ПОДПИСКА 2016/2017

Журнал "ЭнергоРынок" №7 за 2016 год ( Архив )

Новые меры госполитики — переход на НДТВ 2014 г. принят ряд важных нормативных правовых актов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности различных секторов экономики страны, в том числе электроэнергетики:

Распоряжение Правительства РФ от 19.03.14. № 398-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий» (далее — Комплекс мер);

Распоряжение Правительства РФ от 03.06.14 № 1217-р «Об утверждении плана мероприятий (далее — Дорожная карта) «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 года»;
Федеральный закон Российской Федерации от 21.097.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-219).

Основные цели реализации указанного Комплекса мер, Дорожной карты и норм ФЗ-219 состоят в модернизации действующих производств, улучшении экологической обстановки в регионах страны, разработке и создании отечественного современного оборудования для различных отраслей промышленности, в том числе электроэнергетики и в особенности угольных ТЭС.

Для достижения указанных целей за два прошедших года принят пакет соответствующих нормативно-правовых актов (НПА)1, разработаны и утверждены 10 информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ2, разработан порядок перехода на НДТ в энергетике — отраслях ТЭК России (далее — Порядок), реализован комплекс организационных мер по переходу на НДТ, а именно:

создан Межведомственный совет по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий.
Росстандартом созданы Технический комитет 113 «НДТ» и Бюро НДТ;
образована рабочая группа по вопросам применения принципов НДТ в промышленности при Комитете РСПП по экологии и природопользованию;
сформирована рабочая группа «НДТ и экология» в Ассоциации «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» (СПЭ).

Федеральный закон ФЗ-219 вводит новые нормы и требования, устанавливает ряд административных и экономических мер и механизмов, а также содержит следующие термины и определения.

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.

Технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.

ФЗ-219 содержит новые требования при проведении государственной экспертизы на этапе проектирования и ввода в эксплуатацию объектов, а именно:
Михаил Сапаров, Заведующий лабораторией ОАО «ЭНИН», председатель секции «Энергоэффективность и экология в электроэнергетике» НП «НТС ЕЭС», руководитель рабочей группы Электроэнергетического Совета СНГ по охране окружающей среды
Переход на НДТ должен быть сбалансирован Энергокомпании готовы внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ) при условии сбалансированного подхода к установлению требований с учетом целого ряда рыночных факторов.

Что произошло?

В 2014 г. принят ряд нормативно-правовых актов (НПА), реализация которых существенным образом затрагивает интересы энергокомпаний.

В их числе Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий.

Этим документом был дан старт радикальной модернизации всей системы государственного регулирования вопросов в части энергетической эффективности, охраны окружающей среды, природопользования, промышленной безопасности с введением в российское законодательство новой категории — наилучшие доступные технологий.

В продолжение инициатив был разработан отраслевой план мероприятий «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса» на период до 2018 г. (Распоряжение Правительства РФ от 03.07.14 № 1217-р).

Федеральным законом от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что:
с 2018 г. объекты I категории должны быть оснащены автоматическими средствами измерения, учета выбросов и передачи данных;
с 2019 г. объекты I категории обязаны получить комплексное экологическое разрешение, разработать и утвердить технологические нормативы на основе НДТ, программу повышения экологической эффективности. Помимо этого, вводится запрет на согласование проектов по строительству и реконструкции объектов, не отвечающих технологическим показателям НДТ;
с 2020 г. начнет действовать запрет на строительство объектов, не отвечающих технологическим показателям НДТ, а также новый режим взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от достижения/недостижения параметров НДТ.
Антон Вивчар, Заместитель директора Ассоциации «Совет производителей энергии»
Современные экологические системы сухого золошлакоудаленияВ России функционирует 350 угольных ГРЭС и ТЭЦ, из них 172 электростанции выдают более 100 тыс. золы в год каждая. По данным Минэнерго России, ежегодная выработка золошлаковых отходов (ЗШО) в России составляет более 30 млн т, из них в 2013—2014 гг. утилизировано только около 4 млн т золы в год, или почти 14% от общей выработки. Остальное хранится на золоотвалах, ресурсы большинства которых практически исчерпаны.

