Немаловажным фактором, не позволяющим предприятиям производить масштабную реконструкцию энергетических систем (а иногда только именно глобальная реконструкция может быть эффективным решением, в отличие от полумер), является отсутствие свободных оборотных средств, а также невозможность привлечения финансирования в кредитных организациях. В этом случае единственным решением проблемы повышения энергетической эффективности и надежности работы энергетических систем предприятий является такой инструмент, как энергосервисные контракты.
Сергей Барсуков, Начальник департамента дополнительных услуг ООО «ЭнергоХолдинг»
Экологизация угольной отрасли в контексте Парижского протокола об изменении климатаПарижское соглашение, приходящее на смену Киотскому протоколу, было принято в декабре 2015 г. на конференции ООН, когда 195 стран-участниц форума условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 г. более чем на 2 °С по сравнению с доиндустриальной эпохой. Главная цель нового соглашения — снижение выбросов парниковых газов.
Россия подписала Парижское соглашение 22 апреля в числе 175 стран.
Что это значит для нашего государства?
Россия предварительно взяла на себя обязательство сократить выбросы СО2 в атмосферу к 2030 г. на 30% по сравнению с 1990 г. Для достижения заявленной цели по снижению выбросов в России в числе прочих обсуждается введение углеродного налога на вырабатываемые парниковые газы.
Безусловно, изменение климата способно принести вред всей нашей планете, и обеспокоенность экологическими проблемами государств мира вызывает уважение. Однако каждая страна должна обдуманно подойти к решению экологических задач, установленных Парижским соглашением, учитывая национальное экономическое положение и интересы государства.
Андрей Калачев, Лидер Консорциума «Феникс»
Оценка последствий достижения Парижского соглашения по климату для российского угольного экспортаУголь как энергоноситель характеризуется наибольшими выбросами парниковых газов как в относительном, так и в абсолютном выражении, при этом остается вторым по объемам потребления энергетическим ресурсом в мире, обеспечивая до 30% потребления первичной энергии.
В последние годы, за исключением 2015 г., угольная отрасль России развивалась за счет экспортного направления: доля экспорта в добыче с 2011 г. увеличилась с 33 до 41%. Перспективы ее дальнейшего расширения также преимущественно связывают с экспортом: значительный прирост добычи, предусмотренный благоприятным сценарием Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 г. (которая была утверждена еще до Парижского соглашения), будет опираться именно на экспорт, причем экспорт по восточному направлению; экспорт российского угля на запад в лучшем случае останется на текущем уровне.
Ирина Поминова, Заместитель начальника управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве Российской Федерации
открытые статьи - Статьи в открытом доступе      открытые статьи - Статьи доступны на платной основе