Краткий обзор изменений в регламенты оптового рынка, принятых наблюдательным советом НП «Совет рынка»(октябрь 2012 г.)

 

Автор

Белов Алексей, заместитель директора НП «Совет производителей энергии»

 

    Изменения, связанные с публикацией предварительных значений индикаторов балансирующего рынка (от 08.10.12)
    Согласно действующим регламентам, по итогам расчета предварительного плана балансирующего рынка (ППБР) участникам предоставляется информация только относительно объемов, без индикаторов, а данные по расчету плана балансирующего рынка (ПБР) публикуются на шесть часов вперед. Правка предполагает публикацию в открытом доступе индикаторов стоимости диспетчерских объемов для соответствующих операционных суток по итогам расчета ППБР на сутки Х до 19.00 суток Х – 1 и публикацию индексов и объемов по итогам расчета ПБР до конца суток.
    Изменения, связанные с определением времени фиксации факта неисполнения или ненадлежащего исполнения участниками ОРЭ обязательств по оплате электрической энергии и (или) мощности в течение двух или более месяцев подряд (от 08.10.12)
    В соответствии с действующей редакцией Регламента № 16 факт ненадлежащего исполнения участником своих обязательств по оплате на ОРЭ определяется ЦФР, но при этом время фиксации данного неисполнения не обозначено. Предлагается конкретизировать время фиксации факта неисполнения обязательств, а именно 10.00 следующего дня один раз в день перед началом первой торговой сессии, т.к. в интервалах между торговыми сессиями текущего дня актуализировать информацию не представляется возможным.
    Изменения, связанные с порядком определения авансовых обязательств и требований (от 08.10.12)
    По действующим процедурам расчет авансовых платежей покупателем на ОРЭ проводится исходя из предельного объема мощности, определенного как 30% от плановой величины. У некоторых потребителей складываются ситуации, при которых названная расчетная величина всегда выше 30% фактического объема. Объясняется это тем, что в течение года у поставщика меняется располагаемая мощность, что, в свою очередь, влечет изменение предельного объема. Предлагается определять количество мощности, подлежащей к оплате по авансовому платежу, как минимум из предельного планового объема мощности и договорного объема по КОМ и договорного объема с «вынужденными» генераторами.
    Изменения, связанные с порядком определения номинальной скорости набора/сброса нагрузки (от 08.10.12)
    Уастник ОРЭ (генератор) при подаче заявки на РСВ указывает в уведомлении о составе и параметрах оборудования, в том числе, информацию по номинальной скорости набора/сброса нагрузки, которая используется в дальнейшем Системным оператором в процессе актуализации расчетной модели. При отличии указанной скорости сброса/набора нагрузки от фактической для участника фиксируется объем недопоставки мощности — ?9. Возможны ситуации, когда в процессе тестирования генерирующего оборудования участник занижает скорость набора нагрузки, тем самым хеджируя риск недоплаты по ?9. Правка предполагает использовать скорость нагрузки, полученную по результатам аттестации оборудования, а в случае отсутствия аттестации — величину, указанную в паспорте генерирующего оборудования. Данная правка относится только к блочному оборудованию.
    Изменения, связанные с распределением нагрузочных потерь ФСК на участников оптового рынка (от 08.10.12)
    Аналогичная правка уже была принята, но только в отношении гарантирующих поставщиков (ГП). Напомним суть: на территории некоторых субъектов РФ складывается ситуация, что ни один объект, относящийся к ЕНЭС, не принадлежит ФСК, в результате общий порядок возмещения нагрузочных потерь не действует и у ГП возникают выпадающие доходы. Предлагалось не учитывать в нерегулируемой цене РСВ стоимость нагрузочных потерь в сетях ФСК (для регионов, где объекты ЕНЭС не принадлежат ФСК). Теперь предлагается распространить эту норму на всех потребителей — участников ОРЭ.
    Изменения, связанные с уточнением порядка проведения повторного КОМ (от 11.10.12)
    Если наблюдательный совет НП «Совет рынка» принимает решение об отмене КОМ на 2013 г., то возникает необходимость проведения повторного КОМ. При этом данная процедура проводится впервые, и при детальном рассмотрении выявлено две спорных ситуации.
    1. Процедура подачи участниками заявок на КОМ преду­с­матривает возможность участника поставить в заявке признак того, что он согласен на приведение его заявки в соответствие с правилами ОРЭ. Причиной отмены КОМ на 2013 г., по мнению ФАС, является наличие признаков манипулирования в зоне свободного перетока, в которой по факту участники, за исключением нескольких, в заявке выразили согласие с приведением в соответствие с правилами ОРЭ участников. Правка предполагает дать им возможность при проведении корректировочного КОМ указать этот признак.
    2. Заявки участников не моделируются под прайс-кэп, а находится точка пересечения кривой предложения с ценой прайс-кэпа, затем, так же как и в первом КОМ, берется предыдущая ценовая ступень, которая и определяет цену КОМ. Все те, кто оказался справа от точки пересечения, попадают в число самых дорогих генераторов.
    Изменения, связанные с порядком определения тарифов на электрическую энергию и мощность для ГТП с признаком МВР (от 11.10.12)