Из указанных 14% большую часть — 11,5% — составляет гидратированная золошлаковая смесь из золоотвалов, идущая в основном на рекультивацию земель и ландшафтные работы, и лишь 2,5% золы отбирается и реализуется потребителям в сухом виде. Такая тенденция сохраняется из года в год и существенно не меняется.

Между тем продажи сухой золы из Эстонии на рынке России, успешно осуществляемые отечественной компанией в течение более шести лет, подтверждают, что спрос на этот продукт есть — потребитель его ждет.

Потенциал рынка золы России огромный. По нашим консервативным оценкам, 17 млн т в год золошлаковых материалов (ЗШМ) могут быть использованы в сфере производства строительных материалов, 10 млн т — в дорожном строительстве, 3 млн т — в сельском хозяйстве для раскисления почв, 5 млн т — на рекультивацию земель. В строительной индустрии ЗШМ применяются в качестве минеральных добавок в цементах, бетонах и сухих строительных смесях, а также как сырье для производства искусственных заполнителей для бетонов и даже керамических изделий.
Андрей Калачев, Лидер консорциума «Феникс», генеральный директор ЗАО «ПЦВ»
Рынок мощности. Изменение модели при переходе от дефицита к избытку21—26 августа в Париже прошла 46-я сессия Международного Совета по большим электрическим системам высокого напряжения — СИГРЭ, на которой российские энергетики представили 16 докладов по актуальным вопросам развития энергосистем. В одном из российских докладов, сделанном представителями Системного оператора Единой энергетической системы, был дан обзор функционирования российского рынка мощности. Авторы описали модель рынка мощности, стартовые условия запуска конкурентного рынка мощности, результаты и вопросы дальнейшего применения в условиях существенного избытка предложения модели рынка, дизайн которой был разработан для ситуации недостатка генерирующих мощностей. Доклад, дополнительно представленный в рамках постер-сессии, вызвал большой интерес экспертов-энергетиков, поскольку процесс внедрения и модернизации рынков мощности в настоящее время находится в активной стадии во многих энергосистемах. Предлагаем ознакомиться с докладом читателям журнала.
Федор Опадчий, Заместитель председателя правления АО «СО ЕЭС»
Андрей Катаев, Директор по энергетическим рынкам АО «СО ЕЭС»
Согласование экспертных и статистических результатов прогнозирования потребления электроэнергииОдной из основных задач энергосбытовой компании на ОРЭМ является предварительный расчет потребления электроэнергии на день вперед. Данный прогноз служит основой для составления заявки на РСВ, а указанные в заявке почасовые объемы потребления определяют эффективность работы на оптовом рынке.

Экономический эффект от повышения точности прогнозирования можно достаточно точно оценить, зная цены РСВ и индикатор БР для рассматриваемой ГТП потребления. Правда, здесь следует различать два предельных случая: 1) заявка определяет цену РСВ (для больших сбытов) и 2) объем потребления невелик, и цены РСВ и БР определяются другими игроками.

Объемы, заявленные крупными сбытами, могут существенно изменить цену на рынке «на сутки вперед», при этом большие отклонения фактического объема потребления от заявленного, во-первых, штрафуются при использовании механизма распределения небаланса, а во-вторых — становятся предметом разбирательства антимонопольной службы.

Анализ, проведенный совместно с нашими клиентами, позволил спрогнозировать экономический эффект от точности расчета потребления. По оценке, которая считает цену РСВ независящей от заявки потребителя, была получена величина 90 тыс. руб. в месяц за каждую 0,1% отличия потребленного и заявленного объема за 1 ГВт·ч среднечасового потребления. Оценка с учетом влияния заявки на цену дает вдвое меньшую величину — около 50 тыс. руб. Зная свою долю в потреблении региона, каждая энергосбытовая компания может достаточно точно рассчитать экономический эффект от повышения точности прогнозирования (табл. 1).
Дмитрий Новицкий, Заместитель генерального директора по науке, ЗАО «Институт энергетических систем»
Светлана Черкесова, Численный аналитик ЗАО «Институт энергетических систем»
ISO 50001 как современный инструмент управления энергосбережением и повышением энергоэффективности в РСКВопросы энергосбережения и энергоэффективности стали новым вызовом для всех стран мира, среди которых Россия не исключение.
Требования, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности, предъявляют к организациям и государство, и гражданское общество.

