Коммерческий учет по новым правилам

 

Автор

Райсих Александр, Советник председателя правления НП ГП и ЭСК

 

    В Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии (далее — Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства от РФ 04.05.12 № 442, впервые за период реформирования достаточно полно отражены вопросы коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках.
    В частности, детализированы бизнес-процессы по коммерческому учету между потребителем, гарантирующим поставщиком (ГП) и сетевой организацией, такие как:
    - установка приборов учета и их допуск к эксплуатации;
    - поверка, демонтаж, замена приборов учета;
    - снятие и предоставление показаний, обмен данными;
    - выявление бездоговорного и безучетного потребления.
    Так как порядок коммерческого учета привязан к договорным отношениям, для потребителей, заключивших договор энергоснабжения, ГП является «единым окном» по всем вопросам, в том числе и связанным с процедурами коммерческого учета. К ГП потребитель обращается при необходимости установки системы или прибора учета, их замены, ввода в эксплуатацию; гарантирующему поставщику по умолчанию потребитель передает показания приборов учета. Если какие-либо процедуры требуют участия сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить ее об удобном для потребителя времени проведения таких операций.
    Правильность снятия показаний приборов учета и корректность их работы проверяет сетевая организация в соответствии с разработанным ею планом-графиком. Гарантирующий поставщик согласует план-график контрольных проверок и имеет возможность вносить предложения по его изменению, но не более чем по 20% точек поставки от планового количества, а также требовать проведения внеплановых проверок не более чем по 10% точек поставки.
    Если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены контрольные проверки, их может сделать гарантирующий поставщик. По согласованию с сетевой организацией гарантирующий поставщик может самостоятельно осуществлять контрольные проверки состояния приборов учета потребителей.
    В Основных положениях дан принципиально важный ответ на вопрос, при каких условиях потребитель может выбирать ценовую категорию, дифференцированную по зонам суток (вторая ценовая категория), или рассчитываться по почасовым значениям потребления электрической энергии (третья—шестая ценовые категории). Основное условие — наличие приборов учета, позволяющих измерять расход электроэнергии по зонам суток или по каждому часу суток соответственно. Потребитель вправе рассчитываться по почасовым значениям в случае, если часть точек поставки, присоединенных к сети 10 кВ и ниже, не оборудована интервальными (почасовыми) приборами учета, только когда суммарная максимальная мощность по данным точкам поставки не превышает 2,5% суммарной максимальной мощности всех точек поставки в границах балансовой принадлежности потребителя. При этом с 1 июля 2013 г. потребители сверх 670 кВт обязаны иметь почасовой учет и осуществлять расчеты по третьей—шестой ценовой категории.
    Обязанность по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств потребителей (а также объектов генерации и объектов электросетевого хозяйства) на розничных рынках, а также по снятию показаний счетчиков возлагается на собственника энергопринимающих устройств (или объектов). Если прибор учета, владельцем которого является субъект розничного рынка, установлен на электросетевом хозяйстве смежной сетевой организации, то такая организация должна обеспечить сохранность и снятие показаний этого прибора.
    Постановлением Правительства РФ № 442 решен давний спор между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями об ответственности последних за оснащение групп точек поставки (ГТП) на оптовом рынке приборами учета и измерительными трансформаторами, а также компонентами, связанными со сбором, обработкой и передачей показаний счетчиков в адрес ГП и оптового рынка. Помимо того что сетевая организация обязана выполнить данное требование, она несет ответственность за его невыполнение и должна возместить гарантирующему поставщику понесенные им в связи с этим расходы на оптовом рынке, в том числе компенсировать уплаченные штрафы. А со стороны ГП прописана обязанность по разработке документации, необходимой для аттестации АИИС КУЭ на соответствие техническим требованиям, предъявляемым к субъектам ОРЭ.
    Согласно действующим Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии ужесточены последствия для лиц, допустивших нарушение в схеме учета (безучетное потребление) или самовольное подключение к сетям (бездоговорное потребление).
    При бездоговорном потреблении будет применяться расчетный способ по пропускной способности питающего провода, т.е. будет учитываться максимальный объем, который может быть передан по проводу соответствующего сечения.
    В правилах достаточно четко прописаны расчетные способы определения объема потребления электрической энергии при безучетном потреблении, неисправности расчетного прибора учета. Кроме того, можно говорить об ужесточении последствий для лиц, не предоставляющих данные расчетного прибора учета, не допускающих к расчетным приборам учета при проведении контрольных проверок. В указанных случаях в зависимости от оснований и наличия информации используются различные способы: по определенному в акте технологического присоединения или расчетному значению величины максимальной мощности либо по сечению провода.
    В отдельный класс выделены случаи отсутствия почасового учета у потребителя, который обязан обеспечить такой учет. В таких случаях почасовые объемы потребления будут определяться по максимальному потреблению в пиковые часы, определенные Коммерческим оператором в соответствии с Правилами оптового рынка из установленных системным оператором плановых часов пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода (вплоть до величины максимальной мощности), и минимальному — в остальные часы (вплоть до нуля). При отсутствии даже интегральных показаний прибора учета потребление в любой час будет приниматься равным максимальной мощности.
    В общем случае потребителю дается разумный срок для устранения нарушений, восстановления утраченных приборов учета: в течение первых двух месяцев объем определяется по статистике его собственного потребления (если только у сети нет контрольного прибора учета, расположенного в ее границах), и только затем начинают применяться расчетные способы.
    Несмотря на детальную проработанность расчетных способов, их применение вызывает ряд вопросов. Так, при отсутствии почасовых показаний расчетного прибора учета (РПУ) и контрольного прибора учета (КПУ) розничного производителя почасовые значения электрической энергии и мощности, отпускаемой таким производителем, приравниваются к нулю (п. 182 Основных положений), если прибор учета не отвечает требованиям п. 141 и 142. Однако п. 142 Основных положений для производителей предусматривает право использовать установленные приборы учета, не соответствующие требованиям п. 141 (без почасового учета), до истечения межповерочного интервала. Получается, что до истечения этого срока производители на розничных рынках могут использовать приборы учета, не обеспечивающие предоставление почасовых показаний.
    Вызывает вопрос использование коэффициента 0,8 с 01.07.12 до 01.01.13 к объему электроэнергии, полученного в результате применения расчетного способа (п. 2 д в вводной части постановления). Использование данного коэффициента будет приводить к возникновению небаланса, и неясно, кто из субъектов рынка должен его принять.
    Нерешенным вопросом применения расчетных способов является также несопоставимость дней недели (и соответственно различного графика потребления) при сравнении с аналогичным периодом прошлого года или другим периодом, а также отсутствие методики округления почасовых объемов потребления и распределения небаланса, возникающего из-за округления.
    Заканчивая анализ Основных положений в части коммерческого учета, можно сделать вывод о том, что подробное описание бизнес-процессов в целом играет положительную роль, сокращая количество споров участников розничного рынка. Есть, конечно, ряд недочетов, которые, надеемся, будут в скором времени устранены. Особо хотелось бы отметить, что для выстраивания на практике всех бизнес-процессов по данным правилам потребуется достаточно длительный период. Перенос части функций в сетевые организации и, наоборот, из сетевых организаций в сбытовые в условиях жестких тарифных ограничений может привести к дефициту средств на выполнение этих функций в сбытовых надбавках гарантирующих поставщиков и тарифах сетевых компаний на передачу электроэнергии.