    С 1 октября для мобильных ГТЭС ФСТ установлен тариф по мощности раздельно по турбинам, входящим в состав одной ГТП. При этом регламентами оптового рынка не предусмотрена возможность применения различных цен в одной ГТП. Поэтому предлагается определять тариф по ГТП как средневзвешенный по установленной мощности турбин.
    Изменения, связанные с уточнением перечня показателей в уведомлениях о составе и параметрах генерирующего оборудования (от 25.10.12)
    Правкой из Регламента актуализации расчетной модели удаляются некоторые избыточные и неиспользуемые показатели, подаваемые в рамках уведомлений о составе и параметрах генерирующего оборудования. Некоторые показатели уточняются/добавляются.
    1. Рмакс. тепл — ограничение максимального значения генерируемой активной мощности, задаваемое по режимной генерирующей единице «по условиям энерго (тепло)снабжения потребителей»;
    2. Рмин. тепл — ограничение минимального значения генерируемой активной мощности, задаваемое по режимной генерирующей единице «по условиям энерго(тепло)снабжения потребителей»;
    3. Рмакс. общ — ограничение максимального значения генерируемой активной мощности, задаваемое по режимной генерирующей единице «по техническому состоянию генерирующего оборудования»;
    4. Рмин. общ — ограничение минимального значения генерируемой активной мощности, задаваемое по режимной генерирующей единице «по техническому состоянию генерирующего оборудования».
    Изменения, связанные с уведомлением участников об изменении Приложения 1 к ДПМ (от 25.10.12)
    На заседании наблюдательного совета НП «Совет рынка» в сентябре 2012 г. были приняты решения о внесении изменений в договоры о предоставлении мощности некоторых генерирующих компаний. В связи с этим возникла необходимость уведомления Коммерческим оператором (КО) сторон ДПМ об изменениях договорных объемов в случае принятия соответствующих изменений наблюдательным советом НП «Совет рынка». Правка описывает эту процедуру.
    Изменения, связанные с уточнением Правил электронного документооборота КО в частивремени предоставления электронных документов участниками ЭДО и ответственности организатора ЭДО за нарушение сроков предоставления информации (от 25.10.12)
    Правкой снимается ответственность с КО за нарушение сроков предоставления информации в случае некорректного и несвоевременного предоставления участником электронных адресов. Под временем получения квитируемого сообщения предлагается считать время, указанное в тексте электронной квитанции.
    Изменения, связанные с порядком взаимодействия ОАО «АТС» и ОАО «ЦФР» при лишении участника статуса субъекта ОРЭ и уточнением порядка расчета неустойки в отношении участников, лишенных статуса субъекта ОРЭ (от 25.10.12)
    Правкой описывается порядок взаимодействия ОАО «ЦФР» и ОАО «АТС» в случае лишения участника статуса субъекта ОРЭ, в том числе в части неначисления ему неустойки.
    Изменения, связанные с применением штрафных санкций в отношении мобильных генерирующих объектов (от 25.10.12)
    Правка описывает индивидуальные особенности работы мобильных ГТСЭС, связанные с тем, что генерирующие объекты этого субъекта перемещаются в различные регионы в течение периода тарифного регулирования. Правкой описывается процедура, согласно которой мобильные ГТЭС не штрафуются за недопоставку мощности в течение трех месяцев (во время которых происходит перемещение генерирующих объектов).
    Изменения, связанные с особенностями предоставления статуса субъекта оптового рынка, согласования, регистрации и предоставления права участия в торговле на оптовом рынке электрической энергии и мощности в результате замены гарантирующего поставщика (от 25.10.12)
    В действующем положении о реестре отсутствует описание процедуры замены ГП, если такая необходимость возникла в соответствии с нормами правил розничного рынка. Данная неопределенность может привести к тому, что некоторые субъекты, получившие статус ГП, не смогут реализовать свое право на участие в торговле. Предлагается описать процедуры предоставления статуса субъекта ОРЭ, согласования и регистрации ГТП, а также получения права торговли на ОРЭ для организации, получившей статус ГП в результате замены (в том числе и в случае присвоения статуса ГП территориальной сетевой компании).
    Изменения, связанные с заменой гарантирующего поставщика (от 25.10.12)
    Правка описывает механизмы «разморозки» задолженности после проведения конкурса по замене ГП, порядок проведения расчетов ГП, в отношении которого принято решение о замене, и проведения конкурса на присвоение статуса ГП организации — победителю конкурса.
    Предлагается утвердить порядок обмена информацией в отношении договоров об уступке прав (цессии). Вносятся изменения в стандартные формы договоров комиссии с целью возможности централизованного заключения договоров уступки прав (цессии) комиссионером — ЦФР. Разработана стандартная форма договора об уступке прав (цессии).
    Изменения, связанные с техническими исправлениями и уточнением формулировок в регламентах оптового рынка электроэнергии и мощности (от 25.10.12)
    Правкой приводятся к единообразию определения, используемые в Регламенте финансовых расчетов и Регламенте определения объемов покупки и продажи мощности. Также исправляются индексы в некоторых формулах и уточняется ряд определений.