Стоимость энергоресурсов сегодня — основная контролируемая статья затрат, а управление энергоресурсами и энергосбережение выступают одними из самых актуальных процессов для современного предприятия. Для их успешной реализации компании создают и развивают подразделения энергоменеджмента с надежной методологической основой. Системный подход к энергоменеджменту сегодня предполагает выстраивание процессов с учетом рекомендаций стандарта ISO 50001, учитывающего лучшие мировые практики.

Стандарт энергоменеджмента ISO 50001 — это новый инструмент, который позволяет одновременно, планомерно и непрерывно снижать потребление энергии, сокращать нагрузку на окружающую среду и получать финансовые преимущества. Стандарт устанавливает требования к типам потребителей энергии и расходу энергии, включая измерения, документацию и отчетность, проектирование и практику закупок оборудования, систем, процессов и привлечения персонала, связанного с энергорезультативностью. Стандарт применим ко всем типам организаций независимо от их размера и отраслевой принадлежности, он не содержит заранее установленных критериев энергоэффективности. Он лишь рекомендует, что необходимо делать в рамках реализации мероприятий энергоменеджмента. Метод выполнения положений стандарта организация определяет сама. Это должно быть описано в руководстве по энергоменеджменту предприятия. Стандарт ISO 50001 имеет высокую степень совместимости с другими международными стандартами — ISO 9001 (Системы менеджмента качества), ISO/IEC 27001 (Информационная безопасность), ISO 14001 (Экологический менеджмент) и т.д. Таким образом, сертифицированная система энергоменеджмента может быть интегрирована с другими управленческими системами предприятия.

В данном материале речь пойдет об энергоменеджменте в распределительной сетевой компании. Отличие электросетевой компании от производства обусловлена оказанием услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям, потому как конечным результатом является не продукт, а услуга. Согласно таким особенностям устанавливаются ключевые показатели и критерии оценки.
Владимир Воловикис, Главный специалист департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «МРСК Центра»
Обзор изменений законодательства в сфере энергетики в июле 2016 годаЗаконодательство в сфере энергетики в июле претерпело существенные изменения. В частности, поправки были внесены в следующие основополагающие для отрасли акты:

Правила оптового рынка электрической энергии и мощности;
Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии;
Федеральный закон «О концессионных соглашениях»1;
Федеральный закон «Об энерго­сбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Указанные изменения направлены на повышение экономической эффективности энергетических рынков и, как следствие, на создание дополнительных гарантий защиты интересов потребителей, а также на внед­рение унифицированной схемы водоснабжения и водоотведения на территории Республики Крым.

Рассмотрим указанные изменения подробнее.
Юрий Татаринов, Старший юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Хава Аушева, Младший юрист Практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX
Реформа электроэнергетического рынка Японии: внедрение интеллектуальных технологийВ результате аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. Япония оказалась вовлечена в серьезный энергетический кризис, поскольку правительство начало выводить из эксплуатации действующие атомные электростанции. В настоящее время электроэнергетическая отрасль страны продолжает сталкиваться с трудностями, связанными с ограничениями производства электроэнергии. Чтобы компенсировать крупные потери генерации, Япония импортирует значительные объемы природного газа из других стран и одновременно стимулирует рост производства электроэнергии за счет энергии ветра и солнца, применения систем хранения электроэнергии и систем управления энергетической нагрузкой зданий.

Правительство Японии активно продвигает развитие микросетей и интеллектуальных технологий. Средства, выделенные в 2014 г. Министерством экономики, торговли и промышленности Японии на внедрение интеллектуальных технологий, составили 3,8 млрд долл. — на 29% больше, чем в 2013 г. Основная часть средств была направлена на внедрение мер по энергоэффективности и управлению спросом (Demand Response — DR).
Наталья Сидоровская, Специалист департамента рынка системных услуг ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы»
открытые статьи- Статьи в открытом доступе      открытые статьи- Статьи доступны на платной основе